Ход урока
- Организационный момент.
Встали ровненько, подравнялись. Проверили, все ли у вас в порядке. Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Приветствуем их.
- Какие правила работы на уроке вы знаете?
- Я вижу, вы знаете правила, а это главное.
- На краю доски вы видите дерево. Какое оно? (без листочков).
- Я надеюсь, что оно в конце урока расцветет вашими листочками, вашими успехами. У вас на столах листочки:
-
зеленый – если вы со всеми заданиями справитесь сами;
-
желтый – если вы допустили некоторые неточности, но в основном, поняли
-
красный – надо постараться, успех придет.
-
Актуализация знаний.
На столах модели трех мешков и по два набора
- Как назвать эти предметы? (фигуры).
- Что общего у данных предметов?
- На какие группы можно разбить эти фигуры? (на треугольники и квадраты).
- Сколько фигур в каждой группе?
- Сколько всего фигур?
- Разложите их в мешочки совокупностей.
- Замените это равенство числами и запишите в тетрадь (3+2=5).
- Какое равенство еще можно составить на основе этой иллюстрации? (2+3=5).
- Какое свойство использовали для записи равенства? (от перестановки слагаемых сумма не изменяется).
- Какой знак вы поставили между треугольниками и квадратами?
- Какое действие он обозначает? (действие сложения)
- Что значит «сложить»? Объясните своими словами.
- Покажите, где здесь целое, обведите в кружочек.
- А где части, подчеркните их.
- А как мы называем математическим термином целое при сложении? (суммой)
- А части? (слагаемое).
- Прочитайте записанное выражение, используя эти термины.
Физминутка.
- А какие еще равенства вы можете составить, используя эти совокупности?
5 – 3 = 2
5 – 2 = 3.
- Опираясь на третье и четвертое равенство, сделайте вывод, как связаны целое и части. (если из целого вычесть часть, то получится другая часть. Если части сложить, то получится целое).
-
Постановка проблемы.
- Возьмите из большого мешка треугольники и положите во второй мешок.
- Как называется действие, которое вы выполнили. (вычитание).
- Как вы понимаете, что такое вычесть?
- Какие фигуры остались в мешке? (прямоугольники).
- Запишите числовое выражение. 5 – 3 = 2
- Что обозначает первый мешок? (Какие фигуры были вначале).
- Что показывает второй мешок? (Какую фигуру мы взяли).
- А третий мешок? (Оставшиеся фигуры).
- Где здесь целое? Обведите.
- Где части? Подчеркните.
- А как называется целое при вычитании?
- А части?
-
Формулировка основной учебной задачи.
Сегодня, ребята мы познакомимся с новыми математическими терминами, которые используют при вычитании.
- А для чего это надо знать? (чтобы понять математическую речь, использовать его в своей речи).
-
Раскрытие темы.
- Так как же называется целое при вычитании? Может попробуем сами дать название.
- Что происходит с количеством предметов в первой мешке, когда мы убираем из него? (уменьшается, значит это число называется уменьшаемым)
- А во второй мешке? (сколько взяли, сколько вычли, значит называется оно вычитаемым).
- А вот что осталось, в результате наших действий называется разностью.
Это результат вычитания.
Запись слева тоже обозначает оставшееся фигуры, но она более подробное, в ней показано, какие фигуры были вначале и какие фигуры взяли. Это запись называется разностью выражением.
- Так как же называется целое при вычитании? А части?
(появляются на доске записи уменьшаемое, вычитаемое, разность)
- Прочитайте записи 5 – 3 = 2
5 – 2 = 3 , используя новые термины.
Физминутка.
-
Закрепление.
По учебнику
№1. Повторяем компоненты вычитания.
№2. Нахождение неизвестных компонентов методом подбора.
№3. Составьте и запишите два примера на вычитания, в которых уменьшаемое равно 6.
- Прочитайте примеры.
- Назовите вычитаемое, разность
-
Итог урока.
- Что узнали нового?
- Чему учились на уроке?
- Что больше всего понравилось?
- Что лучше всего получилось, удалось?
- Оцените себя, как вы работали сегодня на уроке. Выберите по цвету листочек, прикрепите его на наше дерево успеха.