Цели:
- Расширение представлений о роли животных в природе.
- Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
- Воспитание экологического отношения к природе.
Задачи:
- помочь в составлении характеристики класса Земноводные;
- познакомить учащихся с признаками земноводных, с приспособленностью к жизни в двух средах;
- показать значение земноводных в природе;
- на материале учебника продолжить формирование общеучебных умений и навыков;
- воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников, развивать умения работать в группах, коллективе;
- осуществлять экологическое воспитание через содержание изучаемого материала.
Оборудование:
- учебник В.Б.Захарова, Н.И.Сонина 7 класс
- таблицы и рисунки с изображением земноводных, костных рыб, скелет лягушки.
- презентация
Ход урока
- Организационный момент.
- Вызов информации (актуализация).
Отгадайте загадки:
а)
И в лесу мы, и в болоте;
Нас всегда везде найдете,
На поляне, на опушке
Мы зеленые . . . (лягушки)
б)
Покрупнее, чем лягушка,
Пучеглазая подружка.
И, конечно, все слова
Заменяем словом «ква». (жаба)
Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных - земноводных, (учащиеся вспоминают литературные произведения, где встречаются представители данного класса, и высказывают свои отношения к этим животным).
Осмысление (изучение нового материала)
Учащиеся работают по технологии КСО (методика взаимообмена заданий). Для этого учебный материал разбиваем на 2 части (подтемы).
Каждая карточка содержит законченную информацию. Содержание карточек, по которым учащиеся работают индивидуально, а затем передают полученную информацию своему партнеру, приведены ниже. После работы в парах учащиеся обмениваются карточками.
Карточка 1.
Тема: «Общая характеристика класса Земноводные».
Прочитайте по учебнику Захарова В.Б. и Сонина Н.И. «Биология. Многообразие животных организмов». 7 класс стр.186, класс Земноводные, или Амфибии.
1. Выпишите общую характеристику класса земноводные.
Общая характеристика земноводных:
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
2. Заполните схему классификации амфибий.
Приведите примеры амфибий.
3. На основе своих знаний и записей ответьте на вопросы:-
По каким признакам животные этого класса получили название «Земноводные».
-
На основании каких признаков земноводных делят на классы. Расскажите своему партнеру общую характеристику класса земноводные.
Проверьте записи, поставьте оценку.
Карточка 2
Тема: «Общая характеристика класса Земноводные».
Прочитайте по учебнику Захарова В.Б. и Сонина Н.И. стр.186-187.
Установите признаки, по которым земноводные отличаются от рыб. Обратите внимание на форму тела, покровы, наличие конечностей.
1. Приспособленность земноводных к жизни в воде и на суше
Приспособленность к жизни в воде |
Приспособленность к жизни на суше |
1. 2. 3. 4. |
1. 2. 3. 4. |
2. Рассмотрите рисунки и решите, на основе чего можно утверждать, что земноводные произошли от древних рыб.
3 Решите задачу
Индия в 1970г. экспортировала 25 млн. лягушек, Италия с 1968г. по 1970г. продала в другие страны 47 млн. лягушек и ежегодно экспортирует свыше 30 тыс. хвостатых земноводных. Почему земноводные составляют предмет международного экспорта?
Ответ: Земноводные закупаются для научных лабораторий, как объекты содержания в аквариумах и террариумах, в качестве средства биологической борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур. В ряде стран Европы, Азии и Северной Америки лягушек употребляют в пищу.
4. Расскажите своему партнеру о приспособленности земноводных к водной и наземной среде обитания. Поясните происхождение их от древних рыб. Проверьте записи, поставьте оценку.
Карточка №3.
Тема: «Строение земноводных».
Прочитайте по учебнику Захарова В.Б. и Сонина Н.И. «Биология. Многообразие животных организмов», 7 класс статья «Строение земноводных» стр.188.
1. Назовите кости скелета лягушки, обозначенные цифрами.
2. Информацию занесите в таблицу «Строение скелета лягушки»
Отделы скелета |
Название костей |
Значение отдела скелета |
3. Решите задачу:
Растут ли лягушки зимой?
Ответ: Зимой лягушки находятся в состоянии оцепенения на дне водоемов, в норах грызунов, под опавшей листвой. У них резко понижается обмен веществ. Клетки тела не делятся, рост лягушек не происходят.
4. Ответьте устно на вопросы: № 3, 4, 5 стр. 194. Расскажите своему партнеру о строении лягушки. Проверьте записи. Поставьте оценку.
Карточка 4
Тема: «Строение земноводных»
1. Прочитайте по учебнику Захарова В. Б. и Сонина Н. И. «Биология. Многообразие живых организмов», 7 класс статья «Строение земноводных» стр. 188.
Ответьте на вопросы:
- Чем можно объяснить сходство в строении скелетов рыбы и лягушки?
- Что обозначено цифрами 1-13 на рисунке?
2. Составьте таблицу:
Скелеты для сравнения |
Сходство |
Различие |
Рыбы Лягушки |
3. Ответьте на вопросы устно:
- Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?
- Кожа у земноводных голая, с большим количеством желез, выделяющих много слизи. Почему слизь защищает земноводных от гибели на суше, уменьшает затраты энергии при плавании в воде?
- Объясните, в связи с чем произошел выход позвоночных на сушу. Какие изменения в их строении происходили в связи с этим?
Рефлексия.
Игра «Волшебный стул» - в центре класса у доски ставится стул ученик выходит и садиться спиной к классу задаются вопросы по теме:Вопросы:
-
Какие прогрессивные изменения произошли у земноводных в ходе эволюции?
-
Какие черты наземных позвоночных свойственны лягушке?
-
В чем заключается сходство земноводных и рыб?
-
Опишите скелет лягушки. Чем отличаются конечности амфибий от парных плавников рыб?
-
Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу? Почему?
Задание №1
(работа в группах по предложенным картинкам отрядов земноводных).
1ая группа - Отряд Безногие земноводные:
-
Каковы особенности внешнего строения Безногих Земноводных?
-
Где обитают червяги?
-
На основании, каких признаков строения, червяг относят к земноводным?
2ая группа - Отряд Хвостатые земноводные:
-
Каковы особенности внешнего строения хвостатых амфибий?
-
Как передвигаются хвостатые амфибии?
-
Как приспособлено строение хвостатых амфибий к среде их обитания?
3ая группа - Отряд Бесхвостые земноводные:
-
Какие приспособления появились у бесхвостых амфибий в связи с большой степенью освоения суши?
-
Каковы особенности внешнего строения отряда бесхвостых?
-
Объясните, почему прудовая лягушка, обитающая в водоемах и в близи них активна днем, а травяная, обитающая на болотах и лугах, в сумерки?
Если останется время, учащиеся обсуждают в группах вопросы, при этом они выбирают выступающего, который выскажет предположение группы.
Задание №2
Если вы хорошо запомнили данную тему, то легко ответите на вопросы кроссворда «Знаете ли вы?»
В клетках нужно записать названия тех земноводных, которые заканчиваются на букву «а»:Ответы: 1. Жаба. 2. Квакша. 3. Лягушка. 4. Жерлянка. 5. Саламандра.
Задание №3
Заполните таблицу.
С чем связано название класса Амфибии или Земноводные |
Представители класса |
Особенности внешнего строения, образ жизни |
Значение |
Домашнее задание:
- Повторите записи, сделанные на уроке.
- Подготовьте сообщения о земноводных из дополнительной литературы.
- Подберите загадки, стихотворения, сказки о земноводных или придумайте сами.
- Читать учебник стр. 186-188.