Интегрированный урок (чтение + музыка + ИЗО) "Природа – источник творческого вдохновения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Развивать речь, воображение учащихся, умение делать выводы.
  2. Способствовать совершенствованию навыка чтения.
  3. Воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки.
  4. Приобщать детей к творческому дару – любить природу, видеть в ней красоту и национальное богатство, формирующие человеческую душу.

Оборудование:

  • портрет писателя К. Паустовского,
  • портреты Э. Грига, П. Чайковского,
  • запись пьесы Э. Грига, «Утро».
  • картины «Тундра», «Лесная полоса»
  • рисунки учащихся.

План урока

1. Организационный момент.

  1. Портреты К. Паустовского, П. Чайковского, Э. Грига.
  2. Объявление темы урока.

2. Тренировочные упражнения.

  1. Дыхательная гимнастика.
  2. Упражнение на логическое ударение.
  3. Скороговорка.

3. Картины северной природы.

  1. Конкурс рисунков.
  2. Эпиграф к уроку.

4. Работа над темой урока.

  1. Соединение описания природы с музыкой.
  2. Инсценирование фрагмента рассказа «Встреча в лесу Грига и Дагни».
  3. Выборочное чтение текста.
  4. Соединение текста с музыкой.
  5. Физкультминутка.
  6. Работа с текстом.
  7. Инсценирование фрагмента рассказа «Дагни в концерте».

5. Итог урока.

6. Выставка книг К. Паустовского.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы поговорим об очень известных мастерах:

К. Паустовском, Э. Григе, П. Чайковском, еще раз выборочно прочитаем строчки из рассказа «Корзина с еловыми шишками», посмотрим инсценировку этого рассказа в исполнении ребят, послушаем чудесную музыку Э. Грига.

Перед чтением рассказа мы проведем тренировочные упражнения.

2. Тренировочные упражнения.

  1. Дыхательная гимнастика (5 раз вдох и выдох).
  2. Упражнение на логическое ударение. «Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев».
  3. Скороговорка. «Дарья дарит Дине дыни».

3. Картины северной природы.

Сегодня мы еще раз послушаем,

  • что Э. Григ подарил Дагни.
  • какие картины представлены в рассказе? (Картины северной природы, сосновый лес).
  • какие это картины? (Картины северной природы – это горы, еловые леса и отдельно стоящие ели, скудная растительность).
  • как вы понимаете словосочетание «скудная растительность?» (Горы, отдельно стоящие деревья).
  • что можно сказать о нашей природе? (Это средняя полоса России, березы, могучие сосны, много кустов).

Конкурс рисунков.

Дома вы нарисовали иллюстрации, которые представили, когда читали рассказ К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», (Показ рисунков и небольшой рассказ учащихся, о чем они нарисовали).

Эпиграф к уроку.

– Что такое эпиграф?

Эпиграф – краткая цитата к произведению.

Цитата – точная выдержка из текста.

Прочитайте эпиграф к уроку.

«В его музыке, отражающей в себе красоты норвежской природы, есть что - то близкое, родное» (П. Чайковский).

Я выбрала именно этот эпиграф потому, что Петр Ильич Чайковский очень любил природу и черпал в ней вдохновение. Его музыка рождалась под впечатлением любимых мест.

То же самое происходит и с Эдвардом Григом, который, наслаждаясь северной природой, передает в звуках веселое эхо горных лесов, шум морского прибоя, шелест листьев.

4. Работа над темой урока.

  1. Для того чтобы лучше представить себе природу далекой Норвегии, давайте послушаем музыку Э.Грига и прочитаем строчки К. Паустовского (стр. 48, 2 – ой, 3 – ий абзац «Все леса хороши с их грибным воздухом… швырнуть его через скалы».
  2. Инсценирование фрагмента рассказа «Встреча в лесу Грига и Дагни» (Приложение 1). («Композитор Эдуард Григ проводил осень в лесах около Бергена…»). Звучит музыка. « Ты как солнце, - говорит ей Григ … да будет благословенно всё, что окружает тебя». Музыка замолкает.
  3. Выборочное чтение.

- Смогли мы представить себе и понять, каков же Э.Григ по характеру?

Подтвердите свои ответы рассуждениями (ответы учащихся)

- Добрый – ищет подарок для незнакомой девочки; ребенок его не испугается. По тексту: «Испугаться она не могла, потому что глаза у него смеялись»; помог (предложил сам) донести корзину (стр.48- зачитывает ученик).

- Характер мягкий - вкрадчивый голос, застенчивый, терпеливый (стр.50 – текст «она совсем запутала меня», - и сказала так, как говорят взрослые, когда попадают в неловкое положение перед детьми.

- Общительный, простой – находит общий язык с простой девочкой. Дагни – дочь лесника, а Э.Григ – уже знаменитый композитор.

- Найдите строки, описывающие, как выглядел дом композитора (стр.51 «Все, что могло приглушить звуки -…. Его украшал только рояль…»)

- Григ не окружал себя роскошью. В его доме все было подчинено музыке, поэтому ему достаточно было только того, что необходимо. А украшением дома служил рояль.

  1. Соединение текста с музыкой.

- О чем же поведал нам рояль? Сейчас будет звучать музыка, а вы в это время прочитайте про себя описание (с. 51 -53 три абзаца снизу, - с середины до конца части).

Звучит музыка Первого концерта для фортепиано с оркестром, 2-я часть.

- О чем поведал нам рояль? (О порыве человеческих чувств, о любви, о сказке про Золушку. Рояль пел, плакал, гневался ... под пальцами музыканта. Он играл обо всем, что думал).

- Кто подслушал эти звуки? (синицы на дереве, матросы из порта, прачка из соседнего дома и даже … сверчок)

  1. Физкультминутка.

Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
И друг к другу повернулись -
Как пружинки мы присели
А потом тихонько сели.

  1. Работа с текстом. « Вернёмся к Дагни ».

Чтение начала 3-й части (стр. 54-55).

- Чем увлекалась Дагни в городе, где часто бывала? Какое впечатление производили на девушку спектакли?

- Прочитайте (стр. 55, 1-ый абзац).

- Даже в сказках есть доля правды. Наверное, после спектакля неплохо поразмышлять над чем-то, сделать для себя выводы.

- Куда однажды тётушка Магда пригласила Дагни?

- Чем отличается представление в театре от концерта? ( В театре спектакли идут в костюмах, на фоне декораций, используются танцы, слово).

В концертном зале между слушателем и музыкой ничего нет, поэтому восприятие музыки продиктовано культурой человека, его фантазией, опытом. Дагни впервые слушала симфоническую музыку и не сразу сосредоточилась.

  1. Инсценировка. Сцена « Дагни в концерте». «В восемнадцать лет Дагни окончила школу…» (начинает звучать музыка, затем она приглушается) (Приложение 2)

- За то, что вы не забыли меня. За вашу щедрость. За то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен быть человек (музыка ещё звучит, затем замолкает).

Вот такой подарок, неожиданный и бесценный, получила Дагни июльским летним вечером.

- Что подарил Э.Григ девочке? (Музыку).

5. Итог урока.

- Сегодня мы заканчиваем работу над содержанием рассказа К.Паустовского « Корзина с еловыми шишками».

- О чем же прочитанный рассказ? ( О красоте мира и музыки, отражающей жизнь).

- В чем видел счастье для себя Эдвард Григ? ( Отдать жизнь, труд, талант людям без возврата и сожаления).

Э.Григ и К.Паустовский - великие мастера. Один словами, другой музыкой, они пробуждают в нас чистые и добрые чувства.

- Чему учит рассказ К.Паустовского? ( Любить природу, видеть красоту в ней. Природа воспитывает доброту, множит заботу и сострадание).

6. Выставка книг К.Паустовского.

- Кому вы можете посоветовать прочитать рассказ «Корзина с еловыми шишками?» (Младшим братьям, сестрам, друзьям).

Литература:

  1. Журнал «Начальная школа» №4, 2004 г., стр. 108 – 116.
  2. Книги К. Паустовского.
  3. О.В. Кубасова. «Литературное чтение».
  4. Поурочные планы по учебнику о.В. Кубасовой «Литературное чтение».