В XXI художественный дизайн является эстетическим и функциональным, в современном мире. Еще недавно казалось, что высокие технологии одержали вверх над индивидуальным, уникальным творением художника. Обрывки бумаги, немного перьев, моток шерсти, ткань и не чем не привлекательной на первый взгляд деревяшки, можно сотворить настоящий шедевр, концептуальный, элитный дизайн. Обучение по предлагаемой программе развивает художественное восприятие и творческие способности детей, повышает стремление к самостоятельному творчеству, способность к анализу и обобщению. Благоустраивая своё кукольно – игровой уголок, а позднее, по мере взросления, и пространство вокруг себя, у детей старшего дошкольного возраста развивается пространственное воображение, образное мышление, эстетический вкус. Участвуя в создании инклюзивных изделий, учатся благоустраивать быт, применяя опыт дизайна в детском саду и семье. Такое обучение делает занятия, практически значимыми, необходимыми. Сегодня важную роль играет: компьютер, телевидение, фото-, поли-, и голография, интернет. И дизайн является разносторонним способом познания мира. И возникает педагогическая и психологическая проблема – адаптации детей в окружающем мире? Что могут делать дошкольники приобщаясь к дизайн деятельности? Что они приобретают, занимаясь дизайном? Программа способствует решению поставленных вопросов.
Новизна предлагаемой программы её содержание, типы занятий, использование новых техник и материалов. Изучая художественно – конструктивный дизайн программа способствует формированию у дошкольников новых знаний, умений и навыков в изготовлении неповторимых детских работ, используя изделия в жизни ребенка, детского сада и семьи.
Цель: создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала дошкольника средствами художественно-конструктивного дизайна.
Задачи:
- Обучающие задачи:
- развитие криотивного мышления дошкольников, с помощью ознакомления с методами и приемами применяемыми в художественно-конструктивном дизайне.
- создать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов.
- формировать оценочное отношение к окружающему миру, эстетический вкус, культуру поведения.
- развивать интерес к дизайн творчеству.
- Воспитывающие задачи:
- формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело
обращаться с материалами и инструментами.
- формировать способности к анализу, самооценке при выполнении работ.
- формирование внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению.
- стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя
результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома.
- Развивающие задачи:
- развить интерес к дизайн – творчеству.
- развить познавательную активность, общение, самостоятельность.
- развитие художественного и творческого потенциала.
- развитие образного мышления, воображения, устойчивого внимания, наблюдательности,
аккуратности.
В результате первого года обучения дети должны знать:
- Различать и называть основные понятия дизайна и композиции (замысел, гармония, композиция).
- Различать и называть элементы композиции (пространство, линия, пятно, форма, цвет, фактура).
- Технологию выполнения аппликации из различных материалов.
- Правила оформления готового изделия.
- Композиционно располагать рисунок на листе бумаги.
- Освоение различных техник рисования кистью на различных материалах.
Уметь:
- Составлять композицию.
- Наносить рисунок на ткань с помощью различных штампов.
- Декоративно оформлять изделие.
- Контролировать качество изделия.
- Вырезать по контру предметы сложной формы.
В результате второго года обучения дети должны знать:
- Называть основные понятия дизайна и композиции.
- Называть элементы композиции.
- Правела выполнения техники «Декупаж».
- Правела выполнения техники «Пэчворк».
- Правила выполнения простых элементов в техники «Квилинг»
Уметь:
- Самостоятельно выбирать технические и изобразительные приемы.
- Из бросового материала составлять композиционное построение различной формы, используя ритм, симметрию.
- Создавать изделие по собственному замыслу.
- Оценивать результат своей работы.
Основные направления содержания деятельности
Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия в группе 1 года обучения (5-6 лет) проходят один раз в неделю, по 1 часу. Занятия 2 года обучения (6-7 лет) проходят один раз в неделю, по 1 часу для детей прошедших курс первого года. Работа предполагает занятия с одаренными детьми. Большое внимание уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам.
В процессе обучения выделила следующие методы работы:
1) Наглядный
А) Иллюстрация, демонстрация; Б) Сравнение
2) Словесный
А) Объяснение; Б) Обсуждение; В) Рассказ, сказка; Г) Инструктаж; Д) Анализ готовых работ.
3)Практический
А) Показ способов, техник, приемов рисования; Б) Помощь воспитателя; В) Самостоятельная и коллективная работа.
В процессе обучения выделила следующие методы работы:
А) Игра; Б) Беседа; В) Экскурсия; Г) Выставка.
При организации занятий создается игровая ситуация, что повышает интерес к занятиям. На занятия в гости к дошкольникам приходят известные и любимые герои. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры. При этом идет наиболее интенсивное усвоение материала. Отдельные части занятия связанны между собой, используются различные виды и формы работы, что способствует равномерному распределению умственной нагрузки. Это направляет внимание ребенка на решение конкретных задач. На каждом занятии четко определяются учебные и творческие задачи, в чем ребенок может проявить выбор, самостоятельность. Используются образцы на стадии общего знакомства. Знакомство дошкольников с различными методами и техниками, используемыми в дизайне, позволяет им в дальнейшем переносить подобную методику работы в повседневную жизнь. Эффектно выглядят работы, сочетающие в себе различные виды и техники. Созданы наглядные пособия, раздаточный материал, который служит для объяснения нового материала, и для контроля понимания всех тем, все это развивает воображение, творчество, самостоятельность, формирует эстетическое отношение к окружающей действительности. Используя фланелеграф для обучения композиции, демонстрируется расположение узора, приемы рисования. Большое внимание на занятиях уделяется формированию у ребенка умения планировать содержание и ход выполнения заданий. Дети сначала мысленно обдумывают поставленную задачу, а затем выполняют её. Учу детей объяснять, рассуждать, сравнивать, давать полные ответы. Дошкольники должны уметь рассказать, что они делали, как делали, и что получилось в результате. При первых признаках переутомления проводятся физкультминутки, они положительно влияет на развитие речи ребенка, его работоспособность, внимание и умственную активность. В конце каждого занятия анализируются готовые работы Коллективное обсуждение или самоанализ, позволяет сравнивать работы, находить достоинства и недостатки, адекватно реагировать на замечания, находить пути исправления ошибок, стараться выйти на более качественный уровень работы. В конце каждой темы организовывается выставка детских работ. Для родителей оформляются родительские уголки где они вместе с ребенком могут выполнить творческое задание. Наблюдая полученный результат дома, начинают осознавать важность и необходимость художественно-конструктивного дизайна. Экскурсии имеют большое значение для эстетического развития ребенка. Поэтому посещая музей детей приобщаются к прекрасному. В свою очередь это формирует эмоциональный отклик, радость от восприятия, гордость за свой народ.
Учет возрастных особенностей обучающихся
Для детей старшего дошкольного возраста основными видами деятельности является игра, конструирование, отображение виденного в рисунке. Игры в этом возрасте приобретают более совершенные формы, становятся развивающими и существенно влияют на развитие детей. Важным мотивом в развитии творчества дошкольников являются сознательная постановка цели для достижения успеха и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться этой цели. Параллельно с мотивацией достижения успеха и под ее влиянием совершенствуются два других личностных качества: трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие же возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении поощрения за это. Самостоятельность младших школьников сочетается с их зависимостью от взрослых. При обучении следует обращаю внимание на то, что воспитание самостоятельности и пока еще зависимость от взрослых были взаимно уравновешенными.
Дети дошкольного возраста очень эмоциональны, легко отвлекаются от не интересной для них работы. Они обладают достаточно хорошей памятью и это, в первую очередь, касается механической памяти. Поэтому создаю задания таким образом чтобы они были понятны для восприятия, занимательны и имели окончательный результат уже на самом занятии. Постепенно усложняя задания стараюсь создать желание двигаться вперед не боясь неудач. Ведь каждая работа требует устойчивого внимания и труда.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п | Наименование темы | Техника |
---|---|---|
1 | Осенний листопад | Акварельные мелки по мокрой бумаге |
2 | Человечки | Рисунок песком и клеем |
3 | Осенний листопад | Кляксография, аппликация |
4 | Декор камней | Рисунки на камнях |
5 | Открытка | Бросовый материал |
6 | Бумажный карнавал | Коллаж из различной бумаги |
7 | Коврик | Коллаж из различной ткани |
8 | Листопад | Аппликация природный материал |
9 | Зверята | Рисование подсолнечным маслом |
10 | Необычный узор | Рисование на ткани по верх трафаретов |
11 | Текстурный стол | Декор стола |
12 | Воспоминания о лете | Отпечаток на пенопласте |
13 | Здравствуй это я | Картинка из пряжи |
14 | Первый снег | Рисунок на ткани |
15 | Полосатый кот | Рисование клеем |
16 | Клякса | Отпечатки различными материалами |
17 | Гирлянда | Аппликация с помощью клея |
18 | Цветик семицветик | Скотч и мел |
19 | Сказочный зайка | Мокрая ткань и мелок |
20 | Бычок смоленой бачок | Рисование на яичной скорлупе |
21 | Живые куклы | Пальчиковые куклы |
22 | Космос | На выбор (деревяшки, газета и.д.) |
23 | Творческое задание | Краска с блестками |
24 | Бусы для принцессы | Тестопластика |
25 | Мягкие подвески | Пряжа с клеем |
26 | Гномик | Аппликация из сосновых иголок |
27 | Праздничный салют | Аппликация из фольги, конфетти |
28 | Волшебное деревце | Кляксография и аппликация |
29 | Соломенный домик | Объемная аппликация, коллаж |
30 | Макаронная страна | Макароны на картоне |
31 | Листок сирени | Гравюра |
32 | Ночное небо | Украшение на окна |
33 | Черно – белый граттаж | Грунтованный лис + декупаж |
34 | Сказочные цветы | Кляксография с трубочкой |
35 | Чудесные платки | Кляксография с ниткой |
36 | Волшебные картинки | Набрызг + пэчворк |
Учебно-тематический план второго года обучения
№ п/п | Наименование темы | Техника |
---|---|---|
1 | Открытка | Пэчворк |
2 | Кот матроски | Коллаж из журнальных картинок |
3 | Украшение для детской комнаты | Пенопласт + клей |
4 | Необычное деревце | Декор ветки пряжей |
5 | Необычная постройка | Конструирование из полосок бумаги |
6 | Фантастическое дерево | Декор ветки бросовым материалом |
7 | Ширма гномик | Декор ширмы |
8 | Праздничная скатерть | Свеча, пастельные мелки |
9 | Подвеска из ниток | Цветная пряжа + разной формы шарики |
10 | Объемная фотография | Фотография в 3 экземплярах |
11 | Книжка малышка | Илюстрации любимых сказок |
12 | Необычная паутинка | Гравюра |
13 | Каляка – маляка | Рисование с раскачивающийся кисточкой |
14 | Мы его слепили из того что было | Гипс + бросовый материал |
15 | Декор свечи | Свеча + бросовый материал |
16 | Стильные цветочки | Цветы из газеты |
17 | Веселый клоун | Коллаж (Мулине, пенопласт) |
18 | Маленький принц | Апплекация (бросовый материал) |
19 | Паутина | Декупаж (пряжа, картон) |
20 | Пластилиновая сказка | Картина из пластилина |
21 | Панно | Объемная фольга |
22 | Коллективная работа «Яблонька» | Бросовый материал |
23 | Морские жители | Бросовый материал |
24 | Ночное небо | Монотипия + квилинг |
25 | Китенок | Глина + бросовый материал |
26 | Падалка из ненужных вещей | Бросовый материал |
27 | Сундук для куклы | Декор из пластиковых трубочек |
28 | Тридевятое королевство | Картинка из пуговиц |
29 | Рыба кит | Мятая бумага + ткань |
30 | Котик | Рисование сухой кистью + коллаж |
31 | Волшебный лес | Скатывание бумаги + декупаж |
32 | Ля – ля | Бросовый материал |
33 | Песочное ассорти | Рисование цветным песком + природный материал |
34 | Ожерелье | Тесто + бусины |
35 | Коллективная работа «Планета земля» | Бросовый материал |
36 | Альбом для работ | Декупаж |
Результатом обучения детей являются определенный объем знаний, умений, навыков, которые оцениваются в следующих формах:
- иметь навыки самостоятельной творческой работы;
- выполнение коллективного работы;
- использование различных материалов в работе;