Урок изучения нового материала "Давление и сила давления" (7-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели:

  • ввести понятие о давлении и его единице измерения,
  • формировать умение отличать давление от силы давления,
  • формировать умения находить давление в различных случаях.

Задачи:

  • образовательные: закрепить знания по предыдущим темам, обеспечить усвоение формулы для расчета давления и научить ее применять
  • воспитательные: формировать научное мировоззрение, интерес к предмету.
  • развивающие: активизировать мышление, развивать творческие способности, умение самостоятельно формулировать выводы, расширять познавательный интерес.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийная установка, карточки с текстами задач, деревянные бруски, динамометры (на весь класс), два цилиндра, кювета, стакан. Презентация к уроку.

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент. Этап актуализации знаний (повторение основных вопросов)
  2. Организация деятельности учащихся на освоение нового материала.
  3. Домашнее задание. Физкультминутка.
  4. Закрепление изученного (контроль знаний).
  5. Итог урока.
  6. Коррекционный этап.
  7. Оценка урока.

ХОД УРОКА

I. Этап актуализации знаний.

Приветствие учителя, сообщение темы и цели урока. Наш урок начнем с просмотра картинок. Тем самым настроимся на работу, появятся положительные эмоции, и повторим раннее изученный материал. Смотрим на экран. Перед вами первая картинка.

Слайд 2 Правда или нет?

Лыжники смазывают лыжи, чтобы они лучше тормозили. (Неверно, лыжники смазывают лыжи, чтобы уменьшить трение и скользить быстрее)

Слайд 3

Космонавты на Луне имеют такой же вес, как и на Земле? (Неверно, на Луне вес космонавтов меньше, чем на Земле)

Слайд 4

Какую тележку легче везти? (Тележку с более длинными ручками, т.к точка приложения силы находится дальше от оси вращения колеса)

Слайд 5

Какие ботинки ты предпочтешь, когда на улице скользко? (Ботинки с рифленой подошвой увеличивают трение и меньше шансов поскользнуться)

Затем даются разноуровневые задания для всего класса. Более сильные ученики решают задачи на доске из учебника или по индивидуальным карточкам.

  1. Экскаватор поднял грунт объемом 0,5 м3 и плотностью 1500 кг/м3 на высоту 4 м. Вычислите работу, совершаемую экскаватором? (А= 30кДж)
  2. Атомный ледокол, имеет двигатель мощностью 32,5 МВт. Какова мощность двигателя в кВт и в Вт? (32500кВт, 32500000 Вт)
  3. Чугунная деталь объемом 50 см3 весит 3,43 Н. Определите плотность чугуна? (7000 кг/м3).

Остальные работают с учителем. Перед вами таблица (слайд 6), я читаю вопрос, вы ищете верный ответ и записываете цифру на листочек.

р

1

плотность

2

Fт

3

секунда

4

кг/м3

5

динамометр

6

Н2О

7

Fт =mg

8

S-площадь

9

м2

10

Н

11

газ

12

t

13

диффузия

14

м/с

15

А

16

10 Н/кг

17

S= а . b

18

Fупр= k . x

19

P= mg

20

Вопросы:

  1. Единица силы? (11)
  2. Чему равно ускорение свободного падения? (17)
  3. Прибор для измерения силы (6)
  4. Единица измерения площади (10)
  5. Формула для нахождения веса тела? (20)
  6. Формула для нахождения площади тела? (18).

Проверяем выполненные задания и выставляем оценки.

II этап. Организация деятельности учащихся на усвоение нового материала.

Назвать виды сил (слайд 7)

Эти силы мы уже знаем, сегодня на уроке познакомимся с еще одной силой - силой давления и с физической величиной - давление. При действии одного тела на другое возникает сила, которую назовем силой давления. Эту силу обозначим – F , Н.

Сила давления – это сила, прикладываемая перпендикулярно поверхности. Если силой давления является вес находящегося на поверхности тела, то F=P=mg

В результате деформации изгиба или сжатии одного тела под действием другого возникает давление. А величину, равную отношению силы давления, приложенной к данной поверхности, к площади этой поверхности назовем также давлением. И чтобы определить давление, надо силу давления разделить на площадь поверхности, на которую оказывается давление.

р= F/S

F – сила давления, Н, S – площадь, м2, p – давление, 1Н/м2=1 Па (Паскаль).

В честь французского ученого Блеза ПАСКАЛЯ (сообщение о Паскале)

1кПа=1000Па 1гПа=100Па

Установим зависимость давления твердого тела от значения действующей силы. Проделаем опыт.

Оборудование: алюминиевый цилиндр, стальной цилиндр, кювета с мукой.

Ход работы:

  1. Поставим в кювету цилиндры и наблюдаем проявление давления этими телами. Но сильного расхождения не наблюдаем. Можно предложить ученикам оказать действие на цилиндры – вдавить их сильнее. Анализируя ответы учащихся, приходим к заключению, что результат действия силы зависит от ее значения, направления и точки приложения.

Вывод: давление, производимое твердыми телами, тем больше, чем больше сила давления (вес тела).

Исследуем зависимость давления от площади тел. Проделаем опыт.

Оборудование: кювета с мукой, стакан с плоским дном.

Ход работы:

  1. Возьмем стакан и поставим его на муку сначала дном вниз, а затем дном вверх.
  2. Отметим глубину погружения стакана в муку в обоих случаях
  3. Сравним результат, значит, результат действия давления зависит от площади поверхности.

Вывод: давление тем больше, чем меньше, площадь опоры, на которую опирается тело.

Итак, давление – физическая величина, характеризует действие одного тела на другое. Зависит и от силы давления и от площади поверхности, измеряется в Паскалях и находится по формуле p=F/S .

Вопрос: Одинаковое ли давление оказывается на карандаш при затачивании его острым и тупым ножом, если прилагается одинаковое усилие?

Почему в болотистых местах используют гусеничные тракторы? Для чего делают широкие шины грузовых машин.

III этап. Домашнее задание.

Написать свои примеры способов увеличения или уменьшения давления. Заполнить таблицу.

Уменьшение давления Увеличения давления
1. Фундамент здания

2. Шасси самолета

3.

1. Шипы

2. Колющие инструменты

3.

Физкультминутка.

IV этап. Контроль знаний. (слайд 8)

1. Два тела равного веса поставлены на стол по-разному. Одинаковое ли давление они производят на стол? Если эти тела поставить на чашки весов, нарушится ли равновесие весов?

2. Одинаковое ли давление производят кирпичи на стол в случаях 1,2,3?

3. Вычислить давление деревянного бруска на стол. На парту выдается брусок и динамометр. Полученные данные заносим в таблицу (слайд 9).

Вывод: если S < , то р >

V этап. Итог урока. (слайд10) Ваши ноги будут тонуть в снегу до тех пор, пока вы не наденете лыжи. Каблучки туфель создают большее давление на землю, чем лапы слона.

VI этап. Этап коррекции знаний. Анализ ошибок, исправление допущенных недочетов и ошибок учащихся.

VII этап. Оценка урока. В заключение урока мне хотелось бы, чтобы вы оценили, насколько он был успешен. Поставьте галочку около выбранного утверждения.

Мне все понравилось Мне было интересно Мне было легко
Мне ничего не понятно Мне было скучно Мне было трудно
Я узнал много нового Я не узнал ничего нового

Литература:

  1. Я иду на урок физики: 7 класс. Часть 2: книга для учителя.- М.: Издательство “Олимп”, 1999.