Повторительно-обобщающий урок по математике в 3-м классе по теме "Проверка знаний и умений учащихся в устных и письменных вычислениях в пределах 100 и 1000"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • проверить знания и умения учащихся в устных и письменных вычислениях в пределах сотни и тысячи;
  • развивать внимание, логическое мышление, смекалку;
  • воспитывать взаимоподдержку, бережное отношение к природе и хлебу.

Оборудование:

  • плакат «Цифры проснулись»,
  • рисунок кот Леопольд,
  • ромашка с заданиями,
  • иллюстрации птиц.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей урока.

Учитель.

Наши *цифры проснулись,
Нам всем мило улыбнулись.
Можно начинать урок,
К нам прилетел в класс Ветерок.
Невидимка – ветерок
Посидит у нас урок.
Незаметный он на вид,
Но на нас всегда глядит.

Ветерок везде бывает, очень много знает. Узнав, что мы с вами заканчиваем третий класс и ждут нас впереди каникулы, он решил проверить, как мы усвоили устную нумерацию чисел в пределах тысячи, письменные приёмы сложения и вычитания, а также устные приёмы умножения и деления в пределах тысячи, внетабличное умножение и деление, решение задач.

Хоть и очень Ветерок устал,
Но два письма написал и прислал.

Первое письмо – сюрприз. Ребятам 3-го «Б» класса. Открыть, когда вы выполните все задания, которые я приготовил. Ветерок.

Второе письмо. Нарисованы берёзовые *листики – с заданиями.

III. Устный счёт.

Учитель.

Ну-ка в сторону карандаши!
Ни ручек! Ни мела!
Устный счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души.

1. Закрепление нумерации, устных приёмов сложения и вычитания, умножения и деления чисел в пределах 1000.

* Наглядность к уроку смотри в приложении.

У. Назовите число, следующее при счёте за числом 779.

Назовите число, стоящее перед числом 900.

Назовите число, которое состоит из 7 сотен и 3 единиц.

Назовите число, в котором 6 ед. III разряда, 4 ед. II разряда и 1 ед. I первого разряда.

Сколько получится, если из 6 сотен вычесть 6 десятков?

Найдите сумму чисел 830 и 70.

Неизвестное число больше, чем 160 на 40. Чему равно неизвестное число?

Какое число нужно увеличить в 9 раз, чтобы получилось 450?

Самая маленькая птичка в России – королёк. Масса её тела составляет 1/200 часть 1 кг. Чему равна масса этой птички?

Как нашли? (1кг = 1000г 1000 : 200 = 50(г) ).

Самой маленькой птицей в мире является пчелиная колибри, обитающая на Кубе и острове Пайн. Взрослые самцы (самки несколько крупнее) достигают в длину 57мм, причем половина этой длины приходится на клюв и хвост. Весят они 1,6 г.

2. Закрепление внетабличного умножения и деления.

У. У нашего ветерка очень много друзей. Послушайте и ответьте, кому из его друзей принадлежит фраза: «Ребята, давайте жить дружно!»

Д. Коту Леопольду.

У. Этот *кот в подарок сыну

Сделал счетную машину.
К сожалению, она
Недостаточна верна.
Все ошибки перед вами,
Быстро их исправить надо.

48 : 4 = 12

60 : 5 = 13

19 ∙ 5 = 95

96 : 24 = 4

99 : 33 = 2

84 : 4 = 21

23 ∙ 3 = 69

48 ∙ 2 = 94

Дети помогают коту Леопольду, исправляют его ошибки. Кот Леопольд остаётся на уроке.

3. Задача. Кот Леопольд добирается из города в деревню Простоквашино в гости к коту Матроскину на электричке за 1 ч 30 мин, а обратно за 90 мин. Почему? (1 ч 30 мин = 90 мин)

У. Молодцы! С устным счётом справились.

IV. Закрепление пройденного.

1. Минутка чистописания.

У.

У сосны и ёлки
Листики - иголки,
А на каких листочках
Растут числа, слова, строчки?

Давайте найдем число, которое будем прописывать.

6 ∙ 6 : 9 ∙ 12 : 6 ∙ 9 : 3

Какое число получилось? (24)

У. Что мы о нём знаем? (24 двузначное число, для записи используют две цифры 2 и 4, чётное – делится на 2, в нём 2 десятка и 4 единицы). Прописываем.

У.

Вид её - как запятая,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А лентяи её – нет.

Гляди, четыре – это стул,
Который я перевернул.

2. Решение задач.

Задача 1.

Учитель. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г ?

Дети . 750 г.

Учитель. Как нашли ?

Дети. Масса всего кусочка 50г, а масса полкусочка 25г. 25•30=750(г)

Беседа. Погублена целая буханка! А сколько их за неделю выбросил класс? А ведь в школе не один класс, а в районе не одна школа! Сколько хлеба мы выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова. Как вы понимаете эту народную мудрость? Правильно! Без хлеба нет жизни. Небрежно к нему нельзя относиться.

Учитель. Из чего получают хлеб?

Дети. Из муки.

Учитель. Из чего получают муку?

Дети. Муку получают из пшеницы и ржи.

Учитель. Мы решали задачу устно, а теперь Ветерок предлагает решить письменно. Текст задачи он написал на листочках. Листочки лежат на парте.

Задача2.

Насыпали 5 мешков пшеницы по 50 кг в каждый и 3 мешка ржи по 60 кг в каждый. Сколько всего кг зерна насыпали в мешки?

Задачу учащиеся решают с комментированием у доски, записывают краткое условие, а потом объясняют выбор действия.

 

Масса 1 мешка

Количество мешков

Масса всех мешков

Пшеницы

50 кг

5

Ржи

60 кг

3

  1. 50 • 5 = 250 (кг) – масса всех мешков пшеницы.
  2. 60 • 3 = 180 (кг) – масса всех мешков ржи.
  3. 250 + 180 = 430 (кг)

Ответ: 430 кг зерна насыпали в мешки.

Учитель. Ребята, а на чём вы пишете?

Дети. На тетрадных листочках.

Учитель. А из чего эти листочки сделаны?

Дети. Они сделаны из бумаги.

Учитель. А бумагу из чего делают?

Дети. Бумагу делают из древесины, льна, соломы.

Учитель. Знаете ли вы, что каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из 3-х хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на вашу семью?

Слушаем ответы детей и выясняем. Как узнали?

Учитель. Есть такое дерево, которое называется *берёза бумажная, широко распространённое в Северной Америке и часто разводимое в декоративных целях. Кремово-белая кора легко снимается тонкими бумажистыми слоями.

3. Работа по книге.

Учитель. Мы с вами работаем дальше по книге на стр. 78 и решаем задачу №15.

Задача. В саду посадили 96 яблонь, а слив на 64 дерева меньше. Во сколько раз больше посадили яблонь, чем слив?

Задачу дети решают самостоятельно после совместной записи краткого условия:

Дети объясняют как решали задачу:

  1. 96 – 64 = 32 (д.) – слив посадили в саду.
  2. 96 : 32 = 3 (раза)

Ответ: в 3 раза больше посадили яблонь, чем слив.

4. Физкультминутка.

Учитель. Решаем № 16.

У доски решает ученик с объяснением:

84 : 12 = 7

54 : 18 = 3

78 : 26 = 3

560 : 8 ∙ 7 = 490

630 : 9 ∙ 5 = 350

700 : 100 = 7

Дети решают самостоятельно по вариантам.

Вариант 1.

42 ∙ 2 – 42 = 42

4 ∙ 15 + 15 = 75

6 ∙ 13 – 13 = 65

Вариант 2.

80 : (4 + 76) = 1

96 – 64 : 4 = 80

(96 – 64) : 4 =8

Проверяем.

Учитель. Прочитайте выражение с ответом 42.

Дети. От произведения чисел 42 и 2 отнять 42.

Учитель. Прочитайте выражение с ответом 1.

Дети. 80 разделить на сумму чисел 4 и 76.

Учитель. Прочитайте выражение с ответом 75.

Дети. К произведению чисел 4 и 15 прибавили 15.

Учитель. Сколько получится, если из 96 вычесть частное чисел 64 и 4.

Дети. 80.

Учитель. Назовите выражение, в котором получилось 6 десятков и 5 единиц.

Дети. От произведения чисел 6 и 13 отнять 13.

Учитель. Прочитайте выражение с ответом 8.

Дети. Разность чисел 96 и 64 разделили на 4.

V. Игра. « Цена минутки»

Учитель. Ребята, сколько длится урок?

Дети. 40 минут.

Учитель. А вы знаете, что за одну минуту муравьи приносят в муравейник 2 десятка насекомых.

А стрекоза делает в секунду до 1600 взмахов крыльями.

А теперь посмотрим, что вы сможете за одну минуту. Против вас играет лучший друг Ветерка.

Послушайте загадку и отгадайте.

Белая корзинка-
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.

Дети. *Ромашка.

Учитель. Ромашка решила проверить, как вы знаете письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 1000. На своих лепестках она написала выражение, которое вы должны решить.

Детям раздаются лепестки, на них записаны с одной стороны выражения, а с другой буквы.

Дети работают группами. Назначается старший. Ученики, решившие пример, выходят к доске.

Проверяем полученные ответы: 272, 8, 328, 500, 760, 636, 362.

Учитель. Ребята, а ведь на другой стороне лепестка написаны буквы. Составьте из них слово.

Какое слово получилось? Давайте прочитаем.

Дети. Молодцы!

VI. Итог урока.

Учитель. Молодцы. Ведь мы с вами столько успели за урок. Что мы успели повторить?

Дети. Устную нумерацию чисел в пределах тысячи, внетабличное умножение и деление, решение задач, решение выражений.

Учитель. Мы выполнили все задания, которые приготовил Ветерок. А задания были написаны на листьях какого дерева?

Дети. На листьях берёзы.

Учитель. Мы сегодня узнали о берёзе, поиграли с ромашкой, помогли коту Леопольду, решали задачу про яблоню и сливу. А все они являются жителями чего?

Дети. Земли.

Учитель. А с какой буквы напишем слово Земля?

Дети. С большой, ведь Земля это планета.

Учитель.

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.

Рассматриваем модель глобуса. Находим место где мы живём.

Учитель. Животный и растительный мир Приморского края насчитывает 350 видов птиц, деревьев и кустарников – 250 видов, трав – 4000 видов, рыб - более 250 видов. А представьте себе, сколько их на всей планете. Но, к сожалению, как бы ни было велико их число, многие постепенно исчезают. Если раньше те или иные виды растений, птиц, рыб в изобилии водились в разных местах, то сейчас есть такие виды, которых уже не найти на Земле. Почему исчезают растения и животные?

Дети. Они погибают от нехватки пищи, человек истребляет их.

Учитель. Это может привести к тому, что на Земле не останется ни одного растения и животного. Человек не может равнодушно смотреть на исчезновение видов растений и животных, он должен оберегать и восстанавливать их. Что делается для сохранения природы?

Дети. Создана Красная книга, куда заносятся исчезающие виды растений и животных, создаются заповедники и заказники, в которых их охраняют и разводят.

Учитель. А чем мы с вами можем помочь?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель. А почему вы должны помогать?

Дети. Мы жители планета Земля, а земля это почва, она нас кормит и поит.

Учитель. Какой сегодня праздник?

Дети. День Земли.

Учитель.

Ветерок прошелестел
И с урока улетел.
У него ведь очень много
Неотложных, важных дел.
Но понравился ль сегодня
Ему математики урок?
Полюбил ли вас, ребята,
Ласковый ваш Ветерок?

Открываем письмо с сюрпризом, читаем послание Ветерка. «Дорогие ребята! Вы сегодня очень хорошо работали. И получаете пятёрки. Ветерок». Раздаются детям вырезанные из бумаги пятёрки.

Учитель. Ребята, большое спасибо за урок.