Цели:
- ввести понятие о давлении и его единице измерения,
- формировать умение отличать давление от силы давления,
- формировать умения находить давление в различных случаях.
Задачи:
- образовательные: закрепить знания по предыдущим темам, обеспечить усвоение формулы для расчета давления и научить ее применять
- воспитательные: формировать научное мировоззрение, интерес к предмету.
- развивающие: активизировать мышление, развивать творческие способности, умение самостоятельно формулировать выводы, расширять познавательный интерес.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийная установка, карточки с текстами задач, деревянные бруски, динамометры (на весь класс), два цилиндра, кювета, стакан. Презентация к уроку.
ПЛАН УРОКА:
- Организационный момент. Этап актуализации знаний (повторение основных вопросов)
- Организация деятельности учащихся на освоение нового материала.
- Домашнее задание. Физкультминутка.
- Закрепление изученного (контроль знаний).
- Итог урока.
- Коррекционный этап.
- Оценка урока.
ХОД УРОКА
I. Этап актуализации знаний.
Приветствие учителя, сообщение темы и цели урока. Наш урок начнем с просмотра картинок. Тем самым настроимся на работу, появятся положительные эмоции, и повторим раннее изученный материал. Смотрим на экран. Перед вами первая картинка.
Слайд 2 Правда или нет?
Лыжники смазывают лыжи, чтобы они лучше тормозили. (Неверно, лыжники смазывают лыжи, чтобы уменьшить трение и скользить быстрее)
Космонавты на Луне имеют такой же вес, как и на Земле? (Неверно, на Луне вес космонавтов меньше, чем на Земле)
Какую тележку легче везти? (Тележку с более длинными ручками, т.к точка приложения силы находится дальше от оси вращения колеса)
Какие ботинки ты предпочтешь, когда на улице скользко? (Ботинки с рифленой подошвой увеличивают трение и меньше шансов поскользнуться)
Затем даются разноуровневые задания для всего класса. Более сильные ученики решают задачи на доске из учебника или по индивидуальным карточкам.
- Экскаватор поднял грунт объемом 0,5 м3 и плотностью 1500 кг/м3 на высоту 4 м. Вычислите работу, совершаемую экскаватором? (А= 30кДж)
- Атомный ледокол, имеет двигатель мощностью 32,5 МВт. Какова мощность двигателя в кВт и в Вт? (32500кВт, 32500000 Вт)
- Чугунная деталь объемом 50 см3 весит 3,43 Н. Определите плотность чугуна? (7000 кг/м3).
Остальные работают с учителем. Перед вами таблица (слайд 6), я читаю вопрос, вы ищете верный ответ и записываете цифру на листочек.
р 1 |
плотность 2 |
Fт 3 |
секунда 4 |
кг/м3 5 |
динамометр 6 |
Н2О 7 |
Fт =mg 8 |
S-площадь 9 |
м2 10 |
Н 11 |
газ 12 |
t 13 |
диффузия 14 |
м/с 15 |
А 16 |
10 Н/кг 17 |
S= а . b 18 |
Fупр= k . x 19 |
P= mg 20 |
Вопросы:
- Единица силы? (11)
- Чему равно ускорение свободного падения? (17)
- Прибор для измерения силы (6)
- Единица измерения площади (10)
- Формула для нахождения веса тела? (20)
- Формула для нахождения площади тела? (18).
Проверяем выполненные задания и выставляем оценки.
II этап. Организация деятельности учащихся на усвоение нового материала.
Назвать виды сил (слайд 7)
Эти силы мы уже знаем, сегодня на уроке познакомимся с еще одной силой - силой давления и с физической величиной - давление. При действии одного тела на другое возникает сила, которую назовем силой давления. Эту силу обозначим – F , Н.
Сила давления – это сила, прикладываемая перпендикулярно поверхности. Если силой давления является вес находящегося на поверхности тела, то F=P=mg
В результате деформации изгиба или сжатии одного тела под действием другого возникает давление. А величину, равную отношению силы давления, приложенной к данной поверхности, к площади этой поверхности назовем также давлением. И чтобы определить давление, надо силу давления разделить на площадь поверхности, на которую оказывается давление.
р= F/S
F – сила давления, Н, S – площадь, м2, p – давление, 1Н/м2=1 Па (Паскаль).
В честь французского ученого Блеза ПАСКАЛЯ (сообщение о Паскале)
1кПа=1000Па 1гПа=100Па
Установим зависимость давления твердого тела от значения действующей силы. Проделаем опыт.
Оборудование: алюминиевый цилиндр, стальной цилиндр, кювета с мукой.
Ход работы:
- Поставим в кювету цилиндры и наблюдаем проявление давления этими телами. Но сильного расхождения не наблюдаем. Можно предложить ученикам оказать действие на цилиндры – вдавить их сильнее. Анализируя ответы учащихся, приходим к заключению, что результат действия силы зависит от ее значения, направления и точки приложения.
Вывод: давление, производимое твердыми телами, тем больше, чем больше сила давления (вес тела).
Исследуем зависимость давления от площади тел. Проделаем опыт.
Оборудование: кювета с мукой, стакан с плоским дном.
Ход работы:
- Возьмем стакан и поставим его на муку сначала дном вниз, а затем дном вверх.
- Отметим глубину погружения стакана в муку в обоих случаях
- Сравним результат, значит, результат действия давления зависит от площади поверхности.
Вывод: давление тем больше, чем меньше, площадь опоры, на которую опирается тело.
Итак, давление – физическая величина, характеризует действие одного тела на другое. Зависит и от силы давления и от площади поверхности, измеряется в Паскалях и находится по формуле p=F/S .
Вопрос: Одинаковое ли давление оказывается на карандаш при затачивании его острым и тупым ножом, если прилагается одинаковое усилие?
Почему в болотистых местах используют гусеничные тракторы? Для чего делают широкие шины грузовых машин.
III этап. Домашнее задание.
Написать свои примеры способов увеличения или уменьшения давления. Заполнить таблицу.
Уменьшение давления | Увеличения давления |
1. Фундамент здания 2. Шасси самолета 3. |
1. Шипы 2. Колющие инструменты 3. |
Физкультминутка.
IV этап. Контроль знаний. (слайд 8)
1. Два тела равного веса поставлены на стол по-разному. Одинаковое ли давление они производят на стол? Если эти тела поставить на чашки весов, нарушится ли равновесие весов?
2. Одинаковое ли давление производят кирпичи на стол в случаях 1,2,3?
3. Вычислить давление деревянного бруска на стол. На парту выдается брусок и динамометр. Полученные данные заносим в таблицу (слайд 9).
Вывод: если S < , то р >
V этап. Итог урока. (слайд10) Ваши ноги будут тонуть в снегу до тех пор, пока вы не наденете лыжи. Каблучки туфель создают большее давление на землю, чем лапы слона.
VI этап. Этап коррекции знаний. Анализ ошибок, исправление допущенных недочетов и ошибок учащихся.
VII этап. Оценка урока. В заключение урока мне хотелось бы, чтобы вы оценили, насколько он был успешен. Поставьте галочку около выбранного утверждения.
Мне все понравилось | Мне было интересно | Мне было легко |
Мне ничего не понятно | Мне было скучно | Мне было трудно |
Я узнал много нового | Я не узнал ничего нового |
Литература:
- Я иду на урок физики: 7 класс. Часть 2: книга для учителя.- М.: Издательство “Олимп”, 1999.