Урок-викторина "Счастливый случай"

Разделы: Классное руководство


Задачи:

  • воспитание любви к родному краю, воспитание у учащихся чувств патриотизма и гражданственности;
  • формировать уважительное отношение к культуре столицы Татарстана;
  • расширить и закрепить знания учащихся о культурных ценностях г.Казани, о жизни великих людей, живших там.

Оснащение: магнитофон, аудиокассета, таблички с фамилиями семей, бочонки с номерами, таблички с названиями геймов.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день, дорогие гости, участники игры! Сегодня мы с вами собрались на шоу-викторину “Счастливый случай”. Тема шоу – “1000-летие Казани”. В игре участвуют 2 команды, 2 семьи. Слева от меня семья Толстых, справа – семья Тукая. Давайте поближе познакомимся с этими семьями.

Семья Толстых – Лев, Николай, Сергей, Дмитрий, Мария, друг Льва – Дмитрий Алексеевич Дьяков.

Ведущий: Лев Николаевич, в каком году вы переехали в Казань? (В 1841 г.. Сначала Николай, затем Сергей и Дмитрий стали студентами Казанского университета. Начал готовиться к поступлению и я).

- Николай, какой была тогда Казань? (В городе с населением больше 40 тыс. человек насчитывалось 160 улиц и 16 площадей. В нижней части ютилась беднота. Городская аристократия жила, в основном, на Грузинской улице. Дома, большей частью кирпичные, отличались разнообразием и красотой архитектуры. На Арском поле – месте общественных гуляний – рядом с Сибирской заставой находился Родионовский институт. Далее шли военная площадь и манеж для обучения гарнизонных войск, почтовая контора, Лютеранская церковь, прекрасный дом Мусина-Пушкина, одна из самых замечательных построек Казани – здание Первой мужской гимназии).

- Лев Николаевич, где вы жили в г. Казани? (Сначала в доме Горталова, у своей тётки, Пелагеи Ильиничны. В 1845 г. переехали в дом Кисилёвского по Большой Красной улице (ныне д.68, ИРО)). Уезжал с квартиры в доме Петонди, где снимал флигель (ныне д.11 по ул. Дзержинского).

- Дмитрий Алексеевич Дьяков, где вы познакомились со Львом? (Я был в числе участников любительских спектаклей, дававшихся в Казани, там я и познакомился с ним).

- Лев Николаевич, вы любили театр? (Да, я интересовался театром и сам участвовал в театральных представлениях. Знакомство перешло в крепкую дружбу. Эта дружба послужила материалом для изображения в “Отрочестве” и “Юности” дружбы Николеньки Иртеньева с Дмитрием Нехлюдовым).

- Мария, а вы чем занимались в то время? (Я воспитывалась в Родионовском институте благородных девиц. Нас обучали там хорошим манерам, музыке, танцам).

- Большое спасибо. Давайте познакомимся с семьёй Тукая:

- Габдулла (сын муллы Мухамметгарифа),

- Амина Терегулова (знакомая Тукая, посвятил ей свои юмористические стихи),

- Зайнаб Хасани (секретарь журнала “Ан” (“Сознание”). Габдулла принимает самое активное участие в организации этого журнала, в определении его идейно-эстетического направления. Даже название журнала было предложено поэтом).

Друзья и близкие:

- Хусаин Ямашев (известный социал-демократ Казани, посвятил стихотворение “Светлой памяти Хусаина”, где Габдулла впервые в истории татарской литературы создал образ большевика).

- Абдулла Кариев (основоположник татарского профессионального театра, подружился с Тукаем в Уральске.).

- Зайтуна Мавлюдовна (подруга Тукая, посвятил стихотворение “Любовь”, написанное в Казани в 1908 г.).

Ведущий: Габдулла, расскажите, пожалуйста, о своей жизни в Казани. (Моё творчество достигло в Казани наивысшего расцвета. Я стал признанным поэтом, мне платили большие гонорары, но деньги не держались: брали в долг, не возвращали. Около меня кормилось множество людей. Я покупал вещи не торгуясь, приобретал массу книг, но они уплывали в чужие руки).

- Почему свои лучшие стихи посвятили степи? (Степь для меня является лучшим курортом. Степной воздух продлевает мне жизнь на несколько месяцев. Степь вдохновляет меня, придаёт новые силы).

- Амина, что вы можете рассказать о Габдулле? (Габдулла является автором хрестоматий: “Уроки национальной литературы в школе” (1910 г.) и “Новое чтение”. Он написал примерно 150 стихотворений и поэм для детей. Хорошо знает детскую душу и психологию).

- Зайнаб, в каких городах существуют улицы Тукая? (В Казани находится улица Тукая, музей Тукая, улицы им.Тукая есть в Уральске, Уфе, Баку, Ташкенте. Его произведения так же издаются на разных языках).

- Абдулла, а вы знаете, кто является любимым учителем Габдуллы? (Знаю. Он мне говорил - это А.С.Пушкин).

Ведущий: Спасибо.

Гейм “Дальше, дальше…”

1 гейм – разминочный. За одну минуту нужно дать как можно больше ответов на вопросы. Если не знаете ответа, говорите дальше. Начинает семья Толстых.

1. Назовите улицу, которая в прошлом веке носила название “Проломная” (Ул.Баумана)

2. Назовите башню, число ярусов которой соответствует числу дней недели. (Башня Сююмбеки)

3. Назовите известные в России спортивные клубы г.Казани. (“Ак Барс”, “Рубин”, “Уникс”, “Ракета”)

4. Какая улица была в Ленинском районе? (Ул.Декабристов)

5. С каким писателем случился душевный кризис в начале декабря 1887 г., пытавшим покончить жизнь самоубийством на обрыве р.Казанки? (А.М.Горький)

6. Какой музей находится в Казани, в котором прослеживается жизненный путь писателя: фото, издания его произведений, переводы, личные вещи, картины…? (Музей Горького (1940 г.))

7. Что располагалось перед Спасской башней? (Подъемный деревянный мост через глубокий ров, проходивший вдоль линии южных стен Кремля)

8. Сколько башен насчитывал Кремль к началу 17 века? (13 башен)

9. Что размещалось на Воскресенской улице? (Особняк, размещал республиканскую библиотеку им.Ленина)

10. Какие памятники находятся в Казани? (Мусе Джалилю, Ленину-студенту)

11. Более скольких лет улица называлась Большой Проломной? (350 лет)

12. Какаие мастера привлекались к строительству башни Сююмбеки? (Татарские мастера, которые внесли национальные вкусы и традиции татарской архитектуры и строительного искусства)

13. Какие театры находятся в Казани? (Им.Г.Камала, им.Качалова, им.К.Тинчурина, оперы и балета им.М.Джалиля, кукольный, Молодёжный 7, ТЮЗ)

14. Какие известные русские писатели побывали в Казани? (Пушкин, Толстой, Аксаков, Маяковский)

15. Какое название имеет собор, сохранившийся до наших дней, построенный в 18 веке в честь посещения Казани императором Петром I? (Петропавловский собор)

16. Кто был первым архитектором г.Казани в середине 18 века? (Василий Иванович Кафтырёв)

17. Что сейчас находится в здании Казанской худ.школы? (Казанский государственный технический университет)

18. Кому из великих людей, отбывавших в Казани, принадлежат слова “что Казань – 2ой город после Москвы? (Екатерина II)

19. Она была дочерью Ногайского князя Юсуфа из рода прославленного Идегея. Её имя является символом борьбы за свободу. (Сююмбеки)

20. Самое известное произведение композитора Рустема Яхина, которое так же имеет большое государственное значение. (Гимн Татарстана)

21. Какие памятники находятся перед театром оперы и балета им.М.Джалиля? (Тукаю и Пушкину в центре города, на площади Свободы)

22. После какого события А.С.Пушкин приехал в Казань собирать материал о крестьянском царе Емельяне Пугачеве? (Через 8 лет после восстания на Сенатской площади)

23. В каком году ул.Большая Проломная была переименована в ул.Баумана? (В 1930)

24. Перед какой башней располагался подъёмный деревянный мост через глубокий ров? (Перед Спасской башней)

2 гейм “Заморочки из бочки”

Начинает отстающая команда.

1. Какое предание сохранилось по названию города? ( 1) Казан – по-татарски котёл: посуда для приготовления пищи. Как сохранило предание, вечером усталые воины остановились на ночлег, стали готовить пищу. Один из воинов взял серебряный казан, пошёл за водой и уронил его в реку, и стал кричать: ай, казан, казан!...Отсюда и пошло - то место стали называть Казан, Казань… .
2) Научная гипотеза. Много веков назад на берегах Камы, Казанки, Меши появились тюрко-язычные племена, среди которых, видимо, было племя каз. Это племя и дало имя поселению)
.

2. Чьи это слова: “Ради счастья учиться в университете можно перетерпеть даже истязания. Если бы мне предложили: “Иди учись, но за это по воскресеньям на Николаевской площади мы будем бить тебя палками!” - и я, наверное, принял это условие”. (А.М.Горький)

3. Почему поставили памятник М.Джалилю? (Скульптура воспринимается как памятник подвигу советского народа в великой Отечественной войне, как дань уважения миллионам воинов, павших в борьбе с фашизмом)

4. В честь кого переименовали ул.Большая проломная? (В 1930 г. В честь революционера-ленинца Н.Э Баумана, который родился в Казани, учился, вел революционную борьбу)

5. Почему более внушительным видом Кремля был вид с южной стороны? (Эта часть больше других защищена естественными преградами, поэтому укрепляли её особенно тщательно)

6. Что представляли собой очертания кремлёвских стен? (Неправильный многоугольник, конфигурация которого обусловлена формой холма)

7. Какие произведения были написаны Горьким, на которые повлиял казанский период жизни писателя? (“Мои университеты”, “Легкий человек”, “Бывшие люди”, “Хозяин”, “Л.Толстой”, “Бабушка Акулина”, “26 и одна”, частично “На дне” и другие)

8. Что находилось у Тукая в Казани в номерах “Булгар”, где жил поэт? (Большая библиотека. Книги лежали и на полу. Двери 40-й комнаты в гостинице “Булгар” всегда были открыты, каждый мог зайти и взять любую книгу. Многие книги так и не были возвращены ему. После смерти поэта библиотека бесследно исчезла)

3 мини-гейм “Ты мне, я тебе”

Главы семей задают друг другу вопросы.

Ведущий: Вам повезло, вашей семье выпал “Счастливый случай”. Вы получаете подарок.

Исполнение песни на татарском языке “Татарстан”

4 гейм “Тёмная лошадка”

Вы должны угадать о ком идёт речь.

Этот человек родился в семье крестьянина. Были две сестрёнки. Несмотря на тяжёлую жизнь в семье, родители уделяли детям большое внимание. Мальчик рано научился читать, в 6-7 лет он знал наизусть множество стихотворений. Учился в медресе. В 1922 г. Поступает на Казанский рабфак и работает в газете “Кзыл Татарстан”. В 1927 г. поступает в Московский государственный университет, заканчивает в 1931 г. Первые стихотворения, напечатанные в газете были “Счастье”, “Красной Армии”. Газета “Кзыл Юлдуз” или “Красная звезда”, затем “Красный цветок”. Великая заслуга заключалась в том, что в небывалом, неравном поединке советского поэта с фашистскими палачами сражался не только как солдат, но и как поэт. (Муса Мустафьевич Залилов)

Вопросы от М.Джалиля.

1) Из какого стихотворения эти строки?

Цветы Земли, цветы Весны
Резвитесь дети, смейтесь дети
Вы–счастье, торжество страны
И вести о её расцвете.

(“Цветы”)

2)

Белая берёзка распахнула почки:
Не стоять же голой в майские денёчки!
Босиком помчались мы под ветром мая.
Растянись на солнце, грейся, загорая!

(“Май”)

3)

Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел плакали, как дети, реки,
И ярости рыдала мать-земля.

(“Варварство”)

4)

Их читает лес, не уставая,
И кудрявые снега полей.
Ель поёт их – девушка лесная.
Видно строчки полюбились ей.

(“Зимние стихи”)

5 гейм “Гонка за лидером”

1. Что находится на ул.Островского, кто там жил? (Старинный особняк, с 1927 по 1942 г. жил со своей семьёй писатель Шариф Камал (дом №15). Здесь им были написаны произведения, вошедшие в золотой фонд татарской литературы и выдвинувшие его в ряд классиков. В этом доме Камал встречался с известными писателями, композиторами, артистами, музыкантами)

2. Во сколько лет приехал Л.Толстой в Казань? (13-летним мальчиком)

3. Кто в Нижнем Новгороде родился физически, в Казани – духовно? (М.Горький)

4. Какие произведения принесли Шарифу Камалу широкую известность? (Повесть “Чайки”, созданная на основе наблюдений над жизнью сезонных рабочих с промыслов Каспия, а так же сатирическая комедия “Хаджи женится”, высмеивающая нравы мусульманского духовенства и татарской буржуазии)

5. Кто в Казани прошёл свою первую суровую школу? (А.М.Горький)

6. Что встречает посетителя при входе в зал №4 музея Г.Тукая в Казани? (Известный портрет Тукая 1912 г.. Он дан крупным планом. В глазах поэта “гнев и печаль” за судьбу родного народа, за будущее детей. Портрет занимает в зале центральное место)

7. Биография какого писателя напоминает биографию Шарифа Камала? (А.М.Горький)

8. Что расположено рядом с музеем Г.Тукая? (Кинотеатр им.Тукая)

9. Сколько в городе университетов? Какие?

Подведение итогов. Награждение.