Цели:
- Развивать речь, воображение учащихся, умение делать выводы.
- Способствовать совершенствованию навыка чтения.
- Воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки.
- Приобщать детей к творческому дару – любить природу, видеть в ней красоту и национальное богатство, формирующие человеческую душу.
Оборудование:
- портрет писателя К. Паустовского,
- портреты Э. Грига, П. Чайковского,
- запись пьесы Э. Грига, «Утро».
- картины «Тундра», «Лесная полоса»
- рисунки учащихся.
План урока
1. Организационный момент.
- Портреты К. Паустовского, П. Чайковского, Э. Грига.
- Объявление темы урока.
2. Тренировочные упражнения.
- Дыхательная гимнастика.
- Упражнение на логическое ударение.
- Скороговорка.
3. Картины северной природы.
- Конкурс рисунков.
- Эпиграф к уроку.
4. Работа над темой урока.
- Соединение описания природы с музыкой.
- Инсценирование фрагмента рассказа «Встреча в лесу Грига и Дагни».
- Выборочное чтение текста.
- Соединение текста с музыкой.
- Физкультминутка.
- Работа с текстом.
- Инсценирование фрагмента рассказа «Дагни в концерте».
5. Итог урока.
6. Выставка книг К. Паустовского.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы поговорим об очень известных мастерах:
К. Паустовском, Э. Григе, П. Чайковском, еще раз выборочно прочитаем строчки из рассказа «Корзина с еловыми шишками», посмотрим инсценировку этого рассказа в исполнении ребят, послушаем чудесную музыку Э. Грига.
Перед чтением рассказа мы проведем тренировочные упражнения.
2. Тренировочные упражнения.
- Дыхательная гимнастика (5 раз вдох и выдох).
- Упражнение на логическое ударение. «Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев».
- Скороговорка. «Дарья дарит Дине дыни».
3. Картины северной природы.
Сегодня мы еще раз послушаем,
- что Э. Григ подарил Дагни.
- какие картины представлены в рассказе? (Картины северной природы, сосновый лес).
- какие это картины? (Картины северной природы – это горы, еловые леса и отдельно стоящие ели, скудная растительность).
- как вы понимаете словосочетание «скудная растительность?» (Горы, отдельно стоящие деревья).
- что можно сказать о нашей природе? (Это средняя полоса России, березы, могучие сосны, много кустов).
Конкурс рисунков.
Дома вы нарисовали иллюстрации, которые представили, когда читали рассказ К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», (Показ рисунков и небольшой рассказ учащихся, о чем они нарисовали).
Эпиграф к уроку.
– Что такое эпиграф?
Эпиграф – краткая цитата к произведению.
Цитата – точная выдержка из текста.
Прочитайте эпиграф к уроку.
«В его музыке, отражающей в себе красоты норвежской природы, есть что - то близкое, родное» (П. Чайковский).
Я выбрала именно этот эпиграф потому, что Петр Ильич Чайковский очень любил природу и черпал в ней вдохновение. Его музыка рождалась под впечатлением любимых мест.
То же самое происходит и с Эдвардом Григом, который, наслаждаясь северной природой, передает в звуках веселое эхо горных лесов, шум морского прибоя, шелест листьев.
4. Работа над темой урока.
- Для того чтобы лучше представить себе природу далекой Норвегии, давайте послушаем музыку Э.Грига и прочитаем строчки К. Паустовского (стр. 48, 2 – ой, 3 – ий абзац «Все леса хороши с их грибным воздухом… швырнуть его через скалы».
- Инсценирование фрагмента рассказа «Встреча в лесу Грига и Дагни» (Приложение 1). («Композитор Эдуард Григ проводил осень в лесах около Бергена…»). Звучит музыка. « Ты как солнце, - говорит ей Григ … да будет благословенно всё, что окружает тебя». Музыка замолкает.
- Выборочное чтение.
- Смогли мы представить себе и понять, каков же Э.Григ по характеру?
Подтвердите свои ответы рассуждениями (ответы учащихся)
- Добрый – ищет подарок для незнакомой девочки; ребенок его не испугается. По тексту: «Испугаться она не могла, потому что глаза у него смеялись»; помог (предложил сам) донести корзину (стр.48- зачитывает ученик).
- Характер мягкий - вкрадчивый голос, застенчивый, терпеливый (стр.50 – текст «она совсем запутала меня», - и сказала так, как говорят взрослые, когда попадают в неловкое положение перед детьми.
- Общительный, простой – находит общий язык с простой девочкой. Дагни – дочь лесника, а Э.Григ – уже знаменитый композитор.
- Найдите строки, описывающие, как выглядел дом композитора (стр.51 «Все, что могло приглушить звуки -…. Его украшал только рояль…»)
- Григ не окружал себя роскошью. В его доме все было подчинено музыке, поэтому ему достаточно было только того, что необходимо. А украшением дома служил рояль.
- Соединение текста с музыкой.
- О чем же поведал нам рояль? Сейчас будет звучать музыка, а вы в это время прочитайте про себя описание (с. 51 -53 три абзаца снизу, - с середины до конца части).
Звучит музыка Первого концерта для фортепиано с оркестром, 2-я часть.
- О чем поведал нам рояль? (О порыве человеческих чувств, о любви, о сказке про Золушку. Рояль пел, плакал, гневался ... под пальцами музыканта. Он играл обо всем, что думал).
- Кто подслушал эти звуки? (синицы на дереве, матросы из порта, прачка из соседнего дома и даже … сверчок)
- Физкультминутка.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
И друг к другу повернулись -
Как пружинки мы присели
А потом тихонько сели.
- Работа с текстом. « Вернёмся к Дагни ».
Чтение начала 3-й части (стр. 54-55).
- Чем увлекалась Дагни в городе, где часто бывала? Какое впечатление производили на девушку спектакли?
- Прочитайте (стр. 55, 1-ый абзац).
- Даже в сказках есть доля правды. Наверное, после спектакля неплохо поразмышлять над чем-то, сделать для себя выводы.
- Куда однажды тётушка Магда пригласила Дагни?
- Чем отличается представление в театре от концерта? ( В театре спектакли идут в костюмах, на фоне декораций, используются танцы, слово).
В концертном зале между слушателем и музыкой ничего нет, поэтому восприятие музыки продиктовано культурой человека, его фантазией, опытом. Дагни впервые слушала симфоническую музыку и не сразу сосредоточилась.
- Инсценировка. Сцена « Дагни в концерте». «В восемнадцать лет Дагни окончила школу…» (начинает звучать музыка, затем она приглушается) (Приложение 2)
- За то, что вы не забыли меня. За вашу щедрость. За то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен быть человек (музыка ещё звучит, затем замолкает).
Вот такой подарок, неожиданный и бесценный, получила Дагни июльским летним вечером.
- Что подарил Э.Григ девочке? (Музыку).
5. Итог урока.
- Сегодня мы заканчиваем работу над содержанием рассказа К.Паустовского « Корзина с еловыми шишками».
- О чем же прочитанный рассказ? ( О красоте мира и музыки, отражающей жизнь).
- В чем видел счастье для себя Эдвард Григ? ( Отдать жизнь, труд, талант людям без возврата и сожаления).
Э.Григ и К.Паустовский - великие мастера. Один словами, другой музыкой, они пробуждают в нас чистые и добрые чувства.
- Чему учит рассказ К.Паустовского? ( Любить природу, видеть красоту в ней. Природа воспитывает доброту, множит заботу и сострадание).
6. Выставка книг К.Паустовского.
- Кому вы можете посоветовать прочитать рассказ «Корзина с еловыми шишками?» (Младшим братьям, сестрам, друзьям).
Литература:
- Журнал «Начальная школа» №4, 2004 г., стр. 108 – 116.
- Книги К. Паустовского.
- О.В. Кубасова. «Литературное чтение».
- Поурочные планы по учебнику о.В. Кубасовой «Литературное чтение».