Цели:
- Распространение знаний о регионе Большого Алтая.
- Формирование целостного восприятия природы.
- Выявление экологических проблем Алтая трансрегионального.
- Развивать у учащихся познавательный интерес и гуманистическое отношение к природе.
- Научить применять свои знания для оценки деятельности человека на конкретных примерах.
- Изучить виды растений и животных находящиеся под охраной
Задачи:
- Активизировать деятельность учащихся при изучении влияния антропогенных факторов на окружающую среду.
- Формировать умение работать в команде.
- Совершенствовать такие интеллектуальные умения, как анализ и обобщение полученного материала, способность излагать собственные мысли.
Оборудование: географическая карта, мультимедийный проектор, экран
Личная значимость: каждый человек может внести свой вклад в сохранение живого мира, нужно знать и соблюдать правила поведения в природе.
План урока:
- Актуализация знаний.
- Алтайский горный регион – «визитная карточка».
- Влияние человека на растительный и животный мир.
- Рефлексия учащихся по теме урока.
- Заключение
Методы обучения: Проблемный. Частично поисковый
Формы организации учебной деятельности: Проблемный, комбинированный урок, работа в группах.
Приёмы деятельности учителя: обсуждение проблемы урока, демонстрация слайдов, организация групповой работы учащихся, подведение итогов.
Организация деятельности учащихся: обсуждают проблему урока, делают краткие записи, выполняют мини – проект, делают выводы по уроку.
Развитие умений учащихся: использовать имеющиеся знания, сравнивать, обобщать, работать в группе в заданном темпе, делать выводы.
Основные понятия и термины урока: заказник, заповедник, природные парки, Красная книга, экологический кризис, экологические проблемы, антропогенный фактор, природоохранительные мероприятия.
Источники информации: интернет – ресурсы, материалы Greenpeace Russia «Всемирное природное наследие в России», Красные книги.
Домашнее задание по выбору учащихся: написать рассказ, сделать визитную карточку, рисунок, предложить меры охраны для охраняемых видов: ревень алтайский, кандык сибирский, аргали – алтайский горный баран и вид, распространённый также в нашей местности, орёл степной.
Оценки за выполненные задания.
Краткое содержание урока
1. Актуализация знаний.
Проблемный вопрос: Есть ли положительное влияние человека на природу?
2. Алтайский горный регион – «визитная карточка».
Так называется природно-культурный уникальный комплекс Центральной Азии, расположен на стыке границ России, Монголии, Китая и Казахстана. Около 50% территории региона расположено в России, 30% - в Монголии и по 10% - в Казахстане и Китае. В административном плане регион охватывает Республику Алтай. Представители России, Монголии, Китая и Казахстана на конференции "Устойчивое развитие Центральной Азии" в г. Урумчи, Китай, сентябрь 1998г., договорились, что "под Алтайским горным регионом понимается приграничные районы Китая (Алтайский округ Синьцзян Уйгурского автономного региона - СУАР), России (Республика Алтай и Алтайский край), Казахстана (Восточно-Казахстанская область) и Монголии (аймаки Баян - Ульгий и Ховд). Алтайский горный регион в последние годы стал объектом пристального международного внимания. Регион богат природными ресурсами, но при этом актуальной проблемой остаётся сохранение биологического разнообразия, охрана окружающей среды. Алтайский горный регион (Алтае - Саянские горные леса) входит в число 200 ключевых экорегионов мира, имеющих выдающееся значение по богатству и разнообразию видов, сообществ и экологических процессов.
3. Влияние человека на растительный и животный мир. Антропогенные факторы, отрицательно воздействующие на природу региона.
Содержание деятельности человека |
Последствия данной деятельности |
Прямое истребление биологических видов. |
Численность снежного барса, аргали исчисляется единицами, несколькими десятками особей. |
Загрязнение ракетным топливом – гептилом вод и почвы. |
Последствия ещё полностью не изучены, известно, что гептил – сильный мутаген и канцероген. |
Чрезмерный выпас скота, особенно на высокогорных пастбищах. |
Деградация пастбищ и снижение продуктивности почв, вытеснение диких копытных. |
Вырубка леса, лесные пожары. |
Разрушение почв, гибель или отступление лесных животных. |
Браконьерство и слабость служб охраны окружающей среды |
Уменьшение численности охраняемых видов |
Несанкционированный сбор лекарственного сырья |
Уменьшение численности охраняемых видов |
Неконтролируемый туризм |
Загрязнение бытовым мусором, нарушение «покоя» диких животных |
Транспортные перевозки и строительство |
Создают плодородную почву для произрастания новых видов растений и распространения животных, что вызывает потенциальную угрозу окружающей среде |
4. Познавательные задания для учащихся по растениям и животным региона, находящимся под охраной.
Вам представлена информация о краснокнижных растениях и животных, Внимательно изучите материал, продумайте и сформулируйте меры охраны данных видов. Назовите ограничивающие факторы, которые отрицательно влияют на их распространение и расселение.
БалобанОтряд Соколообразные
Семейство Соколиные СТАТУС. Редкие виды (III категория).
Ареал обитания.
Редкий, недостаточно изученный вид. Описание. Общая длина 42,5 - 60 см, размах крыльев 105-130 см, длина крыла 34-42 см, вес 820-1100 г. Самки обыкновенного балобана, как обычно у хищных птиц, крупнее самцов. Балобан гнездится в Сибири к северу до районов Тюмени и Красноярска, на Алтае и в Забайкалье, в Средней и Центральной Азии до Западного Китая и Тибета. Гнездится обыкновенный балобан на скалах, на обрывах, на севере и на деревьях, в чужих гнездах (серых цапель, грачей и т. п.). В питании балобана большое место занимают млекопитающие (суслики, пищухи и полевки). Кроме того, балобаны кормятся птицами мелкой (жаворонки) и средней величины, в особенности там, где зверьки малочисленны. Большое значение в кормовом рационе обыкновенного балобана птицы занимают зимой. Распространение. Населяет южные окраины лесной зоны, лесостепь, а также островные леса степной зоны,. За пределами России гнездится в Монголии и Китае. На севере перелетная, на юге кочующая, отчасти, быть может, и оседлая птица. Гнездится балобан в лесах вблизи открытых пространств, в отдельных насаждениях, старых лесополосах, а также невысоко в горах. Занимает чужие гнезда или устраивает собственные на скалах.. Сочетание старых лесов или подходящих для гнездования скал с удобными для охоты пространствами определяют требования балобана к местам обитания. Немаловажным фактором является также наличие готовых гнезд других хищников, необходимых балобану для размножения. Основная добыча: суслик на Алтае, полевка Брандта в Монголии. Издавна балобан используется для соколиной охоты. Местами добывают соколов ради изготовления чучел.
Снежный барс, или ирбис
Отряд Хищные - Семейство Кошачьи СТАТУС. Исчезающие виды (I категория)
Ареал обитания
Редкий, малочисленный, находящийся под угрозой исчезновения вид. Внесен в Красную книгу МСОП. Длина тела 130 см, хвоста - 90. Обитатель нивальной зоны гор Алтая. Распространение. В Российской Федерации расположена незначительная часть ареала снежного барса, являющаяся северной периферией видового ареала. В настоящее время снежный барс в пределах России встречается в Алтайском и Красноярском краях и в Туве.. Снежный барс приспособлен к обитанию в суровых климатических условиях. Он живет в малонаселенных высокогорных районах, поднимаясь до 5 тыс. м над ур. моря, придерживается субальпийского и альпийского поясов, склонов ущелий, нередко заросших густым кустарником, а также безлесных высокогорий, каменистых россыпей и снежников. Основная добыча барса - горные козлы и бараны, косули, кабаны, отчасти - сурки, зайцы и улары. Поэтому места концентрации приурочены к угодьям с высокой плотностью населения этих животных. В настоящее время здесь отмечаются единичные встречи хищника. Предполагалось, что в середине 70-х гг. на Алтае обитало около 40 особей снежного барса. Сейчас это число сократилось.
Царство: |
Растения |
Отдел: |
Покрытосеменные |
Класс: |
Двудольные |
Порядок: |
Камнеломкоцветные |
Семейство: |
Толстянковые |
Род: |
Родиола |
Вид: |
Родиола розовая |
Многолетнее травянистое растение семейства толстянковых. Растение включено в Красную книгу. Корневище толстое, с тонкими придаточными корнями, буроватое, цвета бронзы или старинной позолоты со своеобразным перламутровым блеском. От этой окраски и происходит народное название “золотой корень”. Вес многолетнего корневища может достигать 500-800 г и более. Цветет в июне - июле, плоды созревают в июле, августе. Размножается вегетативно (отрезками корневищ). Меньшее значение имеет семенное размножение, но семенная продуктивность высокая. Произрастает в горах Алтая, Восточной Сибири, на Урале, Дальнем Востоке. Чаще родиола розовая встречается рассеянно в северо-восточном Алтае в гольцовом поясе на границах высот от 1500 до 2500 м над уровнем моря, где можно найти ее массовые заросли. Так, в Прителецком районе попадаются участки, где на 1 га насчитывается до 60 тыс. экземпляров золотого корня. С этой площади можно собрать более 1500 кг корневищ. Требовательное к влаге растение, нуждается в обильном, но проточном увлажнении, и менее требовательно к теплу и свету.
Царство: |
Растения |
Отдел: |
Покрытосеменные |
Класс: |
Двудольные |
Семейство: |
Пионовые |
Род: |
Пион |
Вид: |
Пион уклоняющийся |
Многолетнее травянистое растение семейства пионовых, (высотой до 1 м и выше, с толстым многоглавым корневищем и крупными, 20-25 см длины, буро-коричневыми корнями с сильным специфическим запахом (запах метилсалицилата) и сладковатым вкусом. На корневище расположены крупные, пурпурно-розовые почки возобновления. Цветки крупные, до 13 см в диаметре чаще расположены по одному на верхушке стебля. Цветет с конца мая до конца июня. Размножается семенами и вегетативно. Редкий исчезающий вид, включенный в Красную книгу РСФСР. В горах наиболее обилен в редколесьях у верхнего предела древесной растительности. Растение не переносит переувлажнения, зимостойко, может расти в тени. Растение сильно ядовито! Пион относили к чудодейственным целебным растениям, помогающим при удушье, подагре. Корни пиона издавна (I век н. э.) используются в Китае и входят в состав противораковых средств.
5. Рефлексия учащихся по теме урока.
Подводя итоги можно привести примеры положительного влияния человека на природу, например акклиматизация и реаклиматизация отдельных видов (ондатра, нутрия, баргузинский соболь), восстановление численности видов редких рыб на рыбоводных заводах (сёмга, осётр), охрана, воспроизводство и рациональное использование видов на территории заказников. Каждый должен знать и соблюдать правила поведения в природе: не ломать деревья и кустарники, не рвать цветы, после себя не оставлять мусора, для костра правильно подготавливать место (снимать и возвращать на место дёрн), не шуметь, ловить рыбу удочкой, вести себя на природе как желанный гость.
В заключение:
Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь люди,
Все выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
Михаил Дудин