Урок русского языка в 1-м классе по теме "Письмо родным и близким"

Разделы: Русский язык


Цель: заложить основы письменной речи; развивать в детях творческое начало; тренировать ум;  воспитывать навыки и привычки культурного поведения.

Ход урока

МЦД (5 мин)
1. Создание речевой ситуации
Цель: создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, обеспечение желания вступить в речевое общение.
- Я вам летом отправляла поздравительные письма. Вот текст моего письма.
Здравствуй, дорогой ____ ! Я твоя учительница. Меня зовут Екатерина Борисовна. Поздравляю тебя – ты поступаешь в школу, становишься взрослым. Надеюсь, что мы с тобой станем большими друзьями и, что ты будешь дружить со всеми ребятами в классе. А знаешь, сколько у тебя будет товарищей? Восемь. Школа у нас большая, в два этажа. Ты уже взрослый, и поэтому сам должен найти свой класс. Запомни, как это сделать. Как только поднимешься по ступенькам главного входа, увидишь красные стрелки. Следи за ними, и они приведут тебя в твой класс. На дверях его нарисован самолет. А если все же запутаешься – не бойся, тебе обязательно помогут найти дорогу старшие ребята.
Я буду ждать тебя в классе, буду рада познакомиться с тобой.
26 августа 2005 г
Учительница.
- Кто получил? Кто вам их читал? Какое было чувство?
- А перед 1 сентября я вам звонила по телефону. Кто помнить, что я вам говорила?
Оказывается, телефонный разговор забывается, а письмо храните до сих пор. Значит, переписка – это хорошая форма в среде общения.
- А как дошло мое письмо до вас?
Мы на уроке «Мир вокруг нас» рассматривали тему «Как путешествует письмо»
Поставив карточки по порядку, покажи путь письма.

В тексте письма определи, кто является отправителем, а кто получателем.
- Будем ли мы отвечать на полученное письмо?
Цель урока. Сегодня на уроке  будем учиться писать письма, т.к. вы изучили все буквы и умеете писать.

2. Актуализация опорных знаний.
– В каких случаях вы пишете письма своим родителям или близким людям? Как вы думаете, что должно интересовать родителей в ваших письмах? А о чем вы хотели бы узнать из ответа близких вам людей?

3. Формирование знаний по написанию письма. (15 мин)
Цель: создать  базу для последующей работы, накопление необходимых знаний.
- Давайте вместе поучимся писать письма. Прочитаем текст письма на экране.
Здравствуй, дорогая бабушка!
Как ты поживаешь? Как твое здоровье? Как растут твои цветы и овощи? Ходишь ли ты в лес?
Скоро у нас начнутся летние каникулы. Я заканчиваю успешно учебный год. Сразу после школы приеду к тебе в гости.
Не скучай, не болей.
До свидания, дорогая бабушка.
Прослауха.  15 марта. Твой внук Саша.
( Во время беседы записываю на листе ватмана структурные части письма и опорные слова)
- О чем Саша пишет в начале письма? ОБРАЩЕНИЕ
- О чем пишет потом? ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (сообщение о новостях, просьбы)
- А что в конце письма? КОНЦОВКА ПИСЬМА (прощание, подпись, дата и место написания)
Каждая часть написана с красной строки. Какие слова мальчик использовал для приветствия бабушки?  А какие еще можно взять слова приветствия для взрослых? А какие слова возьмешь для письма другу?

  Обращение Основная часть Слова прощания
взрослые Дорогая, уважаемая, добрый день Как себя чувствуете? Как ваши дела? Как ваше здоровье? Спасибо, хорошо! До свидания, всего доброго, счастливо оставаться, до встречи.
дети Привет, салют, здорово, милый друг, ребята. Как жизнь? Что новенького? Нормально. Так себе. Пока! Всего! Счастливо, не забывай. Жду ответа, как соловей лета. Диктовал попугай, за ошибки не ругай.

 - Знаешь ли ты, от кого получает письма ваша семья? (ответы детей)  Учитель подытоживает сказанное: письма пишут тогда,  когда надо что-нибудь сообщить на расстоянии. Обычно письма пишут на отдельных листочках.
- Кому и какое письмо написал бы ты? Постараемся сегодня сами написать письмо друг другу, с которым хочется поделиться своими мыслями.
- Чтобы написать письмо, что надо знать и уметь? (Уметь писать письмо грамотно, аккуратно по всем правилам)
- А что надо делать, чтобы ваши знания превратились в умения? (Нужно упражняться)
Упражнение  № 1.Игра «Кто быстрее» Распространи обращение. Цель: помочь выразить свои чувства к близким. Мама, папа, брат, друг. Образец. Мама, моя мамочка, милая моя мамуля.
Упражнение № 2. Игра «Измени предложение» Цель: помочь сформулировать предложение, в котором содержится вопрос. Образец. Анна помогла Артуру решить задачу. Аня, ты помогла Артуру решить задачу?

Физкультминутка
Игра «Солнечный зайчик» Цель: формирование правильной осанки и укрепление зрительного анализатора.
Дети встают из-за парт и принимают положение правильной осанки, руки на пояс, спина прямая. Вместе с учителем произносят слова:
Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладоши, очень рады солнышку. (выполняют хлопки над головой, затем учитель зеркальцем пускает «Зайчики» и говорит:
Скачут побегайчики, солнечные зайчики.
Мы зовем их – не идут, были тут, и нет их тут. Дети глазами следят за лучиком и на вопрос учителя: «Где «зайчик»? говорят и показывают рукой.

4. Написание письма  (20 мин). Цель: развитие мышления, учить составлять план и работать с ним, воспитывать интерес к родному языку, стремление к общению.
А) Редактирование
Дополни письмо начальной фразой о состоянии переписки и концовкой. Текст на индивидуальных карточках.
Здравствуй, дорогая мамуля! __________________________    Мне очень нравиться отдыхать у бабушки. Она учит меня ухаживать за курами. С Леной Ивановой я хожу на речку и в лес. Но все равно скучаю без тебя и папы. Напишите, когда вы приедете? _________________________
Наташа.
- Кому это письмо адресовано?
- С какой целью написано?
Вывод: в письмах люди не толь что-то сообщают друг другу, но и договариваются о делах, делятся мыслями.

В) Самостоятельная работа. Внутригрупповая дискуссия.
I вариант. Написать письмо бабушке. II вариант. Написать письмо заболевшему другу.
Беседа эмоционально-оценочного плана. Анализ и обсуждение самостоятельной работы.  Дети по желанию зачитываю письма.
- Чьё письмо вам больше всего понравилось? Почему?
- Какие письма легче читать? (в котором соблюдены абзацы, имеется обращение и подпись)

В) индивидуальная работа. Цель: формирование навыка писем.
Каждому ученику даю по два текста одинаковые по содержанию, но различные по композиции: текст-повествование и текст письмо. Сравни эти тексты по содержанию и виду. Докажи.
Кактус.
Это очень красивый цветок. У него есть иголки. Он напоминает колючего ёжика. Родился кактус в пустыне. Он занимает немного места, и уход за ним простой. У кактуса сочный стебель ярко-зеленого цвета. За окном лежит снег, а на подоконнике красивыми огоньками цветет кактус.

Здравствуй, Люда!
Получила твое письмо: сразу отвечаю. Я пока не могу ходить в школу. Нога уже не болит, но гипс сниму только через десять дней.
Хочу рассказать тебе о чуде, которое появилось у нас дома. Вчера нам подарили цветок. У него есть иголки. Это кактус. Он напоминает колючего ёжика. Я узнала, что родился кактус в пустыне. Он занимает немного места, и уход за ним простой. У кактуса сочный стебель ярко-зеленого цвета. За окном лежит снег, а на подоконнике красными огоньками цветет кактус. Приезжай к нам скорее, я хочу тебе его показать.
Передавай привет Кате и Веронике
До свидания. Твоя подруга Ира. 20 января.

5. Рефлексия (5 мин). Проверь себя. Игра «Соедини пары». У детей карточки с вопросами.

  1. Для письма используй ………..   лист бумаги.
  2. Письмо – это текст и его составные части ……………
  3. Адрес нужно писать ………….
  4. Отвечать на письма нужно  ………..

 На доске карточки с ответами. Выбери правильную.

  1. Чистый
  2. Обращение, сообщение, концовка, подпись.
  3. Как можно быстрее.
  4. Разборчиво на конверте.

Итог.
Как вы скажете?
Я научился  ………..      Я учусь   ……….
.
Домашнее задание. Летом напишите мне ответ на мое письмо о том, где вы отдыхаете, и чем занимаетесь. Я буду ждать. А чтобы не забыли, как писать письма, я даю вам памятку-таблицу «Письмо родным и близким».

Памятка-таблица

Возможные части текста письма Примеры
Обращение. Начальная фраза о состоянии переписки Мои дорогие друзья! Получила твое письмо. Давно не было от тебя писем…
Раскрывается основное содержание письма, сообщается о новостях. Я хочу рассказать тебе……  У нас много новостей ….  Расскажу обо всем …..
Вопросы адресату Как ты живешь? Чем занимаешься? Как твое здоровье? Какие у тебя новости?
Благодарности. Просьба Спасибо, что ты прислала …  Прошу писать мне …  Жду ответа.
Передает привет Передай большой привет ….
Прощание До свидания
Концовка Крепко жму твою руку.
Дата и место написания 24 мая 2006 год
Подпись Наташа

Литература.

  1. Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети!» М. , 1990
  2. Ладыжинская Т. А. «Речь, речь, речь»  М., 1990 Львов М. Р. «Речь младших школьников и пути её развития» М., просвещение. 1975
  3. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас» М., Просвещение 2004. Политова Н. И. «Развитие речи на уроках русского языка» М., Просвещение 1984
  4. Рябцева С. А. «Диалог за партой» - М., 1989. с.64
  5. Статьи журналов «Начальная школа»-Обучение созданию текстов в форме письма № 5 -1994 г
  6. - «Типология уроков по речевому этикету» № 1 -1994, № 1 – 1991, № 5-6 – 1992.
  7. «Возможности использования жанра письма для формирования связной письменной речи младших школьников» № 12 – 1993.
  8. - «Уроки речевой культуры 1-4 классах» № 9-90, № 12-90, № 8-9 -91, № 7-8 -92, № 11 – 92, № 8-93, № 12 – 93.
  9. - Журнал «Педагогическое творчество» № 1 – 2006