Дизайн в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


В XXI художественный дизайн является эстетическим и функциональным, в современном мире. Еще недавно казалось, что высокие технологии одержали вверх над индивидуальным, уникальным творением художника. Обрывки бумаги, немного перьев, моток шерсти, ткань и не чем не привлекательной на первый взгляд деревяшки, можно сотворить настоящий шедевр, концептуальный, элитный дизайн. Обучение по предлагаемой программе развивает художественное восприятие и творческие способности детей, повышает стремление к  самостоятельному творчеству, способность к анализу и обобщению. Благоустраивая своё кукольно – игровой уголок, а позднее, по мере взросления, и пространство вокруг себя, у детей старшего дошкольного возраста развивается пространственное воображение, образное мышление, эстетический вкус. Участвуя в создании инклюзивных изделий, учатся благоустраивать быт, применяя опыт дизайна в детском саду и семье. Такое обучение делает занятия, практически значимыми, необходимыми. Сегодня важную роль играет: компьютер, телевидение, фото-, поли-, и голография, интернет. И дизайн является разносторонним способом познания мира.  И возникает педагогическая и психологическая проблема – адаптации детей в окружающем мире? Что могут делать дошкольники приобщаясь к дизайн деятельности? Что они приобретают, занимаясь дизайном? Программа способствует решению поставленных вопросов.
Новизна предлагаемой программы её содержание, типы занятий, использование новых техник и материалов. Изучая художественно – конструктивный дизайн программа способствует формированию у дошкольников новых знаний, умений и навыков в изготовлении неповторимых детских работ, используя изделия в жизни ребенка, детского сада и семьи.

Цель: создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала дошкольника средствами художественно-конструктивного дизайна.

Задачи:

  1. Обучающие задачи:

- развитие криотивного мышления дошкольников, с помощью ознакомления с методами и приемами применяемыми в художественно-конструктивном дизайне. 
- создать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов.
- формировать оценочное отношение к окружающему миру, эстетический вкус, культуру поведения.
- развивать интерес к дизайн творчеству.

  1. Воспитывающие задачи:

 - формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело
обращаться с материалами и инструментами.
- формировать способности к анализу, самооценке при выполнении работ.
- формирование внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению.
- стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя
результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском  саду, дома.

  1. Развивающие задачи:

- развить интерес к дизайн – творчеству.
- развить познавательную активность, общение, самостоятельность.
- развитие художественного и творческого потенциала.
- развитие образного мышления, воображения, устойчивого внимания, наблюдательности,   
аккуратности.

В результате первого года обучения дети должны знать:

  • Различать и называть основные понятия дизайна и композиции (замысел, гармония, композиция).
  • Различать и называть элементы композиции (пространство, линия, пятно, форма, цвет, фактура).
  • Технологию выполнения аппликации из различных материалов.
  • Правила оформления  готового изделия.
  • Композиционно располагать рисунок на листе бумаги.
  • Освоение различных техник рисования кистью на различных материалах.

Уметь:

  • Составлять композицию.
  • Наносить рисунок на ткань с помощью различных штампов.
  • Декоративно оформлять изделие.
  • Контролировать качество изделия.
  • Вырезать по контру предметы сложной формы.

 

В результате второго года обучения дети должны знать:

  • Называть основные понятия дизайна и композиции.
  • Называть элементы композиции.
  • Правела выполнения техники «Декупаж».
  • Правела выполнения техники «Пэчворк».
  • Правила выполнения простых элементов в техники «Квилинг»

Уметь:

  • Самостоятельно выбирать технические и изобразительные приемы.
  • Из бросового материала составлять композиционное построение различной формы, используя ритм, симметрию.
  • Создавать изделие по собственному замыслу.
  • Оценивать результат своей работы.

Основные направления содержания деятельности

Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия в группе 1 года обучения (5-6 лет) проходят один раз в неделю, по 1 часу. Занятия 2 года обучения (6-7 лет) проходят один раз в неделю, по 1 часу для детей прошедших курс первого года. Работа предполагает занятия с одаренными детьми. Большое внимание уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам.

В процессе обучения выделила следующие методы работы:
1) Наглядный
А) Иллюстрация, демонстрация; Б)  Сравнение
2) Словесный
А) Объяснение; Б) Обсуждение; В) Рассказ, сказка; Г) Инструктаж; Д)  Анализ готовых работ.  
3)Практический
А) Показ способов, техник, приемов рисования; Б)  Помощь воспитателя; В)  Самостоятельная и коллективная работа.

В процессе обучения выделила следующие методы работы:
А) Игра; Б) Беседа; В) Экскурсия; Г) Выставка.

При организации занятий создается игровая ситуация, что повышает интерес к занятиям. На занятия в гости к дошкольникам приходят известные и любимые герои. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры. При этом идет наиболее интенсивное усвоение материала. Отдельные части занятия связанны между собой, используются различные виды и формы работы, что способствует равномерному распределению умственной нагрузки. Это направляет внимание ребенка на решение конкретных задач. На каждом занятии четко определяются учебные и творческие задачи, в чем ребенок может проявить выбор, самостоятельность. Используются образцы на стадии общего знакомства. Знакомство дошкольников с различными методами и техниками, используемыми в дизайне, позволяет им в дальнейшем переносить подобную методику работы в повседневную жизнь. Эффектно выглядят работы, сочетающие в себе различные виды и техники.  Созданы наглядные пособия, раздаточный материал, который служит для объяснения нового материала, и для контроля понимания  всех тем, все это развивает воображение,  творчество, самостоятельность, формирует эстетическое отношение к окружающей действительности. Используя фланелеграф для обучения композиции, демонстрируется расположение узора, приемы рисования. Большое внимание на занятиях уделяется формированию у ребенка умения планировать содержание и ход выполнения заданий. Дети сначала мысленно обдумывают поставленную задачу, а затем выполняют её. Учу детей объяснять, рассуждать, сравнивать, давать полные ответы. Дошкольники должны уметь рассказать, что они делали, как делали, и что получилось в результате. При первых признаках переутомления  проводятся физкультминутки, они положительно влияет на развитие речи ребенка, его работоспособность, внимание и умственную активность. В конце каждого занятия анализируются готовые работы  Коллективное обсуждение или самоанализ, позволяет сравнивать работы, находить достоинства и недостатки, адекватно реагировать на замечания, находить пути исправления ошибок, стараться выйти на более качественный уровень работы. В конце каждой темы организовывается выставка детских работ. Для родителей оформляются родительские уголки где они вместе с ребенком могут выполнить творческое задание. Наблюдая полученный результат дома, начинают осознавать важность и необходимость художественно-конструктивного дизайна. Экскурсии имеют большое значение для эстетического развития ребенка. Поэтому посещая музей детей приобщаются к прекрасному.  В свою очередь это формирует эмоциональный отклик, радость от восприятия, гордость за свой народ.

Учет возрастных особенностей обучающихся
Для детей старшего дошкольного возраста основными видами деятельности является игра, конструирование, отображение виденного в рисунке. Игры в этом возрасте приобретают более совершенные формы, становятся развивающими и существенно влияют на развитие детей. Важным мотивом в развитии творчества дошкольников являются сознательная постановка цели для достижения успеха и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться этой цели. Параллельно с мотивацией достижения успеха и под ее влиянием совершенствуются два других личностных качества: трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие же возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении поощрения за это. Самостоятельность младших школьников сочетается с их зависимостью от взрослых. При обучении следует обращаю внимание на то, что воспитание самостоятельности и пока еще зависимость от взрослых были взаимно уравновешенными.
Дети дошкольного возраста очень эмоциональны, легко отвлекаются от не интересной для них работы. Они обладают достаточно хорошей памятью и это, в первую очередь, касается механической памяти.  Поэтому создаю задания таким образом чтобы они были понятны для восприятия, занимательны и имели окончательный результат уже на самом занятии. Постепенно усложняя задания стараюсь создать  желание двигаться вперед не боясь неудач. Ведь каждая работа требует устойчивого внимания и труда.

Учебно-тематический план первого года обучения

№ п/п Наименование темы Техника
1 Осенний листопад Акварельные мелки по мокрой бумаге
2 Человечки Рисунок песком и клеем
3 Осенний листопад Кляксография, аппликация
4 Декор камней Рисунки на камнях
5 Открытка Бросовый материал
6 Бумажный карнавал Коллаж из различной бумаги
7 Коврик Коллаж из различной ткани
8 Листопад Аппликация природный материал
9 Зверята Рисование подсолнечным маслом
10 Необычный узор Рисование на ткани по верх трафаретов
11 Текстурный стол Декор стола
12 Воспоминания о лете Отпечаток на пенопласте
13 Здравствуй это я Картинка из пряжи
14 Первый снег Рисунок на ткани
15 Полосатый кот Рисование клеем
16 Клякса Отпечатки различными материалами
17 Гирлянда Аппликация с помощью клея 
18 Цветик семицветик Скотч и мел
19 Сказочный зайка Мокрая ткань  и мелок
20 Бычок смоленой бачок Рисование на яичной скорлупе
21 Живые куклы Пальчиковые куклы
22 Космос На выбор (деревяшки, газета и.д.)
23 Творческое задание Краска с блестками
24 Бусы для принцессы Тестопластика
25 Мягкие подвески Пряжа с клеем
26 Гномик Аппликация из сосновых иголок
27 Праздничный салют Аппликация из фольги, конфетти
28 Волшебное деревце Кляксография и аппликация
29 Соломенный домик Объемная аппликация, коллаж
30 Макаронная страна Макароны на картоне
31 Листок сирени Гравюра
32 Ночное небо Украшение на окна
33 Черно – белый граттаж Грунтованный лис + декупаж
34 Сказочные цветы Кляксография с трубочкой
35 Чудесные платки Кляксография с ниткой
36 Волшебные картинки Набрызг + пэчворк 

Учебно-тематический план второго года обучения

№ п/п Наименование темы Техника
1 Открытка Пэчворк
2 Кот матроски Коллаж из журнальных картинок
3 Украшение для детской комнаты Пенопласт + клей
4 Необычное деревце Декор ветки пряжей
5 Необычная постройка Конструирование из полосок бумаги
6 Фантастическое дерево Декор ветки бросовым материалом
7 Ширма гномик Декор ширмы
8 Праздничная скатерть Свеча, пастельные мелки
9 Подвеска из ниток Цветная пряжа + разной формы шарики
10 Объемная фотография Фотография в 3 экземплярах
11 Книжка малышка Илюстрации любимых сказок
12 Необычная паутинка Гравюра
13 Каляка – маляка Рисование с раскачивающийся кисточкой
14 Мы его слепили из того что было Гипс + бросовый материал
15 Декор свечи Свеча + бросовый материал
16 Стильные цветочки Цветы из газеты
17 Веселый клоун Коллаж (Мулине, пенопласт)
18 Маленький принц Апплекация (бросовый материал)
19 Паутина Декупаж  (пряжа, картон)
20 Пластилиновая сказка Картина из пластилина
21 Панно Объемная фольга
22 Коллективная работа «Яблонька» Бросовый материал
23 Морские жители Бросовый материал
24 Ночное небо Монотипия + квилинг
25 Китенок Глина + бросовый материал
26 Падалка из ненужных вещей Бросовый материал
27 Сундук для куклы Декор из пластиковых трубочек
28 Тридевятое королевство Картинка из пуговиц
29 Рыба кит Мятая бумага + ткань
30 Котик Рисование сухой кистью + коллаж
31 Волшебный лес Скатывание бумаги + декупаж
32 Ля – ля Бросовый материал
33 Песочное ассорти Рисование цветным песком + природный материал
34 Ожерелье Тесто + бусины
35 Коллективная работа «Планета земля» Бросовый материал      
36 Альбом для работ Декупаж

Результатом обучения детей являются определенный объем знаний, умений, навыков, которые оцениваются в следующих формах:
- иметь навыки самостоятельной творческой работы;
- выполнение коллективного работы;
- использование различных материалов в работе;