ЦЕЛЬ: научиться определять абсолютные и относительные высоты по картам, строить профили рельефа.
ЗАДАЧИ:
- закрепить понятия “рельеф”, “срединно-океанический хребет”, “ложе океана”, “глубоководный желоб”, “остров”, “горы”, “равнины”;
- построить профиль рельефа дна океана и профиль рельефа суши по физической карте;
- продолжить формирование умения составления характеристики географического объекта;
- проверить уровень усвоения основных понятий и определений.
ХОД РАБОТЫ
I. Вступительное слово учителя.
Профилем местности называется чертеж, изображающий разрез местности вертикальной плоскостью, а направление на карте, вдоль которого строится профиль, — профильной линией.
Порядок выполнения практической работы:
- Провести профильную линию.
- Подготовить основу для построения профиля. Выбрать горизонтальный и вертикальный масштаб. (горизонтальный масштаб, как правило, принимается равным масштабу карты, вертикальный масштаб – в зависимости от высоты, глубины географического объекта, превышение между самой высокой и самой низкой точками). Для того чтобы, наглядно показать характер неровностей вертикальный масштаб принимается крупнее (в 1 см – 1 км). Если же масштаб будет очень мелким, линия профиля становится сглаженной, вследствие чего теряется наглядность.
- Лист бумаги прикладывают нижним или верхним обрезом к профильной линии и из каждого пересечения ее с горизонталью проводят перпендикуляр до той линии, которая соответствует отметке данной горизонтали.
- На пересечении вертикальных линий с соответствующими на плане горизонталями поставить точки на основу.
- Точки пересечения этих линий с линиями высот соединяем от руки плавной кривой и получаем профиль рельефа земной поверхности.
II. Практическое задание 1. (выполняется учащимися под руководством учителя с использованием презентации PowerPoint c анимацией)
- Построить профиль Индийского океана по экватору, используя шкалу глубин.
- Провести анализ изменения глубин океана по экватору.
- Сопоставить данные об изменениях глубин океана и определить местонахождение океанических хребтов, материковой отмели, материкового склона.
ЗОНА | ИЗМЕНЕНИЕ ДОЛГОТЫ (восточная) | СРЕДНЯЯ ГЛУБИНА, м | ЦВЕТ ОКРАСКИ НА ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТЕ ПОЛУШАРИЙ |
1 | 42-43° | 0-200 | светлый |
2 | 43-45° | 2000-4000 | светло-голубой |
3 | 45-65° | 4000-6000 | голубой |
4 | 65-75° | 2000-4000 | светло-голубой |
5 | 75-89° | 4000-6000 | голубой |
6 | 89-91° | 2000-4000 | светло-голубой |
7 | 91-97° | 4000-6000 | голубой |
8 | 97-98° | 2000-4000 | светло-голубой |
9 | 98-100° | 0-200 | светлый |
В результате анализа данных таблицы учащиеся устанавливают, что 1, 9 – зоны шельфа, 3, 5, 7 – зоны наибольшей глубины, 4, 6 – зоны океанических хребтов. Следует обратить внимание учащихся на резкое изменение глубин при переходе из 1-й во 2-ю и из 8-й в 9-ю зоны и еще раз объяснить понятия "материковый склон" и "ложе океана".
III. Практическое задание 2 (выполняется учащимися с частичной помощью учителя). Работа выполняется на интерактивной доске и в тетрадях учащихся.
- Построить профиль Южной Америки по экватору, используя шкалу высот.
- Провести анализ изменения высот материка по экватору.
- Сопоставить данные об изменениях высот материка и определить местонахождение гор, возвышенностей и низменностей.
ЗОНА | ИЗМЕНЕНИЕ ДОЛГОТЫ (западная) | СРЕДНЯЯ ВЫСОТА, м | ЦВЕТ ОКРАСКИ НА ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТЕ ПОЛУШАРИЙ |
1 | 79-81° | 0-200 | зеленый |
2 | 78-79° | 200-500 | желтый |
3 | 76- 78° | 500-5000 | коричневый |
4 | 69-76° | 200-500 | желтый |
5 | 61-69° | 0-200 | зеленый |
6 | 58-61° | 200-500 | желтый |
7 | 56-58° | 0-200 | зеленый |
8 | 53-56° | 200-500 | желтый |
9 | 51-53° | 0-200 | зеленый |
IV. Анализ проделанной работы и вывод:
построение профиля местности помогает лучше представить многообразие форм рельефа и, следовательно, влияние рельефа местности на ее климатические особенности, на распределение растительного и животного мира (презентация PowerPoint c анимацией “Влияние рельефа на распределение осадков”)
Литература:
- Атлас. Планета Земля – 6 класс М., Просвещение 2003
- Е.Ю.Мишняева, О.Г. Котляр Планета Земля – 6 класс тетрадь-практикум М., Просвещение 2007
- В.И.Сиротин “Практические работы по географии 6-10 класс М., АРКТИ-ИЛЕКСА 1998