Цель урока:
- отработка навыков выполнения действий над степенями с целым отрицательным показателем;
- формирование навыков контроля и самоконтроля;
- развитие умственных операций (прием создания образа, события, перенос, сравнение и обобщение знаний), развитие познавательного интереса с использованием природных фактов, воспитание бережного отношения к природе, ознакомление с “Красной книгой”.
Ход урока
I. Оргмомент (цель урока, ознакомление с задачей урока, с темой и т.д.)
Вступительное слово учителя: (приложение 1, слайд 1) Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие по страницам одной книги, попытаемся разобраться в некоторых несправедливых и порой жестоких фактах, произошедших по вине человека в природе, познакомимся с некоторыми исчезающими, редкими видами животных, применяя ваши математические знания по теме “Определение и свойства степени с целым отрицательным показателем” и темой по биологии “Класс млекопитающие”, а также выясним, прав ли был Галилео Галилей, сказавший когда-то (приложение 1, слайд 2):
“Великая книга природы написана
математическими символами”
Г. Галилей
II. Актуализация и коррекция опорных знаний.
(Учащиеся разделены на три группы: I – слабая, II – средняя, III – сильная).
Я представляю вам своих помощников (помощники – сильные ребята из старших классов), которые будут не только следить за тем, правильно вы решили или нет, но, если потребуется, смогут вам помочь. Все ваши ответы будут заноситься в таблицу по следующей системе:
+ | решение верно |
решение с подсказкой | |
— | решение неверно |
Учитель: А теперь, я приглашаю вас на цветочную поляну. Какое у людей возникает желание, когда они видят красивые цветы? Конечно же, сорвать их. Они не простые, на каждом из них записан вопрос. И вам предстоит ответить на них. (Цветы я делаю из бумаги, на обратной стороне пишу теоретические вопросы. Их можно поместить на магнитную доску, можно поставить обычные комнатные цветы и украсить их этими цветами).
1) Сформулируйте определение степени с целым
показателем?
2) Сформулируйте определение степени с целым
отрицательным показателем?
3) Сформулируйте свойство произведения степеней
с одинаковыми основаниями и целыми показателями?
4) Сформулируйте свойство частного степеней с
одинаковыми основаниями и целыми показателями?
5) Как возвести степень в степень?
6) Как возвести произведение в степень?
7) Как возвести частное в степень?
8) Чему равно число в нулевой степени?
9) Что называют основанием степени?
10) Что называют показателем степени?
Учитель: Посмотрите ребята, какой красивой была полянка и какой она стала после вашего посещения. Так бывает очень часто, каждому хочется сорвать самый красивый цветок, сделать огромный букет, и, обязательно, срывают стебельки от самого корня, не подозревая, что возможно после этого часть цветов, уже больше никогда не вырастет, попросту погибнет.
И в природе такое случалось не раз. Особенно пострадали от рук человека животные, птицы, рыбы. Именно поэтому, я приглашаю вас пролистать страницы одной книги, которая называется Красной (приложение 1, слайд 3).
Помощник: Не так давно ученые начали собирать списки вымерших и редких животных. И в 1966 году они были оформлены в Международную Красную книгу. Точнее, это несколько толстых томов, изданных Международным союзом охраны природы и природных ресурсов. Хранится Красная книга в Швейцарском городе Морж. В России тоже есть своя Красная книга. Цвет переплетов этих томов – красный. Он как бы предупреждает об опасности, нависшей над млекопитающими, птицами, рыбами, земноводными и пресмыкающимися. Животные, внесенные в Красную книгу разбиты на несколько категорий. Сегодня вам предстоит узнать, что это за категории и познакомиться с видами животных.
I страница. ЧЕРНАЯ (приложение 1, слайд 4). К сожалению, эту страницу нет нужды заносить в Красную книгу, т.к. все перечисленные на ней животные были уничтожены человеком.
Черная страница.
Определите название животного, исчезнувшего бесследно решив задание.
I группа. Найдите значение выражения:
II группа. Найдите значение выражения:
III группа. Найдите значение выражения:
(приложение 1, слайд 5, по которому учащиеся определяют название животного. Учащиеся решают задание, затем второе нажатие на слайдах позволит указать правильное решение).
Стеллерова корова | Зебра | Тарпан | Тур |
206 |
(Помощники проверяют работы учащихся и заносят результаты в таблицу).
Примечание: Так как времени на уроке катастрофически не хватает, то я помещаю на слайде только одну историю о животных, а учащимся предлагаю найти материал о других представителях исчезающих видов. Эти сведения ребята могут оформить в виде стенда на уроке биологии, провести экологические беседы в начальных классах в предметную неделю естественно-математического цикла и т.д.
Помощник (приложение 1, слайд 6): В 1741 г. остатки экспедиции Витуса Беринга высадились на каком-то неизвестном острове вблизи Камчатки (позднее эти острова назвали Командорскими). Там были обнаружены удивительные морские животные, напоминавшие тюленей. Безобидное и неуклюжее громадное животное имело тело длиной 7,5 метров и массой 3,5 тонны. Они были безголосы, не боялись человека, питались водорослями. Если ему причиняли боль, то животное отползало, но вскоре, забыв обиду, возвращалось. Эти животные спасли от голода команду, но моряки, привыкшие ко всему, видя истекающее кровью животное, которые, умирая, смотрели на моряков глазами, полными тоски, отказывались от охоты на них.
Все это описал в своем дневнике врач, натуралист Георг Стеллер, назвавший этих животных морскими коровами, позднее их назвали коровой Стеллера, но в то время морских коров уже не было на земле. В 1768 году было убито последнее животное. Стеллерова корова была известна людям всего 27 лет.
II страница. КРАСНАЯ (приложение 1, слайд 7). На ее страницах записаны исчезающие виды и виды (приложение 1, слайд 8) животных, находящиеся под угрозой полного исчезновения. Этих животных осталось очень мало, и численность их продолжает сокращаться.
Красная страница.
I группа. Преобразуйте в дробь: ( х – у – 1 )
: ( х – 1 – у ).
II группа. Преобразуйте в дробь: ( х – 2 –
у – 2 ) : ( х – 1 + у – 1 ).
III группа. Преобразуйте в дробь:
(приложение 1, слайд 9, по которому учащиеся определяют название животного).
Амурский тигр | Снежный барс | Бизон | Красный волк |
(Помощники проверяют работы учащихся и заносят результаты в таблицу).
Помощник (приложение 1, слайд 10): История бизонов – самая постыдная и трагическая страница в истории Северной Америки. За несколько десятилетий, было уничтожено десятки миллионов животных. Уничтожали варварски: жгли костры на пути бизоньих стад к берегам рек и озер, других убивали, подпустив к воде, убивали бизонов ради мяса и шкур, ради копыт и рогов, просто для забавы. Был в этом и политический смысл: бизоны кормили и одевали индейцев, а колонисты, бессильные покорить гордый народ, пошли в поход на бизонов. То, что не могла сделать армия за 30 лет, сделали охотники на бизонов. Индейцы стали погибать от холода и голода. Бизонов было 150 миллионов, а сейчас их почти не осталось.
III страница. ЖЕЛТАЯ (приложение 1, слайд 11). Сведения о так называемых “уязвимых” или (приложение 1, слайд 12) сокращающихся видах. В отличие от предыдущей категории, численность этих животных достаточно велика, но продолжает неуклонно сокращаться.
Желтая страница.
I группа. Вычислите: ( 0,001 ) – 3 : 10 5.
II группа. Вычислите: 10 – 4 : ( 0,01 ) 5.
III группа. Вычислите: 10 – 4 : ( 0,01 ) 3.
(приложение 1, слайд 13, по которому учащиеся определяют название животного).
Носорог | Слоновая черепаха | Джейран | Белый медведь |
100 | 1 000 000 | 1 000 | 10 000 |
(Помощники проверяют работы учащихся и заносят результаты в таблицу).
Помощник (приложение 1, слайд 14): Численность носорогов продолжает катастрофически сокращаться. Большинство из них в настоящее время сохранились только в национальных Парках, но и там на них идет постоянная охота браконьерами. И все только потому, что в Азии с незапамятных времен бытуют ложные представления о магической целебности их рогов и других частей туловища, а стоимость рога равна и нередко превышает ( даже в наши дни) стоимость золота.
IV страница. БЕЛАЯ (приложение 1, слайд 15) Животные, которые встречаются редко (приложение 1, слайд 16) либо потому что их всегда мало, либо потому что они живут на ограниченных территориях.
Белая страница.
I группа. Упростите выражение: а –5 b 7 · a 7 b – 8 .
II группа. Упростите выражение: а 7 b – 10 · 7 – 3 a – 6 b 9 .
III группа. Упростите выражение: а – 5 b – 3 · 8 – 1 a 8 b – 1 .
(приложение 1, слайд 17, по которому учащиеся определяют название животного).
Мархур | Бурый лемур | Овцебык | Панда |
3аb2 |
(Помощники проверяют работы учащихся и заносят результаты в таблицу).
Помощник (приложение 1, слайд 18): Мархур – винторогий горный козел, его рога длиной до 120 см и более скручены наподобее штопора. Это самый эффектный, сильный и величавый зверь. Тело их до 170 см массой до 100 кг высотой в холке 106 см и более. Количество их на территории стран СНГ не превышает 1000, но, несмотря на официальные запреты, их преследования продолжаются. Очень плохо переносят жизнь в зоопарке: у них очень быстро отрастают копыта, превращаясь в лыжи, в связи с этим происходит искривление суставов, животное заболевает, перестает свободно передвигаться. А все потому, что в горах их копыта соприкасаются с твердой почвой, и постоянно стачиваются.
V страница: СЕРАЯ (приложение 1, слайд 19). На ней записаны малоизученные (приложение 1, слайд 20) неопределенные виды, как правило, редко встречающиеся виды.
I группа. Замените выражением так, чтобы получилось верное
равенство: 0,216 а12b – 15 = ( ) 3.
II группа. Замените
выражением так, чтобы получилось верное
равенство: 0,00032 а 20b – 35 = ( ) 5.
III группа. Замените выражением так, чтобы получилось верное
равенство: 0,0081 а – 8 b 16 = ( ) 4
(приложение 1, слайд 21, по которому учащиеся определяют название животного).
Окапи | Этрусская мышь | Бухарский олень | Тасманский дьявол, вомбат |
0,3 а – 2 b4 | 3,2 a – 7 b 5 | 0,2 a 4 b – 7 | 0,6 a 4 b – 5 |
(Помощники проверяют работы учащихся и заносят результаты в таблицу).
Помощник (приложение 1, слайд 22): По целому ряду признаков окапи объединены в одно семейство с жирафами. Тело взрослого окапи длиной до двух метров, высотой в холке до 170 см., массой до 250 кг. Шея его намного короче, чем у жирафа. Живут они в густых и малодоступных тропических лесах Заира с очень богатой зеленой растительностью. И может быть именно поэтому о них не знали ничего до начала нашего века. Численность их мала, поэтому они на родине охраняются как редкие животные.
VI страничка. ЗЕЛЕНАЯ (приложение 1, слайд 23). На них говорится о животных, которые были редкими, (приложение 1, слайд 24): которым угрожала опасность исчезновения, но теперь численность этих животных усилиями человека уже вне опасности. К сожалению, зеленых страниц очень мало.
Зеленая страница.
I группа. При каком n верно равенство
II группа. При каком n верно равенство
III группа. При каком n верно равенство 0,0016=5n
(приложение 1, слайд 25, по которому учащиеся определяют название животного).
Кенгуру | Сайгак | Кулан | Лось |
- 4 | - 3 | - 6 | - 5 |
Помощник (приложение 1, слайд 26): Сайгак – это одна из самых быстроногих антилоп, способных преодолевать сотни и тысячи километров, переплывать реки. Совсем недавно казалось, что сайгаков ничего не может спасти, т.к. их уничтожали десятками тысяч только ради их маленьких рогов, которые по дорогой цене продавали в Китай. Там суеверные люди употребляли их для лечения. В 1918 г. было подписано постановление полностью запрещающее охоту на сайгаков. Сейчас поголовье сайгаков насчитывает 2 миллиона особей. Возрождение сайгачьего стада западные зоологи называют “русским чудом”.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, сегодня вы узнали много нового, кто-то вспомнил, может быть где-то ранее услышанную историю. Я думаю, вам понятно, что природу надо охранять, но понятие “природа” довольно общее. Мы с вами не можем охранять всю природу сразу, но мы можем относиться к ней бережно. Вы можете не срывать красивый цветок, а просто его сфотографировать. Можете, увидев ящерицу не пытаться ухватить ее за хвост и удивляться, что хвост у нее действительно отрывается. Можете не убивать лягушку, считая, что тем самым спасаете мир, если и неопасного, то, по крайней мере, противного существа, уверенные на 100% , что делаете доброе дело.
Да мало ли таких примеров в жизни. Давайте просто оберегать природу и тогда через 100 лет на черной странице не появится ни одного нового вымершего вида, а все страницы в Красной книге будут только зелеными, давайте считать количество существующих животных, а не вымерших, давайте просто изучать природу, ведь как сказал Жан Фурье (приложение 1, слайд 27): “Глубокое изучение природы – самый плодотворный источник математических открытий”.
IV. Рефлексия. А теперь вопросы к вам ребята:
- Для чего создали Красную книгу?
- Какие цвета имеют страницы Красной книги?
- Какие задания вызвали у вас затруднения?
- Что нужно повторить при подготовке к контрольной работе?
- Как вы понимаете слова Г. Галилея “Великая книга природы написана математическими символами”?
V. Итоги урока. Выставление оценок в журнал.
VI. Домашнее задание.
I группа № 1038
II группа № 1038 № 1039
III группа № 1038 № 1039 № 1043
Узнать сведения о животных, занесенных в Красную книгу и оформить стенд в кабинете биологии.