Формирование навыков грамотного письма учащихся на уроках русского языка путем использования разных видов диктанта

Разделы: Русский язык


Программа для общеобразовательных учебных заведений по русскому языку
определяет важнейшим направлением в работе учителя русского языка формирование навыков грамотного письма.
Говорить о том, что учащиеся, оканчивающие среднюю школу, должны грамотно писать, значило бы доказывать очевидное.
Среди приемов контроля знаний учащихся и словарно-лексической работы программа по русскому языку выделяет использование диктантов.
Все диктанты подразделяются на обучающие и контрольные (это разделение до некоторой степени условно. Известно, что все диктанты, в том числе и контрольные, носят в определенной мере обучающий характер).

  Обучающие диктанты подразделяются на предупредительные, объяснительные, комментированные и др.
Особое место в работе учителя занимают диктанты с изменением текста: выборочные, творческие, свободные и др. Все эти виды диктантов рассматриваются как подготовка к написанию контрольного диктанта.
Данная работа не преследует цели рассматривать все имеющие в практике виды диктантов, а остановиться лишь на тех, которые применялись на своих уроках и практически доказали целесообразность их использования.

  Диктанты следует использовать по нарастающей трудности. Начинать со списывания (неосложненного), предупредительного диктанта, как более легкого, а потом переходить к объяснительному. Эти виды диктантов обычно используются в школе на первом этапе закрепления изученного. Само название диктантов раскрывает их значение. Во время предупредительного диктанта учащиеся сначала объясняют правописание той или иной орфограммы, как бы предупреждаются о том, чтобы не допустить ошибки в правописании, затем записывают.
Объяснительный диктант сложнее: учащиеся самостоятельно записывают предложения, потом объясняют правописание отдельных орфограмм и пунктограмм. Словарный диктант – название условное, т. к. в диктанте можно использовать не только отдельные слова, но и словосочетания. Диктант может быть предупредительным, объяснительным и контрольным, в зависимости от целей, которые ставит учитель. Ценность этого вида диктантов в его краткости и насыщенности нужными орфограммами. Комментированное письмо помогает научить школьников быстро находить орфограммы и ведет к более прочному усвоению правил, т. к. процесс письма сопровождается необходимыми пояснениями .
Зрительный диктант – эффективный способ обучения применения орфографический правил. При самостоятельной подготовке к зрительному диктанту школьники устно объясняют имеющиеся в тексте орфограммы. Если учащийся затрудняется объяснить ту или иную орфограмму, он об этом спрашивает учителя.  Следующая ступень – выборочный диктант, помогающий интенсифицировать процесс обучения. Школьники учатся в условиях диктовки замечать слова с этими орфограммами и, записывая их, тренируются в правописании, успевая за отведенное время намного больше воспроизвести слов, чем при написании  полного текста. 

Распределительные диктанты. В девятом классе учитель читает предложения с разными знаками препинания в них, в основном с тире и двоеточием, ученики распределяют предложения в два столбика. Это хорошая форма работы и при систематизации пунктограмм  Наибольшая самостоятельность в деятельности учащихся проверяется в таком виде диктанта, как творческий, который помогает выявить умение конструировать сложные предложения, используя данные простые предложения и союзы. На этом этапе учитель может проверить осмысление учащимися тех синтаксических фактов, которые лежат в основе пунктуационного правила. Тексты творческих диктантов, где предполагается вставка каких-либо слов, диктуется в несколько замедленном темпе, чтобы у учащихся было время на обдумывание слов, которые они будут вставлять. На таких уроках используется наглядность.

  На следующем этапе может даваться диктант «Проверяю себя», когда полученные знания еще не прочные и учащиеся могут пользоваться учебником и справочниками. Методика проведения диктанта состоит в том, что учитель диктует, а ученики пишут, но в процессе письма учащиеся подчеркивают все сомнительные для них места, чтобы потом спросить, правильно ли они написали то или другое слово или правильно ли у них расставлены знаки препинания. Такие подчеркивания нужны для того, чтобы не забыть задать вопрос учителю после того, как будет написан весь диктант. Этот вид диктанта дает учителю объективную картину прочности формируемых навыков.

  Свободный диктант, предлагаемый в заключение изучения темы, требует особого внимания учащихся не только в передаче содержания текста, но и к употреблению конкретных приемов определения написания слов. Задание к этому виду диктанта поможет озаглавить текст, найти слова, употребленные в переносном значении, выделить нарицательные и собственные имена существительные  Диктант с продолжением был предложен Т. А. Ладыженской и отражает суть данного вида работы: вначале ученики записывают под диктовку текст, а затем создают свой текст, тематически связанный с продиктованным. Помимо выработки навыков грамотного письма и развития речи, этот вид диктанта имеет большое воспитательное значение.

В работе над свободным диктантом по картине можно наметить следующие этапы: 1. предварительная подготовка учителя к работе. 2. Вступительное слово. Знакомство с биографией художника, с историей создания картины. С творческим замыслом мастера. 3. Молчаливое рассматривание картины учащимися, самостоятельное зрительное ее восприятие. 4. Краткая беседа с целью выяснения эстетического впечатления от картины. 5. Чтение текста свободного диктанта. 6. Анализ содержания картины и текста. 7. Речевая подготовка и языковой анализ текста. 8. Орфографическая и пунктуационная подготовка. 9. Подбор заголовка, разбивка текста на части, составление плана. 10. Чтение и запись диктанта по абзацам.

  Основным методом проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является контрольный диктант. Это констатирующий способ, который применяется на этапе итогового контроля.
Обучающие диктанты предлагается проводить в определенной последовательности: сначала словарные, потом состоящие из словосочетаний и отдельных предложений, а затем связные тексты, что позволяет легко включать нужный вид диктанта в систему упражнений на любом этапе урока. Диктанты различного рода вводятся не все сразу, а постепенно. Это логично, т. к. предусматривается как необходимое звено работы, ознакомление с новыми видами диктантов.