План
написания сочинения – рассуждения (часть С ЕГЭ по русскому языку)
I.Вступление.
II.Основная часть.
1.Анализ содержания исходного текста.
1)тема, проблематика, формулировка одной из проблем
2)комментарий одной из проблем (сформулированной выше)
3)позиция автора по сформулированной проблеме
2. Позиция ученика по сформулированной проблеме.
1) позиция ученика
2) аргументы (не менее 2, один из которых опирается на произведения публицистики или художественные)
III.Обобщение - вывод. Заключение.
Критерий 1 (К – 1)
Формулировка проблемы исходного текста
1.
Нужно показать умение адекватно воспринимать:
- тему (о чем говорится)
- проблематику текста (какие вопросы ставятся)
- позицию автора, т.е. основную мысль, идею текста (что доказывается)
- авторский замысел (доказать, объяснить, раскрыть феномен, привлечь внимание и т.п.), его, авторское, отношение к рассказанному (позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т.д.); ведущий авторский эмоциональный фон (восхищение, тревога, сомнение, ирония, убежденность и т.д.)
- ход рассуждений автора (последовательность изложения автором своих мыслей)
- другие возможные детали содержания (например, название статьи, особенности композиции, ключевые слова, адресная направленность текста (кому адресована, на кого направлена))
2.
Проблема
Выявить проблему – значит определить вопросы, поставленные автором текста. Определяя проблему, следует задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества.
Помните: конкретная ситуация, описанная в тексте, факты чьей – либо биографии – это иллюстрация, частный случай. Поэтому формулируем проблему так, чтобы она охватывала не только описанный случай, но и многие подобные ситуации.
Два способа формулировки проблемы исходного текста:
- проблема «чего», «кого» (проблема отцов и детей; поднимается проблема одиночества и др.)
- в виде вопроса (при условии, что невозможно сформулировать 1 – 2 словами; например: Возможно ли органическое сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст (статья) ….).
Критерий 2 (К – 2)
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Задачи обучающегося при написании этой части сочинения
- прокомментировать проблему, избегая пересказа исходного текста
- избежать фактических ошибок
Помним:
В основе комментария – точка зрения пишущего, обогащенное анализом знание и понимание текста.
Возможно минимум 2 способа изложения материала:
1) от частных фактов (комментария) к формулировке пpоблемы. Например: Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности.
Текст В. Пескова посвящен проблеме экологии и призывает каждого из нас осознать ответственность за неразумное вмешательство человека в жизнь природы.
2) от формулировки проблемы — к комментарию. Например: Отчего в нашей стране, обладающей богатыми природными ресурсами и огромным интеллектуальным потенциалом, большая часть населения живет бедно? Над этой сложной проблемой размышляет В. Тимофеев. Надо сказать, что затронутая автором проблема имеет многовековую историю. Вспомните хотя бы историю из «Повести временных лет» о том, как древние русичи приглашали варяжских князей на обильную и богатую землю, в которой не было порядка. Вот уже много лет не одно поколение наших соотечественников задается вопросом: «Почему наша жизнь так далека от совершенства?».
Основные мысли, содержащиеся в исходном тексте, могут быть
- свободно переданы (интерпретированы) учеником
- процитированы по исходному тексту
- указаны с помощью ссылок на номера предложений в тексте.
При интерпретации, комментировании исходного текста допускается цитирование наиболее ярких авторских выражений, ссылки на авторский текст в тех случаях, когда вам потребуется более точно передать авторскую позицию. Помните: это должны быть именно ссылки, подкрепляющие ваши формулировки, а не простой пересказ исходного текста. Вы пишите не изложение, а сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Работа в жанре изложения не рассматривается и оценивается 0 баллов.
Задание.
Сравните и оцените по К - 2 приведенные ниже фрагменты по тексту С. Михалкова (приложение № 1).
№ 1. Писатель Сергей Михалков говорит о том, что дети перестают читать хорошие книги, а ведь эти книги развивают духовный мир ребенка. Хорошие книги — это художественная литература, прежде всего, мировая классика, отражающая мировой духовный опыт. Эти книги известны образованным людям, и автор текста тоже их называет: «Том Сойер», «Вечера на хуторе близ Диканьки», русская поэзия... Именно с помощью такой литературы человек может научиться размышлять, оценивать поступки других людей, сформировать собственные нравственные ориентиры. Автор текста обращает внимание на особую роль художественной книги. Эта роль заключается в воспитании души, развитии особого умения — чувствовать, сопереживать. И неслучайно писатель особо подчеркивает роль этих книг именно в детстве, когда человек еще в начале своего жизненного пути.
№ 2. Автор настаивает на своевременности познания окружающего мира. Он упоминает такие произведения, как «Том Сойер», «Вий». Михалков говорит о формировании психологии и мировосприятия в золотую пору детских лет, что немаловажно для дальнейшей взрослой жизни.
№ 3. Сергей Михалков утверждает, что молодежь читает фантастику, детективы: ребята, с которыми разговаривал автор в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, о полете на Луну, о событиях в мире. Классические произведения из разных эпох их не интересуют.
№ 4. В этом рассказе С.Михалков рассказывал о том, как он бывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. Здесь Михалкову обидно было слышать от местных ребят, что они не могли наизусть прочитать из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. Автор с горечью подумал об этих ребятах, а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, политике, технике, они знали бы еще и стихи — много стихов!
Верный вариант ответа - № 2.
Помогают прокомментировать исходный текст, избегая пересказа, ассоциации (связь, которая образуется между двумя ощущениями, восприятиями, идеями и др.), оценочная лексика, с помощью которой автор сочинения выражает свое отношение к тексту, его проблематике, идее (высказывание… показалось мне метким и глубоким; …удачно выстроил цепь примеров; с автором высказывания трудно не согласиться; … поднимает очень актуальную проблему …; понятна тревога автора и др.), структурирование исходного текста при помощи вводных слов.
Критерий 3 (К – 3)
Отражение позиции автора исходного текста
Задачи обучающегося при написании этой части сочинения
- верно сформулировать позицию автора исходного текста по проблеме
- не допустить фактических ошибок
Помним:
- если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте; таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, все уже должны четко знать, как автор на него отвечает. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: что хотел сказать автор, создавая текст; как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев. Обратите внимание на слова, художественные приемы, которые отражают авторское отношение (а именно: неодобрение, или иронию, или осуждение, или сочувствие, или восхищение…)
Задание.
Сравните и оцените по К - З приведенные ниже фрагменты сочинений учащихся по тексту С. Михалкова (текст № 1).
№ 1. Автор считает, что «вовремя прочитанная книга может решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы».
№ 2. Я полностью согласен с мнением автора о том, что какой бы интересной ни была жизнь ребенка, не прочти он этих драгоценных книг, он духовно обворован.
№ 3. Автор считает, что «важно... не упустить минуты и вовремя прочесть эти прекрасные книги». Он называет детей, оторванных от художественной литературы, «обворованными».
№ 4. Автор выступает против неучтивого отношения к великим творениям Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других выдающихся русских поэтов.
Верные ответы - № 2,3.
Критерий 4 (К - 4)
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Задачи обучающегося при написании этой части сочинения
- выразить свое мнение по сформулированной проблеме (согласившись или не согласившись с позицией автора)
- аргументировать свое мнение (привести не менее 2 аргументов, один из которых опирается на произведения публицистики или художественные)
Помните:
- наилучшие доказательства – факты, научные сведения
- опыт житейский - частный, узкий; проблемы же, поднимаемые в исходных текстах, обращены к опыту общечеловеческому, духовному – жизненному, т.е. опыту без границ во времени и пространстве. Таким образом, для доказательств необходимо отбирать материал из:
- литературы (публицистической и художественной) - обязательно
- научных фактов или
- жизненного опыта известных людей.
Обычно аргументы располагают таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Конечный аргумент должен быть самым сильным. Сильные аргументы – это: научные аксиомы, положения законов и официальных документов, законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально, заключения экспертов, ссылки на признанные авторитеты, статистические данные. При аргументации часто используют цитирование (точная выдержка из какого – либо текста). Цитата должна соответствовать содержанию исходного текста.
Эта часть работы строго соответствует правилам построения текста – рассуждения. Цель данного типа текста – убедить адресата в чем – либо. Рассуждение строится по схеме: тезис – аргументы – вывод.
В нашем случае тезис – это главная мысль автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть, т.е. позиция автора, описанная вами выше.
Аргументы (доказательства) – факты, примеры, утверждения, объяснения –все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?, а аргументы отвечают: «Потому что…».
Задание.
Оцените приведенные ниже примеры фрагментов сочинений по К - 4 (текст № 1) и обоснуйте свое мнение.
№ 1. Я полностью согласна с автором. Во-первых, литература воспитывает, и, я бы даже сказала, формирует человека, и это очень важно особенно в детстве. Я встречала человека, не признающего и не читающего в детстве и юности художественной литературы. С ним не о чем было разговаривать. Он создал у меня впечатление пустого человека. Во-вторых, я на собственном опыте ощутила, как стихи русских поэтов могут помочь в трудный момент, подсказать выход из сложившейся ситуации. Моим духовным наставником стал Александр Блок. Его поэзия успокаивала и будоражила, окутывала красотой слова и обостряла мысль. В-третьих, я считаю, что умный человек — это интеллигентный человек, а для этого нужно развивать мир чувств, но без художественной литературы это невозможно.
№ 2. Я согласна с мнением автора. Прочитав этот текст, я всерьез задумалась о влиянии книг на ребенка. В детстве у человека формируется характер, и именно книги играют большую роль в этом процессе. Во-первых, маленький человек воспринимает все гораздо ближе к сердцу, чем взрослый, поэтому, как считает Михалков, ранние впечатления могут повлиять потом на всю жизнь.
Во-вторых, читая книги, испытывая к одним героям симпатию, осуждая поступки других, ребенок формирует свои взгляды, свое понимание морали.
№ 3. Я согласна с автором во многом, но хочу заметить, что не все книги имеет смысл читать в детстве. Иногда ум ребенка не способен понять смысл произведения. Например, когда мне было 9 лет, я читала стихи Есенина и не видела в них ничего, кроме описания природы и людей. Зато, изучив их сегодня, поняла смысл и тайный подтекст лирики поэта.
№ 4. Я полностью солидарен с мнением С. Михалкова. Мы должны оправдать надежды писателей и поэтов, например Александра Сергеевича Пушкина:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,Я, как и Михалков, верю, что русский народ всегда будет читать произведения великих писателей.
К нему не зарастет народная тропа...
...Нет, весь я не умру,душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья избежит...
Верные ответы - № № 1,2
Список литературы
- Александрова В.Н., Александрова О.И., Соловьева Т.В. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, создание текста. – Челябинск: Взгляд, 2004.
- Учебно – тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. –Москва: Интеллект-Центр, 2005.
- Единый государственный экзамен.2006: Русский язык. – Москва, Просвещение, 2007.
- Единый государственный экзамен.2008: Русский язык. – Москва, Эксмо, 2008.
- Единый государственный экзамен.2008: Русский язык. Сочинение – рассуждение (часть С). – Москва, Эксмо, 2008.
- О.В. Колупаева. Единый государственный экзамен. Русский язык. Практикум для подготовки к выполнению задания с развернутым ответом. – Томск, 2007