Цели:
- познакомиться с теоремой Пифагора и показать её применение в ходе решения задач;
- научить решать базовые упражнения по данной теме;
- 3) совершенствовать навыки работы с чертежными инструментами;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к предмету.
План урока:
- Организационный момент;
- Устная работа. (Задачи на повторение ранее изученного материала. Последняя задача, которая создает проблемную ситуацию);
- Практическая работа;
- Доказательство теоремы;
- Историческая справка с практическим применением;
- Решение задач на применение теоремы;
- Домашнее задание;
- Итоги урока.
КОНСПЕКТ УРОКА
1. Организационный момент.
2. Устная работа
а) Найти СВ и площадь треугольника АВС.
б) Найти площадь земельного участка
в) Найти , если известен
г) Найти , если известен и
д) Доказать, что PMNK-квадрат.
е) Площадь треугольника АВС равна 30 см2, АС=5 см. Найдите периметр треугольника.
Какую трудность вы встретили при решении этой задачи?
3. Практическая работа.
Задание: Нужно измерить стороны треугольника и найти общую закономерность (различные прямоугольные треугольники выдаются детям перед уроком).
Результаты измерений записываются на доске:
а |
|
|
b |
|
|
с |
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
5 |
|
|
12 |
|
|
13 |
7 |
|
|
24 |
|
|
25 |
8 |
|
|
15 |
|
|
17 |
Посмотрите внимательно на каждую строчку. Есть ли какая-то закономерность?
(Пифагоровы тройки изучаются за 2 урока до этого. Можно показать пример двух троек и дать задание на дом найти еще).
Попробуем записать известную закономерность буквенным выражением. ()
В любом ли треугольнике выполняется такое равенство?
Проверили практически, что в прямоугольном треугольнике выполняется такое равенство, а сейчас его докажем. Это доказательство называется теорема Пифагора. Пифагор - древнегреческий ученый VI в. до н.э. Эта теорема была известна задолго до него, но Пифагор нашел доказательство. В честь этого он принес в жертву быка. В настоящее время существует более 100 доказательств. Одно доказывается, а другое в следующей главе.
4. Доказательство теоремы Пифагора.
(Геометрическим способом, с помощью двух равных квадратов).
Возвращаемся к задаче, которую мы не смогли дорешать. Зная два катета, теперь мы сможем найти гипотенузу.
5. Историческая справка с практическим применением.
Раньше люди при строительстве домов получали прямой угол с помощью веревки, разделенной на 12 равных частей (можно раздать детям такие веревки).
Подумайте, как можно использовать эту веревку для построения прямого угла.
6. Решение задач с использованием теоремы.
- В одно и то же время с турбазы вышли одновременно две группы туристов. Одна группа прошла на север 6км, а другая на восток 8 км. Найдите расстояние между этими группами.
- В прямоугольном треугольнике катет 12 см, гипотенуза 13 см. найдите второй катет.
- Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 17 см, а основание равно 16 см. найдите высоту, проведенную к основанию.
- Большая диагональ прямоугольной трапеции равна 13 см, а большее основание - 12 см. найдите площадь трапеции, если её меньшее основание равно 8 см.
7. Домашнее задание.
8. Подведение итогов урока.