Урок биологии в 7-м классе по системе КСО. Тема: "Общая характеристика класса Земноводные"

Разделы:


Цели:

  • Расширение представлений о роли животных в природе.
  • Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
  • Воспитание экологического отношения к природе.

Задачи:

  1. помочь в составлении характеристики класса Земноводные;
  2. познакомить учащихся с признаками земноводных, с приспособленностью к жизни в двух средах;
  3. показать значение земноводных в природе;
  4. на материале учебника продолжить формирование общеучебных умений и навыков;
  5. воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников, развивать умения работать в группах, коллективе;
  6. осуществлять экологическое воспитание через содержание изучаемого материала.

Оборудование:

  • учебник В.Б.Захарова, Н.И.Сонина 7 класс
  • таблицы и рисунки с изображением земноводных, костных рыб, скелет лягушки.
  • презентация

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вызов информации (актуализация).

Отгадайте загадки:

а)

И в лесу мы, и в болоте;
Нас всегда везде найдете,
На поляне, на опушке
Мы зеленые . . . (лягушки)

б)

Покрупнее, чем лягушка,
Пучеглазая подружка.
И, конечно, все слова
Заменяем словом «ква». (жаба)

Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных - земноводных, (учащиеся вспоминают литературные произведения, где встречаются представители данного класса, и высказывают свои отношения к этим животным).

Осмысление (изучение нового материала)

Учащиеся работают по технологии КСО (методика взаимообмена заданий). Для этого учебный материал разбиваем на 2 части (подтемы).

Каждая карточка содержит законченную информацию. Содержание карточек, по которым учащиеся работают индивидуально, а затем передают полученную информацию своему партнеру, приведены ниже. После работы в парах учащиеся обмениваются карточками.

Карточка 1.

Тема: «Общая характеристика класса Земноводные».

Прочитайте по учебнику Захарова В.Б. и Сонина Н.И. «Биология. Многообразие животных организмов». 7 класс стр.186, класс Земноводные, или Амфибии.

1. Выпишите общую характеристику класса земноводные.

Общая характеристика земноводных:

1.                            

2.

3.

4.

5.

2. Заполните схему классификации амфибий.

Приведите примеры амфибий.

3. На основе своих знаний и записей ответьте на вопросы:
  1. По каким признакам животные этого класса получили название «Земноводные».

  2. На основании каких признаков земноводных делят на классы. Расскажите своему партнеру общую характеристику класса земноводные.

Проверьте записи, поставьте оценку.

Карточка 2

Тема: «Общая характеристика класса Земноводные».

Прочитайте по учебнику Захарова В.Б. и Сонина Н.И. стр.186-187.

Установите признаки, по которым земноводные отличаются от рыб. Обратите внимание на форму тела, покровы, наличие конечностей.

1. Приспособленность земноводных к жизни в воде и на суше

Приспособленность к жизни в воде

Приспособленность к жизни на суше

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

2. Рассмотрите рисунки и решите, на основе чего можно утверждать, что земноводные произошли от древних рыб.

3 Решите задачу

Индия в 1970г. экспортировала 25 млн. лягушек, Италия с 1968г. по 1970г. продала в другие страны 47 млн. лягушек и ежегодно экспортирует свыше 30 тыс. хвостатых земноводных. Почему земноводные составляют предмет международного экспорта?

Ответ: Земноводные закупаются для научных лабораторий, как объекты содержания в аквариумах и террариумах, в качестве средства биологической борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур. В ряде стран Европы, Азии и Северной Америки лягушек употребляют в пищу.

4. Расскажите своему партнеру о приспособленности земноводных к водной и наземной среде обитания. Поясните происхождение их от древних рыб. Проверьте записи, поставьте оценку.

Карточка №3.

Тема: «Строение земноводных».

Прочитайте по учебнику Захарова В.Б. и Сонина Н.И. «Биология. Многообразие животных организмов», 7 класс статья «Строение земноводных» стр.188.

1. Назовите кости скелета лягушки, обозначенные цифрами.

2. Информацию занесите в таблицу «Строение скелета лягушки»

 

Отделы скелета

Название костей

Значение отдела скелета

     

3. Решите задачу:

Растут ли лягушки зимой?

Ответ: Зимой лягушки находятся в состоянии оцепенения на дне водоемов, в норах грызунов, под опавшей листвой. У них резко понижается обмен веществ. Клетки тела не делятся, рост лягушек не происходят.

4. Ответьте устно на вопросы: № 3, 4, 5 стр. 194. Расскажите своему партнеру о строении лягушки. Проверьте записи. Поставьте оценку.

Карточка 4

Тема: «Строение земноводных»

1. Прочитайте по учебнику Захарова В. Б. и Сонина Н. И. «Биология. Многообразие живых организмов», 7 класс статья «Строение земноводных» стр. 188.

Ответьте на вопросы:

  • Чем можно объяснить сходство в строении скелетов рыбы и лягушки?
  • Что обозначено цифрами 1-13 на рисунке?

2. Составьте таблицу:

Скелеты для сравнения

Сходство

Различие

Рыбы

Лягушки

   

3. Ответьте на вопросы устно:

  • Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?
  • Кожа у земноводных голая, с большим количеством желез, выделяющих много слизи. Почему слизь защищает земноводных от гибели на суше, уменьшает затраты энергии при плавании в воде?
  • Объясните, в связи с чем произошел выход позвоночных на сушу. Какие изменения в их строении происходили в связи с этим?
4. Расскажите своему партнеру о приспособленности земноводных. Проверьте записи. Поставьте оценку.

Рефлексия.

Игра «Волшебный стул» - в центре класса у доски ставится стул ученик выходит и садиться спиной к классу задаются вопросы по теме:

Вопросы:

  1. Какие прогрессивные изменения произошли у земноводных в ходе эволюции?

  2. Какие черты наземных позвоночных свойственны лягушке?

  3. В чем заключается сходство земноводных и рыб?

  4. Опишите скелет лягушки. Чем отличаются конечности амфибий от парных плавников рыб?

  5. Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу? Почему?

Задание №1

(работа в группах по предложенным картинкам отрядов земноводных).

1ая группа - Отряд Безногие земноводные:

  1. Каковы особенности внешнего строения Безногих Земноводных?

  2. Где обитают червяги?

  3. На основании, каких признаков строения, червяг относят к земноводным?

2ая группа - Отряд Хвостатые земноводные:

  1. Каковы особенности внешнего строения хвостатых амфибий?

  2. Как передвигаются хвостатые амфибии?

  3. Как приспособлено строение хвостатых амфибий к среде их обитания?

3ая группа - Отряд Бесхвостые земноводные:

  1. Какие приспособления появились у бесхвостых амфибий в связи с большой степенью освоения суши?

  2. Каковы особенности внешнего строения отряда бесхвостых?

  3. Объясните, почему прудовая лягушка, обитающая в водоемах и в близи них активна днем, а травяная, обитающая на болотах и лугах, в сумерки?

Если останется время, учащиеся обсуждают в группах вопросы, при этом они выбирают выступающего, который выскажет предположение группы.

Задание №2

Если вы хорошо запомнили данную тему, то легко ответите на вопросы кроссворда «Знаете ли вы?»

В клетках нужно записать названия тех земноводных, которые заканчиваются на букву «а»:

Ответы: 1. Жаба. 2. Квакша. 3. Лягушка. 4. Жерлянка. 5. Саламандра.

Задание №3

Заполните таблицу.

С чем связано название класса Амфибии или Земноводные

Представители класса

Особенности внешнего строения, образ жизни

Значение

       

Домашнее задание:

  • Повторите записи, сделанные на уроке.
  • Подготовьте сообщения о земноводных из дополнительной литературы.
  • Подберите загадки, стихотворения, сказки о земноводных или придумайте сами.
  • Читать учебник стр. 186-188.