Цель проведения:
-
раскрытие творческого потенциала детей;
-
воспитание здорового образа жизни, интереса к христианским праздникам и устному народному творчеству;
-
воспитывать в детях уважение к обычаям и традициям.
Методы проведения:
-
игровые (моделирование ситуаций в игре).
Долго тянулись зимние теплые дни, и только к концу декабря зима действительно повернула на холод и мороз. Выпал долгожданный снег, и вся природа таинственно-сказочная. Скоро Рождество.
Ведущий 1: Православная Церковь празднует Рождество Христово в ночь с 6 на 7 января по новому стилю, католическая - 25 декабря.
Вечер 6 января – Рождественский сочельник, который подводит черту под прожитый год, завершает рождественский пост и открывает двухнедельные новогодние празднества – святки.
Ведущий 2: В рождественский сочельник не едят до первой звезды. Главное кушанье на столе – кутья (из пшена и ячменя). К празднику рождества Христова из пшеничного теста приготовляли фигурки, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов.
Ведущий 3: После серьезной части за домашним столом – начиналось святочное веселье. «Пришли колядки – блины да ладки (оладьи)», т.е. наступила пора взаимных угощений, веселья и радости. Говорили «Зима – за морозы, а мужик – за праздники».
Ведущий 1: Святки праздновали всеми, но в основе своей это был праздник молодежи: ее игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья.
Ведущий 2: По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью или детьми. Они ходили толпами под окна просить пирогов.
Ведущий 3: Впереди всех шла девушка, которую называли «мехоноскою», она несла кошель для пирожного сбора. Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с удовольствием выслушивала колядки. (дети поют по - очереди и подходят к столам, а взрослые их угощают).
- Коляда, коляда!
А бывает коляда
Накануне Рождества
Коляда пришла
Рождество принесла. - Не браните коляду!
Не журите коляду!
Пышки, лепешки,
Свиные-то ножки
Все в печи сидели
Да на нас глядели.
Поесть захотели
В кузов полетели.
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!
С праздником! - Коляда, коляда!
В печи сидит
На нас глядит.
Кто даст – золотой глаз,
Кто не даст – коровий глаз. - Коляда, коляда!
Пришла коляда
Накануне Рождества –
С маслицем, с молочком.
У хозяина полон двор живота
А сусеки полны жита
На полице-то пирог лежит –
Хозяюшка, подавай:
Подавай, знай, не ломай.
Ведущий 1: После шумного, веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе и устраивали общую пирушку – съедали все, чем их одарили односельчане.
Ведущий 2. В эти дни устраивались посиделки. Девушки и парни приходили из разных деревень, разодетые в лучшие платья слушали сказки, плясали под дуду, пели, гадали, играли.
(Дети и взрослые исполняют «Донскую песню)
Проводится игра «Жмурки» Необходимо завязать глаза одному игроку, а все остальные его спрашивают:
- Где стоишь?
- У ворот.
- Что продаешь?
- Квас.
- Ищи три года нас.
Пели частушки:
- Если б не было погоды –
Не пошел бы снег
Если б не было миленка –
Не пришла б сюда во век. - С горы камушек свалился
В быстру реченьку попал.
Мой миленочек женился.
Не богаче меня взял. - Сшей-ка, батюшка, сапожки –
Вдоль деревни мне ходить:
Накладу часты следочки –
Пускай миленький глядит.
Ведущий 3. Песни, игры, танцы, разговоры обыкновенно прерывались приходом ряженных. Наряжались цыганами и цыганками, стариками со страшными горбами, Петрушками, пугалами в виде стариков, чертом. Целая ватага «нечисти» заскакивала в избу и пугала девушек. Когда испуг проходил девушки выгоняли нечистую силу и пели «Небылицы – перевертыши».
- Вы послушайте, ребята.
Нескладушечку спою.
Замест кренделя-баранки
Проглотил мужик дугу. - Ехала деревня мимо мужика
А из-под собаки лают ворота.
«Караул, деревня,
Мужики горят!
Бабы сарафаном заливать хотят» - У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях. - Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Куры съели петуха,
Говорят собаки. - Рано утром, вечерком
Поздно на рассвете.
Баба ехала пешком
В ситцевой карете. - Черт намазал себе нос
Напомадил руки.
И из погреба принес
Жареные брюки. - Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
Ведущий 1: Проводились вот такие небольшие сценки. Например, сценка «Кузнец» (в сценке участвуют родители и дети).
В избу вваливается толпа парней с вымазанными сажей лицами и с подвешенными седыми бородами. Впереди всех выступает главный герой – кузнец. В руках у кузнеца большой деревянный молот. За кузнецом вносят высокую скамейку, покрытую широким, спускающимся до земли пологом, под которым спрятано человек 5-6 ребятишек. Кузнец расхаживает по избе, хвастает, что может сделать все что угодно:
- Я могу сделать все. Могу сделать замки, ножи, топоры и сверх того умею «старых на молодых переделывать».
- Да, врешь ты.
- Не вру, хочешь тебя на молодого переделаю.
- Хочу.
- А ну полезай под наковальню, я тебя перекую.
Человек прячется под пологом, а кузнец бьет молотком по скамейке, и из-под полога выскакивает подросток.
Проводятся конкурсы «Свистунов» и «Подражание голосам животных».
Проводится конкурс загадок.
Загадки
- Голубой платок,
красный колобок,
по платку катается,
людям усмехается
(небо, солнце) - Без рук, без ног
по полю скачет,
в село мчится,
в двери стучится
(ветер) - Сильнее солнца,
слабее ветра,
ног нет, а идет,
глаз нет, а плачет
(туча) - На всех садится,
ничего не боится
(снег) - Много соседей рядом живут,
а никогда не видятся
(окна) - Крутая гора:
что ни шаг – то нора
(лестница) - Подниму я крышу по столбику выше,
куда я, туда и крыша моя
(зонт)
Ведущий 2: Святок не бывает без гаданий. Для девушек в этом главный смысл и цель святочных вечеров. Выходят девушки и поют песню.
Гадай, гадай, девица,
В коей руке былица,
Былица достанется
Жизнь пойдет, покатится,
Попригожей срядится,
Молодцу достанешься,
Выживешь, состаришься.
Ведущий 3: Гадали во все дни святок, но наиболее важными и значительными считались гадания накануне Рождества, Нового года и в особенности Крещения.
Ведущий 1: Вот как гадали. Собирали кольца, сережки клали в шапку, встряхивали и пели песни – стишки, под которые вынимали вещи.
- Ползет ежик по завалинке,
Тащит кузну на мочалинке
Диво ули ляду!
Кому спели, тому добро! (к богатству) - Летел соловей
Через житенку,
Несет соловей
Жита горсточку
Лáдо, ладу!
Кому мы поем,
Тому честь воздаем (к богатству и счастью) - Мышь пищит
Сто рублей тащит
Диво ули ляду!
Кому спели, тому добро! (к деньгам, богатству) - Рылся кочеток на завалинке
Вырыл кочеток – жемчужинку.
Кому спели, тому добро! (к деньгам, найдет клад или выиграет) - Стоят санки у лесенки,
Хотят санки уехати.
Ладу, ладу –
Кому мы поем,
Тому честь воздаем! (дорога)
Ведущий 2: Девушки гадали и по-разному, ночи напролет, меняя способы и формы испытания судьбы.
- Ходили “слушать” за деревню на перекресток дорог: в какой стороне залает собака – туда и замуж идти.
- Подслушивали под окнами: если ругаются – в плохой дом выйдешь, смеются в хороший.
Ведущий 3: Особенно распространено было гадание с помощью петуха. Гадальщицы раскладывали на полу (на столе) щепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, монетки, ставили зерно и миску с водой . Затем вносили петуха и смотрели, что он начнет клевать в первую очередь: крупу – к богатству, хлеб – к урожаю, ножницы – суженый будет портной, золу – табачник, уголь – к вечному девичеству, монетки – к деньгам, если петух клюнет зеркало – муж будет щеголем, если начнет воду пить – быть мужу пьяницей.
Ведущий 1: Страшным, но “самым верным” считалось гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей. Решалась на такое высматривание суженого не каждая девушка.
Ведущий 2: А еще молодежь от Нового года до кануна Крещения вовсю чудили: опрокидывали поленицы дров, закладывали чем попало ворота, так что хозяевам было не выйти на улицу, забирались на крышу и закрывали досками трубы – при топке печи изба наполнялась дымом. Об этих праздничных проказах знали и относились к ним снисходительно, тем более что сразу после Крещения они прекращались.
Ведущий 3: Заканчивались святки – водосвятием на Крещение.
“Грешные и смелые люди считают своею святою, непременною обязанностью окунуться в прорубь и смыть с себя тяжкие грехи святочных игр, ряжения и маски”.
(Все участники мероприятия исполняют песню «Как у нас, да на Дону)