Цель: заложить основы письменной речи; развивать в детях творческое начало; тренировать ум; воспитывать навыки и привычки культурного поведения.
Ход урока
МЦД (5 мин)
1. Создание речевой ситуации
Цель: создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, обеспечение желания вступить в речевое общение.
- Я вам летом отправляла поздравительные письма. Вот текст моего письма.
Здравствуй, дорогой ____ ! Я твоя учительница. Меня зовут Екатерина Борисовна. Поздравляю тебя – ты поступаешь в школу, становишься взрослым. Надеюсь, что мы с тобой станем большими друзьями и, что ты будешь дружить со всеми ребятами в классе. А знаешь, сколько у тебя будет товарищей? Восемь. Школа у нас большая, в два этажа. Ты уже взрослый, и поэтому сам должен найти свой класс. Запомни, как это сделать. Как только поднимешься по ступенькам главного входа, увидишь красные стрелки. Следи за ними, и они приведут тебя в твой класс. На дверях его нарисован самолет. А если все же запутаешься – не бойся, тебе обязательно помогут найти дорогу старшие ребята.
Я буду ждать тебя в классе, буду рада познакомиться с тобой.
26 августа 2005 г
Учительница.
- Кто получил? Кто вам их читал? Какое было чувство?
- А перед 1 сентября я вам звонила по телефону. Кто помнить, что я вам говорила?
Оказывается, телефонный разговор забывается, а письмо храните до сих пор. Значит, переписка – это хорошая форма в среде общения.
- А как дошло мое письмо до вас?
Мы на уроке «Мир вокруг нас» рассматривали тему «Как путешествует письмо»
Поставив карточки по порядку, покажи путь письма.
В тексте письма определи, кто является отправителем, а кто получателем.
- Будем ли мы отвечать на полученное письмо?
Цель урока. Сегодня на уроке будем учиться писать письма, т.к. вы изучили все буквы и умеете писать.
2. Актуализация опорных знаний.
– В каких случаях вы пишете письма своим родителям или близким людям? Как вы думаете, что должно интересовать родителей в ваших письмах? А о чем вы хотели бы узнать из ответа близких вам людей?
3. Формирование знаний по написанию письма. (15 мин)
Цель: создать базу для последующей работы, накопление необходимых знаний.
- Давайте вместе поучимся писать письма. Прочитаем текст письма на экране.
Здравствуй, дорогая бабушка!
Как ты поживаешь? Как твое здоровье? Как растут твои цветы и овощи? Ходишь ли ты в лес?
Скоро у нас начнутся летние каникулы. Я заканчиваю успешно учебный год. Сразу после школы приеду к тебе в гости.
Не скучай, не болей.
До свидания, дорогая бабушка.
Прослауха. 15 марта. Твой внук Саша.
( Во время беседы записываю на листе ватмана структурные части письма и опорные слова)
- О чем Саша пишет в начале письма? ОБРАЩЕНИЕ
- О чем пишет потом? ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (сообщение о новостях, просьбы)
- А что в конце письма? КОНЦОВКА ПИСЬМА (прощание, подпись, дата и место написания)
Каждая часть написана с красной строки. Какие слова мальчик использовал для приветствия бабушки? А какие еще можно взять слова приветствия для взрослых? А какие слова возьмешь для письма другу?
Обращение | Основная часть | Слова прощания | |
взрослые | Дорогая, уважаемая, добрый день | Как себя чувствуете? Как ваши дела? Как ваше здоровье? Спасибо, хорошо! | До свидания, всего доброго, счастливо оставаться, до встречи. |
дети | Привет, салют, здорово, милый друг, ребята. | Как жизнь? Что новенького? Нормально. Так себе. | Пока! Всего! Счастливо, не забывай. Жду ответа, как соловей лета. Диктовал попугай, за ошибки не ругай. |
- Знаешь ли ты, от кого получает письма ваша семья? (ответы детей) Учитель подытоживает сказанное: письма пишут тогда, когда надо что-нибудь сообщить на расстоянии. Обычно письма пишут на отдельных листочках.
- Кому и какое письмо написал бы ты? Постараемся сегодня сами написать письмо друг другу, с которым хочется поделиться своими мыслями.
- Чтобы написать письмо, что надо знать и уметь? (Уметь писать письмо грамотно, аккуратно по всем правилам)
- А что надо делать, чтобы ваши знания превратились в умения? (Нужно упражняться)
Упражнение № 1.Игра «Кто быстрее» Распространи обращение. Цель: помочь выразить свои чувства к близким. Мама, папа, брат, друг. Образец. Мама, моя мамочка, милая моя мамуля.
Упражнение № 2. Игра «Измени предложение» Цель: помочь сформулировать предложение, в котором содержится вопрос. Образец. Анна помогла Артуру решить задачу. Аня, ты помогла Артуру решить задачу?
Физкультминутка
Игра «Солнечный зайчик» Цель: формирование правильной осанки и укрепление зрительного анализатора.
Дети встают из-за парт и принимают положение правильной осанки, руки на пояс, спина прямая. Вместе с учителем произносят слова:
Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладоши, очень рады солнышку. (выполняют хлопки над головой, затем учитель зеркальцем пускает «Зайчики» и говорит:
Скачут побегайчики, солнечные зайчики.
Мы зовем их – не идут, были тут, и нет их тут. Дети глазами следят за лучиком и на вопрос учителя: «Где «зайчик»? говорят и показывают рукой.
4. Написание письма (20 мин). Цель: развитие мышления, учить составлять план и работать с ним, воспитывать интерес к родному языку, стремление к общению.
А) Редактирование
Дополни письмо начальной фразой о состоянии переписки и концовкой. Текст на индивидуальных карточках.
Здравствуй, дорогая мамуля! __________________________ Мне очень нравиться отдыхать у бабушки. Она учит меня ухаживать за курами. С Леной Ивановой я хожу на речку и в лес. Но все равно скучаю без тебя и папы. Напишите, когда вы приедете? _________________________
Наташа.
- Кому это письмо адресовано?
- С какой целью написано?
Вывод: в письмах люди не толь что-то сообщают друг другу, но и договариваются о делах, делятся мыслями.
В) Самостоятельная работа. Внутригрупповая дискуссия.
I вариант. Написать письмо бабушке. II вариант. Написать письмо заболевшему другу.
Беседа эмоционально-оценочного плана. Анализ и обсуждение самостоятельной работы. Дети по желанию зачитываю письма.
- Чьё письмо вам больше всего понравилось? Почему?
- Какие письма легче читать? (в котором соблюдены абзацы, имеется обращение и подпись)
В) индивидуальная работа. Цель: формирование навыка писем.
Каждому ученику даю по два текста одинаковые по содержанию, но различные по композиции: текст-повествование и текст письмо. Сравни эти тексты по содержанию и виду. Докажи.
Кактус.
Это очень красивый цветок. У него есть иголки. Он напоминает колючего ёжика. Родился кактус в пустыне. Он занимает немного места, и уход за ним простой. У кактуса сочный стебель ярко-зеленого цвета. За окном лежит снег, а на подоконнике красивыми огоньками цветет кактус.
Здравствуй, Люда!
Получила твое письмо: сразу отвечаю. Я пока не могу ходить в школу. Нога уже не болит, но гипс сниму только через десять дней.
Хочу рассказать тебе о чуде, которое появилось у нас дома. Вчера нам подарили цветок. У него есть иголки. Это кактус. Он напоминает колючего ёжика. Я узнала, что родился кактус в пустыне. Он занимает немного места, и уход за ним простой. У кактуса сочный стебель ярко-зеленого цвета. За окном лежит снег, а на подоконнике красными огоньками цветет кактус. Приезжай к нам скорее, я хочу тебе его показать.
Передавай привет Кате и Веронике
До свидания. Твоя подруга Ира. 20 января.
5. Рефлексия (5 мин). Проверь себя. Игра «Соедини пары». У детей карточки с вопросами.
- Для письма используй ……….. лист бумаги.
- Письмо – это текст и его составные части ……………
- Адрес нужно писать ………….
- Отвечать на письма нужно ………..
На доске карточки с ответами. Выбери правильную.
- Чистый
- Обращение, сообщение, концовка, подпись.
- Как можно быстрее.
- Разборчиво на конверте.
Итог.
Как вы скажете?
Я научился ……….. Я учусь ……….
.
Домашнее задание. Летом напишите мне ответ на мое письмо о том, где вы отдыхаете, и чем занимаетесь. Я буду ждать. А чтобы не забыли, как писать письма, я даю вам памятку-таблицу «Письмо родным и близким».
Памятка-таблица
Возможные части текста письма | Примеры |
Обращение. Начальная фраза о состоянии переписки | Мои дорогие друзья! Получила твое письмо. Давно не было от тебя писем… |
Раскрывается основное содержание письма, сообщается о новостях. | Я хочу рассказать тебе…… У нас много новостей …. Расскажу обо всем ….. |
Вопросы адресату | Как ты живешь? Чем занимаешься? Как твое здоровье? Какие у тебя новости? |
Благодарности. Просьба | Спасибо, что ты прислала … Прошу писать мне … Жду ответа. |
Передает привет | Передай большой привет …. |
Прощание | До свидания |
Концовка | Крепко жму твою руку. |
Дата и место написания | 24 мая 2006 год |
Подпись | Наташа |
Литература.
- Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети!» М. , 1990
- Ладыжинская Т. А. «Речь, речь, речь» М., 1990 Львов М. Р. «Речь младших школьников и пути её развития» М., просвещение. 1975
- Плешаков А. А. «Мир вокруг нас» М., Просвещение 2004. Политова Н. И. «Развитие речи на уроках русского языка» М., Просвещение 1984
- Рябцева С. А. «Диалог за партой» - М., 1989. с.64
- Статьи журналов «Начальная школа»-Обучение созданию текстов в форме письма № 5 -1994 г
- - «Типология уроков по речевому этикету» № 1 -1994, № 1 – 1991, № 5-6 – 1992.
- «Возможности использования жанра письма для формирования связной письменной речи младших школьников» № 12 – 1993.
- - «Уроки речевой культуры 1-4 классах» № 9-90, № 12-90, № 8-9 -91, № 7-8 -92, № 11 – 92, № 8-93, № 12 – 93.
- - Журнал «Педагогическое творчество» № 1 – 2006