Цели:
- Учебные: повторить основные законы диалектики и доказать их выполнение на конкретных примерах из органической и общей химии; показать мировоззренческую значимость химических знаний.
- Воспитательные: продолжить формирование нравственных черт: доверия, ответственности, требовательности к себе, веры в свои возможности; формирование мировоззрения и целостного восприятия мира.
- Развивающие: способствовать развитию логического мышления, умения анализировать, прогнозировать желаемые результаты; способствовать повышению познавательной мотивации к изучению предметов естественнонаучного цикла, а в дальнейшем – философии.
План семинара
- Организационная часть (сообщение темы занятия, цели, плана) – 3-5 минут.
- Повторение опорных понятий – 3 минуты.
- В чем заключаются а) металлические свойства, б) неметаллические свойства?
- Как доказать а) основный, б) кислотный, в) амфотерный характер соединения?
- Самоподготовка – 10-12 минут. (работа с учебниками, тетрадями; обсуждение с соседом по парте; выполнение необходимых записей в тетради)
- Обсуждение – 15 минут.
- Закрепление. Итог – 7-10 минут.
- Химический диктант.
- Самопроверка, самооценка.
Задания для самоподготовки
(выдаются на каждую парту)
I вариант | II вариант |
---|---|
Подтвердите выполнение закона перехода количества в качество на примерах: | Подтвердите выполнение закона единства и борьбы противоположностей на примерах: |
1. ПСХЭ: изменение свойств элементов и их соединений: а) в периоде → б) в главной подгруппе ↓ | 1. Строения атома |
2. Изменение физических свойств органических соединений с увеличением относительной молекулярной массы (на примерах алканов, алкенов, алкинов, одноатомных предельных спиртов, карбоновых кислот) ↓ | 2. Свойств амфотерных неорганических и амфотерных органических соединений |
Результат обсуждения:
ДИАЛЕКТИКА (греч. - искусство вести беседу) - теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.
Закон перехода количества в качество
I. ПСХЭ
II. Гомологические ряды органических соединений
III. ВМС
полиэтилен: ( – СН2 – СН2 – )n
Закон единства и борьбы противоположностей
I. Строение атома
II Амфотерные соединения
Существование амфотерных соединений говорит о том, что между веществами с основными свойствами и кислотными свойствами нельзя провести резкую границу. В природе не существует резких границ.
Закон отрицания отрицания
Щелочной металл Li в конце 2 периода отрицается инертным газом Ne (число электронных слоев 2, но внешний слой уже 8 ē – это не щелочной металл), который, в свою очередь, отрицается щелочным металлом следующего 3 периода – Na (появляется новый электронный слой → резкий скачок в свойствах. Na сходен с Li, но имеет уже более сложное строение, поэтому Na как бы отрицает литий, но на более высоком уровне).
Закон отрицания отрицания в обычной жизни выглядит так: чтобы шагнуть на следующую ступень развития, должно быть невозможным пребывание на нынешней ступени. Сейчас в мире накапливаются факторы, которые делают невозможным выживание человечества в рамках привычного мышления и отношения к окружающему миру (например, экологические, геополитические). Нынешняя форма, очевидно, будет разрушена. Появятся новые формы мышления и деятельности.
Доказывая выполнение законов диалектики на конкретных примерах, мы использовали и органические, и неорганические вещества. Следовательно, между ними нет резкой границы (как нет резкой границы между явлениями в природе), они взаимосвязаны, между ними существует генетическая связь.
Определить вещество Х:
+H2O | +Ag2O | +Cl2 | +NH3 | |||||||
CaC2 | → | А | → | Б | → | В | → | Г | → | X |
(Hg2+) | t | свет |
Х – аминоуксусная кислота.
Д.З. – написать уравнения реакций.
Из аминоуксусной кислоты и других аминокислот реакцией поликонденсации можно получить ди-, три-, полипептиды.
Одна из гипотез возникновения жизни на Земле: когда планета была раскалена, С вступал в реакцию с металлами с образованием карбидов металлов. При остывании на поверхности Земли в больших количествах стала собираться вода. Могли образоваться и органические вещества:
CaC2 + 2H2O = Ca(OH)2 + C2H2 ↑
Al4C3 + 12H2O = 4Al(OH)3↓ + 3CH4↑
При соответствующих условиях мог бы образоваться, например, этаналь и т.д. по «своей» цепочке до полипептидов – белков. В процессе эволюции органического мира белки совершенствовались, приспосабливались. Химическая форма движения материи переходила в биологическую.
Вторая «химическая» гипотеза. Ученым удалось получить аминокислоты, пропуская электрический разряд через смесь CH4, NH3, H2O и H2. Эти газы могли быть в атмосфере планеты и под действием большого количества энергии (космическая радиация, грозовые разряды, солнечное излучение) могли быть получены аминокислоты. Вместе с осадками они выпадали в первобытные океан, где из них могли образоваться белки.
Закрепление
Химический диктант.
Задание: определить закон диалектики по фразам, диктуемым учителем. При этом учащиеся для экономии времени обозначают ответы следующим образом:
- закон перехода количества в качество – 1
- закон единства и борьбы противоположностей – 2
- закон отрицания отрицания – 3
- Взаимодействие между кислотой и щелочью называется реакцией нейтрализации.
- Сладкий вкус характерен для многоатомных спиртов. С увеличением числа гидроксогрупп в молекуле сладость их возрастает.
- Натрий, калий сходны между собой, но атомы калия имеют более сложное строение.
- В гомологическом ряду алканов с увеличением относительной молекулярной массы повышается температура кипения, температура плавления; возрастает плотность.
- Алюминий образует оксид и гидроксид амфотерного характера.
- Окислительно-восстановительная реакция.
- Хром проявляет степень окисления +2, +3, +6, образуя соответственно оксиды основного, амфотерного, кислотного характера.
Самопроверка и самооценка
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Ответ | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 |
Вывод: общество, природа, мышление развиваются по одним законам. На конкретных химических примерах мы доказали выполнение трех основных законов диалектики. Более подробно законы диалектики вы изучите в ВУЗе в курсе философии.
Список литературы
- Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова. 4-е изд., М., Политиздат, 1981г.
- Современные образовательные технологии. Г.К.Селевко. М., Народное образование, 1998г.
- Обучение учащихся применению знаний по химии. М.В.Зуева. М., Просвещение, 1987г.
- Книга для чтения по органической химии. Составитель П.Ф.Бускус. М., Просвещение, 1985г.
- Школьная химия. Самое необходимое. А.А.Карцова. А.Н.Левкин. Спб., Авалон, 2004г.