Урок математики по теме "Компоненты вычитания" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Ход урока

  1. Организационный момент.

Встали ровненько, подравнялись. Проверили, все ли у вас в порядке. Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Приветствуем их.

- Какие правила работы на уроке вы знаете?

- Я вижу, вы знаете правила, а это главное.

- На краю доски вы видите дерево. Какое оно? (без листочков).

- Я надеюсь, что оно в конце урока расцветет вашими листочками, вашими успехами. У вас на столах листочки:

  • зеленый – если вы со всеми заданиями справитесь сами;

  • желтый – если вы допустили некоторые неточности, но в основном, поняли

  • красный – надо постараться, успех придет.

  1. Актуализация знаний.

На столах модели трех мешков и по два набора

- Как назвать эти предметы? (фигуры).

- Что общего у данных предметов?

- На какие группы можно разбить эти фигуры? (на треугольники и квадраты).

- Сколько фигур в каждой группе?

- Сколько всего фигур?

- Разложите их в мешочки совокупностей.

- Замените это равенство числами и запишите в тетрадь (3+2=5).

- Какое равенство еще можно составить на основе этой иллюстрации? (2+3=5).

- Какое свойство использовали для записи равенства? (от перестановки слагаемых сумма не изменяется).

- Какой знак вы поставили между треугольниками и квадратами?

- Какое действие он обозначает? (действие сложения)

- Что значит «сложить»? Объясните своими словами.

- Покажите, где здесь целое, обведите в кружочек.

- А где части, подчеркните их.

- А как мы называем математическим термином целое при сложении? (суммой)

- А части? (слагаемое).

- Прочитайте записанное выражение, используя эти термины.

Физминутка.

- А какие еще равенства вы можете составить, используя эти совокупности?

5 – 3 = 2

5 – 2 = 3.

- Опираясь на третье и четвертое равенство, сделайте вывод, как связаны целое и части. (если из целого вычесть часть, то получится другая часть. Если части сложить, то получится целое).

  1. Постановка проблемы.

- Возьмите из большого мешка треугольники и положите во второй мешок.

- Как называется действие, которое вы выполнили. (вычитание).

- Как вы понимаете, что такое вычесть?

- Какие фигуры остались в мешке? (прямоугольники).

- Запишите числовое выражение. 5 – 3 = 2

- Что обозначает первый мешок? (Какие фигуры были вначале).

- Что показывает второй мешок? (Какую фигуру мы взяли).

- А третий мешок? (Оставшиеся фигуры).

- Где здесь целое? Обведите.

- Где части? Подчеркните.

- А как называется целое при вычитании?

- А части?

  1. Формулировка основной учебной задачи.

Сегодня, ребята мы познакомимся с новыми математическими терминами, которые используют при вычитании.

- А для чего это надо знать? (чтобы понять математическую речь, использовать его в своей речи).

  1. Раскрытие темы.

- Так как же называется целое при вычитании? Может попробуем сами дать название.

- Что происходит с количеством предметов в первой мешке, когда мы убираем из него? (уменьшается, значит это число называется уменьшаемым)

- А во второй мешке? (сколько взяли, сколько вычли, значит называется оно вычитаемым).

- А вот что осталось, в результате наших действий называется разностью.

Это результат вычитания.

Запись слева тоже обозначает оставшееся фигуры, но она более подробное, в ней показано, какие фигуры были вначале и какие фигуры взяли. Это запись называется разностью выражением.

- Так как же называется целое при вычитании? А части?

(появляются на доске записи уменьшаемое, вычитаемое, разность)

- Прочитайте записи 5 – 3 = 2

5 – 2 = 3 , используя новые термины.

Физминутка.

  1. Закрепление.

По учебнику

№1. Повторяем компоненты вычитания.

№2. Нахождение неизвестных компонентов методом подбора.

№3. Составьте и запишите два примера на вычитания, в которых уменьшаемое равно 6.

- Прочитайте примеры.

- Назовите вычитаемое, разность

  1. Итог урока.

- Что узнали нового?

- Чему учились на уроке?

- Что больше всего понравилось?

- Что лучше всего получилось, удалось?

- Оцените себя, как вы работали сегодня на уроке. Выберите по цвету листочек, прикрепите его на наше дерево успеха.