Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5–6-х классов "И прекрасна и сильна математики страна"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Вступление

Чтобы спорилось нужное дело
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко
Не боимся, что путь будет труден,
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.

Презентация

Дорогие ребята, начинаем нашу необычную встречу. Ян Амос Каменский сказал: «Считай несчастным тот день или тот час, в котором, ты не усвоил ничего, ничего не прибавил к своему образованию». И я надеюсь, что сегодняшняя наша встреча, и день не будет для вас несчастным и потерянным, т.к. каждый из вас унесёт с собой, что-то новое, неизвестное, интересное, познавательное.
Сегодня мы с вами поговорим о математике, о математиках, порешаем интересные шуточные задачи, узнаем интересные эпизоды из жизни великих математиков, и постараемся определить самых эрудированных математиков (слайды 1-2, приложение).

Наш первый гость - Пифагор Самосский.
Пифагор считал, что «Всё есть число». Согласно его философскому мировоззрению числа управляют не только мерой и весом, но также всеми явлениями, происходящими в природе, и являются сущностью гармонии, царствующей в мире, душой космоса. Первые четыре числа – 1, 2, 3, 4 – означали: огонь, землю, воду и воздух. Сумма этих чисел – 10 – изображало весь мир.
Он разделил числа на четные и нечетные, простые и сложные, впервые открыл математическую теорию музыки (слайд 3, приложение).

Итак, разминка (слайд 4, приложение: (тот, кто правильно ответит на вопрос, выходит ко мне).

  1. Как называется результат сложения?
  2. Назови наименьшее двузначное число?
  3. Соперник нолика?
  4. Сколько концов у 3,5 палок?
  5. На что похожа половина яблока?
  6. Сколько было козлят у многодетной козы?
  7. Чему равна одна четвёртая часть часа?
  8. Шла старуха в Москву, а на встречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву?
  9. Петух весит на одной ноге 4кг. Сколько весит петух на двух ногах?
  10. Бежала тройка лошадей. Каждая пробежала 5км. Сколько км проехал ямщик?

Игра со зрителями: Ребята я вам сейчас докажу, что вы не умеете считать до десяти. Итак, слушайте внимательно. Однажды я ехала на автобусе и решила посчитать пассажиров, их было 5, на первой остановке вошло еще 3, на следующей остановке вышли 2, а зашли 3, на следующей остановке вышли 4, и никто не вошел, а потом на остановке гражданин один вошел с целой кучею обновок. Сколько было остановок? (Ребята чаще всего считают пассажиров) (слайд 5-6 , приложение)

Команды собраны и вас ждут встречи и испытания.

1 ТУР
Фалес
Фалес сделал ряд открытий в области астрономии, установил время равноденствий и солнцестояний. Определил продолжительность года, предсказал, как говорит предание, солнечное затмение. Был причислен к группе «семи мудрецов» (слайд 7).
«Когда математические задачи решаются легко, это служит наилучшим доказательством того, что силы, которые математика должна была развить, уже развились».- Сказал ученый Юнг Д. Вот мы сейчас, и проверим, развилась ли эта сила у вас ребята. Вам предстоит решить задачи в стихах (слайды 8-10, приложение).

  1. На птичьем дворе гусей дети кормили, целыми семьями их выводили. Всего было 5 гусиных семей, в каждой семье по 12 детей. Папа и мама, бабушка с дедом. Сколько гусей собрались за обедом? (70)
  2. Зайцы по лесу бежали, волчьи следы по дороге считали. Стая большая волков здесь прошла, каждая лапа в снегу их видна. Оставили волки 120 следов. Сколько, скажите, здесь было волков? (30)

2 ТУР
Известный учёный Архимед. Используя свои знания по геометрии, Архимед построил огромные зеркала и с их помощью сжёг римские корабли. Знаменитый закон Архимеда гласит: тело, погружённое в жидкость, теряет в весе столько, сколько весит вытесненная жидкость. Жил Архимед в небольшом городе Сиракузы на острове Сицилия. Он изобрёл много военных машин того времени и погиб в 212 г. до н.э., когда его родной город осадили войска могущественного Рима (слайд 11, приложение.)
 Предлагаю вам ряд вопросов на быстроту ответа. В этих задачах простота и ясность (слайды 12-14, приложение)

 Вопросы 1команде:

  1. Наименьшее, натуральное число. (1)
  2. Как найти неизвестный делитель?
  3. Может ли при делении получиться ноль? (Да)
  4. Сколько раз в году встаёт солнце? (365)
  5. У прямоугольника отрезали один угол. Сколько углов осталось? (5)
  6. Прибор для измерения углов? (Транспортир)
  7. Как называется результат сложения? (Сумма)
  8. Может ли быть в треугольнике два тупых угла? (Нет)
  9. Почему в поезде стоп-кран красного цвета, а в самолёте синего? (В самолете нет стоп-крана)
  10. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

Вопросы 2 команде:

  1. Назовите формулу площади прямоугольника со сторонами а и в.
  2. Как найти неизвестное делимое?
  3. Может ли при умножении получиться ноль (Да)
  4. Как называется результат вычитания? (Разность)
  5. Чему равен 1пуд? (16 кг)
  6. Назовите самое маленькое двузначное число. (10)
  7. На дереве сидело 6 птиц. Охотник выстрелил и сбил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве? (Ни одной)
  8. Найдите четверть от ста. (25)
  9. Назовите прибор для построения окружности? (Циркуль)
  10. Сколько лет спал Илья Муромец? (33)

3 ТУР:
«Принцесса науки» - Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891) (слайд 15, приложение)
«Мой долг служить науке».

  • Теория дифференциальных уравнений в частных производных.
  • Продолжила исследование Лапласа о структуре колец Сатурна.
  • Задача о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки.
  • Писала стихи, прозу.

Вот задача не из легких.
Вычитай, дели и множь.
Плюсы ставь, а так же скобки.
Первым к финишу придёшь! (слайд 16, приложение).

(5 + 5 + 5) : 5 =3
(5 * 5 – 5) : 5 =4
5 * (5 – 5) + 5 =5
Командам даётся время для решения поставленной задачи. В это время проводится игра со зрителями.

Игра со зрителями (слайд 17).
«Сравнение математических фигур и величин служит материалом для игр и обучения Мудрости» - сказал Песталоцци И.Г.
Посмотрите в течение 10 секунд на нарисованные фигуры, постарайтесь запомнить их порядок, а сейчас попытайтесь воспроизвести у себя на листочке эти фигуры (за каждую, правильно изображенную фигуру бал).
Демонстрация ответов 3 тура (слайд 18, приложение)

4ТУР:
Николай Иванович  Лобачевский (1792-1856).
В 15 лет, после окончания гимназии, поступил в Казанский университет.
В 22 года начал преподавать в университете: читал лекции по математике, физике, астрономии, заведовал обсерваторией, возглавлял библиотеку.
В 24 года ему присвоено звание профессора математики (слайд 19, приложение).
Энштейну принадлежат такие слова: «Среди всех наук Математика пользуется особенным уважением, основанием этому служит то единственное обстоятельство, что её положения верны и неоспоримы, в то время как положения других наук до известной степени спорны, и всегда существует опасность их опровержения новыми открытиями».
В следующей задаче все положения верны и неоспоримы, по-другому быть не может. Вам предстоит расшифровать пословицу, воспользовавшись предложенным шифром, он в таблице (слайд 20, приложение).
14  8  21  18  32
28  16  18  24  36  8
27  48  7  28  9  54,  7
35   8  18  16  40  8  27   7
54  48  45  42.
Ответ: Землю солнце красит, а человека труд (слайд 21, приложение).

5 ТУР:
 Эварист Галуа (1811-1832) - французский математик.
В 12лет поступил в Королевский колледж в Париже.
В 15 лет он открыл для себя математику и с тех пор, по словам одного из преподавателей «был одержимым демоном математики»
Ему было 17 лет, когда  была опубликована его первая работа в математическом журнале (слайд 22 , приложение). .
Командам предстоит из предложенных фигурок собрать прямоугольник (слайд 23-24).
Игра с болельщиками. Конкурс « Кто самый внимательный»

Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз
Лишь скажу я слово три
Приз немедленно бери.
Однажды щуку мы поймали
Распотрошили, а внутри
Рыбёшек мелких увидали,
И не одну, а целых….две.
Мечтает мальчик закалённый
Стать олимпийским чемпионом
Смотри, на старте не хитри
А жди команду: раз, два… марш.
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя, их повтори
Разок, другой, но лучше… пять.
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать
Ну что ж, друзья, вы приз не взяли
Когда была возможность взять.

Приз дополнительно команде три очка

6 ТУР:
Леонард Эйлер. Он обладал феноменальной памятью, умел работать всюду, при любых условиях. Имел 13 детей, причём мог писать свои работы, держа одного из них на коленях, а остальные при этом играли рядом. Парижская академия 12 раз награждала его премией. Умер он на 77- м году жизни. Перенапряжение привело к болезни, в результате которой он ослеп на правый глаз. Будучи слепым, он продолжал работать, благодаря своей памяти, расчёты держал в уме, а писали его работы сыновья и ученики. За несколько минут до смерти он набросал вычисления орбиты недавно открытой планеты Уран. Ведущие математики потратили на решение задачи несколько месяцем, а он сделал это за три дня (слайд 25, приложение)
Задание командам – разгадайте ребус  (слайды 26 – 34, приложение).
Ответы: стоянка, стол, столяр, Севастополь, столица, сороконожки, касторка, столовая.

7 ТУР:
ГЕНИЙ XVIII века - Леонард Эйлер. В петербургской жизни сложился как великий ученый. Леонард Эйлер (1707-1783) - швейцарский математик.
Гений Эйлера расцветает в России. Интегральное исчисление.
Алгебра. Дифференциальное исчисление. Механика. Теория чисел.
Тригонометрия. Современное понимание логарифма.
Обозначение мнимой единицы i. Многочлены Эйлера (слайд 35 , приложение)
Эдисон Т. говорил: «Гений состоит из 1 процента вдохновения и 90 процентов потения»
Следующий тур мы начинаем - капитанов приглашаем ( слайд 36, приложение).
Вот мы сейчас и посмотрим, какие вы гении. Конкурс «Кто быстрее сосчитает до 50?» (слайд 37, приложение) .

 8 ТУР:
Михаил Васильевич Ломоносов. Выдающийся русский ученый-энциклопедист, просветитель, поэт, основатель Московского университета. В его честь назван минерал ломоносовит (слайд 38 , приложение) .

Часто знает и дошкольник, что такое треугольник
А уж вам то, как не знать.
Но совсем другое дело, быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой, сколько разных, 
Рассмотри. Всё внимательно исследуй
И по краю и внутри.
Слайд 39, приложение. Ответ: 12.

9 ТУР:
А теперь гвоздь программы - инсценирование пословиц с числами (слайд 40, приложение).
“Семеро одного не ждут”
“Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей”
“Семь бед - один ответ”
“Семь раз отмерь - один раз отрежь”

Игра со зрителями: (шутка)
Я докажу, что в течение целого года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней. Из них 52 воскресенья и, по крайне мере, 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, ещё 182 дня отпадает. Остаётся 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому ещё 15 дней отпадает. Остаётся всего-навсего 5 дней. Многому ли тут можно выучиться?

Лист Мёбиуса.
Пока жюри подводят итог, можно ребятам показать и рассказать об удивительной поверхности лист Мёбиуса. Свое название лист Мёбиуса получил по имени немецкого геометра и астронома Августа Фердинанда Мёбиуса(1790-1868), который впервые получил эту поверхность и изучил ее свойства. Существует легенда, по которой внимание Мёбиуса привлекла перекрученная лента, которую неправильно соединила его служанка, что и подтолкнуло его к изучению свойств полученной поверхности.
Эксперимент: Смотрите, я беру бумажную ленту, разделенную по ширине пополам пунктирной линией. Я перекручиваю ленту один раз и концы склеиваю. Получился знаменитый удивительный лист Мёбиуса. А теперь я разрежу ножницами склеенную ленту посередине, вдоль пунктирной линии. Как вы думаете, что у меня получится? Конечно, если бы я не перекрутила ленту перед склейкой, все было бы просто: из одного широкого кольца получилось бы два. А что сейчас? Получилось не два кольца, а одно, вдвое уже, но зато вдвое длиннее.

(слайд 41 , приложение )

Вот закончилась игра
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?
(слайд 42 , приложение).

О физиках с их огромными синхрофазотронами, мощными лазерам сверхпроводящими материалами любят говорить. Охотно говорят о химиках, создающих новые материалы, о биологах, постигающих тайны жизни. А вот о математиках говорить не любят. Нет здесь ничего впечатляющего. Ну, доказал математик десяток-другой теорем, так ведь их не только понять - произнести трудно. Вот и остается математика как бы в тени. А ведь новых результатов ждут и физики, и химики, и биологи, и инженеры. И не только ждут, а включают математиков в свои исследовательские группы. Потому, что математика позволяет с помощью формул записать любые явления, а из этих формул потом можно получить столько информации об объекте исследования, сколько не получишь и из сотни наблюдений.
Итог игры, награждение (слайд 43 , приложение ).

Оценочный лист конкурсной программы
 «Весёлая математика».

№ п/п Название конкурса Название команды
«Плюсики» «Квадратики»
1. «Задачи в стихах» (5 баллов)    
2. «Вопросы для команды» (1 балл за ответ)    
3. «Магия цифр» (1 балл за пример)    
4. «расшифруй пословицу» (5 баллов).    
5. «Головоломка» (5 баллов).    
6. «Разгадай ребус» (1 балл за ответ)    
7. «Конкурс капитанов».    
8. «Сколько треугольников?» (5 баллов)    
9. «Инсценировка» (5 баллов).    
Итог игры: