Пояснительная записка
Здоровье человека – тема для разговора всех времён и народов, а в двадцать первом веке она становится первостепенной. Научно-технический прогресс привёл к тому, что человек всё меньше и меньше понимает, что такое физический труд, а ребёнок и подавно.
По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Не секрет, что здоровье детей за годы обучения в школе ухудшается в 5 – 6 раз, поэтому забота о здоровье подрастающего поколения требует особого внимания.
Почему так происходит? Видимо, всё дело в том, что многие родители и учителя ошибочно считают: для ребёнка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом? [1]
Мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие понимания у ребёнка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. С раннего детства необходимо воспитывать в ребёнке уважительное отношение к своему здоровью. Школа и семья должны помочь ребёнку научиться любить себя, своё тело, своё здоровье.
Значимость образования состоит в том, чтобы помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью, научить их выбирать здоровый образ жизни. [1]
Для младших школьников самым интересным и увлекательным, а главное плодотворным путём к здоровью является урок танца. Дети быстро увлекаются музыкально-пластическими упражнениями, танцевально-игровыми заданиями. Увлечённые игрой они с удовольствием учатся двигаться под музыку, правильно выполнять движения, так начинается сложная и кропотливая работа над своим телом.
Уроки танца способствуют не только физическому развитию, они воспитывают в детях организованность и дисциплинированность, оказывают положительное влияние на развитие художественного вкуса детей, на рост их общей культуры и культуры поведения, а главное помогают формировать всесторонне развитую, творческую и эстетически образованную личность.
Особенности построения курса
«Динамическая пауза» – это часть системы использования здоровье сберегательных технологий в школе. Он способствует повышению работоспособности, активности учащихся на последующих уроках, помогает преодолеть усталость и сонливость.
Задача курса – дать возможность каждому ребёнку побыть в движении, почувствовать своё тело, показать школьнику значение двигательной активности в жизни человека, учить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире.
Каковы же особенности курса «Динамическая пауза»?
Во-первых, такие важные педагогические задачи, как развитие личности ребёнка, его интеллекта и общей культуры, а также формирование и обогащение внутреннего мира решаются с максимальным учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на основе дифференцированного обучения.
Во-вторых, обучение танцевальным навыкам происходит в тесной взаимосвязи с развитием физических возможностей детского организма. Курс «Динамическая пауза» позволяет учить детей восприятию танцевального искусства, как физическую работу над своим телом и одновременно развивать музыкально – артистические способности.
В-третьих, обучение с увлечением – вот что должно лечь в основу урока. Только увлечённость позволит ребёнку усердно трудиться и постигать секреты мастерства.
В-четвёртых, ребёнок приобщается к культуре, постепенно обогащается его духовный мир, расширяется кругозор. Всё это способствует росту художественно- творческой личности.
Цели и задачи «Динамической паузы»
Цель курса «Динамическая пауза»: создать оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, через активизацию их творческих способностей.
Основные задачи:
- Прививать первоклассникам необходимые двигательные навыки.
- Укреплять мышечный аппарат.
- Формировать правильную осанку, постановку корпуса, рук, ног, головы.
- Совершенствовать навыки координации и пространственной ориентации.
- Развивать танцевальные способности.
- Формировать умения эмоционального исполнения характера пляски.
- Развивать чувство ритма и темпа музыкального сопровождения.
- Способствовать проявлению элементов творчества.
Характеристика физических методов оздоровления школьников
«Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие», – писал греческий философ Аристотель.
Мышечная активность – обязательное условие для нормального развития организма ребёнка. Кроме того, не следует забывать о том, что физическое воспитание, это не только занятия физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей в школе и дома.
Рациональные виды двигательной деятельности на уроке «Динамическая пауза».
Вид двигательной деятельности |
Физиологическая и воспитательная задача |
Необходимые условия |
1. Разминка на ковриках и на середине класса |
Воспитание ловкости, гибкости. Качественное укрепление мышц. Удовлетворение потребности в движении. |
Место, достаточное для двигательной активности. Одежда, не стесняющая движения, коврики, игрушки и пособия, побуждающие ребёнка к движениям. |
2. Музыкально-ритмические упражнения. |
Воспитание музыкально- ритмических навыков. Движения более лёгкие для исполнения, но чёткие и лаконичные. |
Музыкальное сопровождение. Музыка должна соответствовать характеру и ритму движений. |
3. Художественно-образные импровизации. |
Воспитание образного мышления, и артистического воплощения. Качественнее развитие эмоциональной сферы. |
Выразительная музыка, позволяющая ребёнку видеть индивидуальные оттенки при исполнении роли. |
4. Разучивание танцев. |
Воспитание художественно-эстетической культуры, приобщение к миру танца. Формирование умения танцевальных навыков. |
Просторный кабинет с зеркалами. Музыкальный и художественный материал. |
Построение урока
Урок начинается танцевальным поклоном, который настраивает ребят на творческую работу. Затем идёт разминка, которая начинается танцевальными шагами по кругу, и продолжается на середине класса.
В разминку входят движения направленные на разогрев мышц, начиная от ступней и заканчивая шеей и движения для постановки танцев. Затем выполняются упражнения на ковриках. Продолжительность всей разминки не должна превышать 15 минут.
Следующая часть урока – развивающие игры. Теперь будет работать творческое воображение, а мышцы немного отдохнут. Ребятам предлагается создать музыкально-художественный образ. На эту игру отводится от 5 до 10 минут.
После игры переходим к музыкально-ритмическим упражнениям. Они строятся на хлопках и притопах. Все дети с огромным удовольствием исполняют эти движения.
Так мы подошли к заключительной части урока – постановке танца. Она начинается с повторения пройденного материала. Ребята повторяют ту часть танца, которую выучили на прошлом занятии, и только потом переходят к новому материалу. Урок обязательно заканчивается поклоном.
1. Упражнения для разминки
Разминка по кругу
- Шаги: с носка; с высоко поднятым коленом; на носочках, на пяточках.
- Бег (ноги назад, ноги вперёд); подскоки; боковой галоп с хлопками.
Разминка на середине класса (построение в две линии)
- Наклоны головы вправо-влево, вперёд-назад, по кругу.
- Плечи вверх-вниз, круговые движения плечами.
- Упражнение «пружинка» двумя ногами и попеременно каждой ногой.
- Вывод ноги вперёд, в сторону, назад; на носок, на каблук.
- Шаги в сторону с приседанием.
- Приседания с выносом ноги на каблук.
- Упражнение «Кораблик».
- Упражнение «Гармошка».
- Упражнение «Ковырялочка».
- Прыжки:
- на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге, на двух ногах вокруг себя;
- на правой ноге с продвижением вправо, на левой ноге с продвижением влево; и т.д.
- Упражнения для рук и пальчиков.
Разминка на ковриках
Лёжа на спине:
- Поочерёдно поднимать левую и правую ноги; поднимать обе ноги.
- Поднять правую ногу вверх, опустить в сторону, подвести к левой; повторить с левой ноги.
- Упражнение «велосипед».
- Упражнение «свечка».
Лёжа на животе:
- Приподниматься на руках, прогибаясь назад.
- Поднимать вверх руки и плечи; поднимать вверх одновременно руки и ноги.
Сидя на коврике, ноги вытянуты в стороны:
- Дотянуться носом до правого и левого колена.
- Наклониться вперёд, подбородком дотянуться до пола.
Сидя на коврике, ноги вместе, вытянуты вперёд:
- Поочерёдно носочки ног вытягиваем и сокращаем на себя.
- Наклониться вперёд, дотянуться руками до пальчиков ног; лечь на спину.
Сидя в позе «лотоса»:
- Руками аккуратно надавить на коленки, прижимая их к полу.
- Упражнения для пальцев и кистей рук.
2. Музыкально – ритмические упражнения
Для лучшего усвоения ритмического рисунка необходимо достаточное время, поэтому музыкально-ритмичные движения разучиваются в несколько этапов.
– На начальном этапе: дети учатся хлопать или топать определенный ритмический рисунок, обращая внимание на сильную долю:
- хлопать в ладоши на каждый счёт;
- топать двумя ногами поочерёдно на каждый счёт;
- хлопать в ладоши на счёт «3,4»;
- топать двумя ногами поочерёдно на счёт «3,4»;
- хлопать в ладоши только на счёт «1»;
- топать одной ногой только на счёт «1»;
- хлопать в ладоши только на счёт «4»;
- топать одной ногой только на счёт «4»; и т. д.
– На следующем этапе: ритмический рисунок хлопков и притопов усложняется за счёт изменения темпа:
- хлопать на счёт «1,3»; «1,2,3»;
- хлопать на счёт «1,2,3»; «1,2,3»; «1»; «1»;
- топать одной ногой на счёт «1,3»;
- топать поочерёдно двумя ногами на счёт «1,2,3»; «1,2,3»; «1»; «1»;
- топать поочерёдно двумя ногами на счёт «1,2,3,4,5,6,7»; «1»; «1»; и т. д.
– Переходим к следующему этапу: когда ребята усвоят темп простых ритмических рисунков, можно усложнить рисунок, поставив детей в пары:
- хлопать в ладоши друг другу двумя ладошками;
- хлопать в ладоши друг другу то левой, то правой ладошками;
- хлопать друг другу: 1 раз левой, 1 раз правой, 3 раза двумя ладошками;
- добавить хлопки по коленям и в ладоши друг другу; и т.д.
– Более сложный этап: строится на музыкально-ритмических рисунках соединяющих в себе хлопки и притопы одновременно:
- топать поочерёдно двумя ногами на счёт «1,3»; «1,2,3»; хлопать в ладоши на счёт «1,2,3»; «1,3»;
- хлопать в ладоши на счёт «1,2», по коленям на счёт «3,4 »; топать поочерёдно двумя ногами на счёт «1,2,»; 3 раза на счёт «3,4»;
- топать поочерёдно двумя ногами на счёт «1,2»; хлопать 3 раза на счёт «3,4»; хлопать 3 раза на счёт «1,2» и ещё 3 раза на счёт «3,4»; и т.д.
Когда ребята усвоят темп и ритм сложных рисунков, можно попробовать поставить детей в пары. Но не забывайте, что темп должен нарастать постепенно.
Каждый выученный и отработанный ритмический рисунок должен исполняться под музыку. Это может быть полька или любая другая весёлая и ритмичная музыка. Такие упражнения, исполняемые под музыку, способствуют развитию музыкального ритма.
3. Художественно-образные импровизации
Импровизации в игровой форме. [2]
Педагог под музыку читает стишок |
Дети выполняют движения. |
«Цветок» |
Дети сидят на корточках, обхватив крепко колени руками, голова опущена вниз. Медленно встают, выпрямляются, плавно поднимая руки вверх. Заканчивая упражнения, поднимаются на носки. |
«Дерево» |
Дети поднимают руки вверх, качают ими. Качание усиливают, корпус наклоняют влево, вправо. С окончанием текста все замирают. Во время качания рук, следует перебирать пальцами (пальцы – листья). |
«Песенка мартышки» |
Играющие с началом текста слегка пружинят в коленях, руки раскачивают вперёд-назад. На слова «да-да-да», «никогда» – хлопают или прыгают. |
«Мячик» |
Дети имитируют игру с мячом. Они ударяют мяч об пол. Во время ударов необходимо делать какие-то движения: шаги в сторону, прыжки, подскоки вокруг себя. |
Импровизации на свободную тему.
Изобразить под предлагаемую музыку:
- идущих по лесу грустных медвежат;
- праздник бабочек;
- пугливо прячущихся зайчиков;
- лягушек, охотившихся на мух;
- танцующих кукол; и т. д.
Импровизация на заданную музыку.
На предлагаемую музыку каждый ребёнок придумывает и изображает свой образ.
Можно проводить в форме загадок. Один изображает, остальные отгадывают.
Если у детей возникают затруднения в выполнении задания, то вначале им необходимо помочь и дать подсказку. (Клоун, котёнок, человек с зонтиком, растущий цветок и т. д.)
4. Танцевальные постановки
Танец «Весёлый ковбой».
Танец «Антошка» из м/ф.
Танец «Цыплята».
Танец «Белые снежинки».
Танец «Мальчики-зайчики».
Танец «Куклы-неваляшки».
Танец «Кот Леопольд».
Танец «Школьная полька» из м/ф.
Используемая литература
- Зинченко Н.А. «Здоровьесберегающая педагогика» Методическое пособие. Кострома, 2004 г.
- Киреева Л.Г. «Организация предметно-развивающей среды» Из опыта работы. Волгоград, 2007 г.