Развитие личности через дифференциацию обучения. Урок русского языка по теме "Обобщение о предложении"

Разделы: Начальная школа


Тема. Обобщение знаний о предложении.

Цели:

- обучающие: обобщить знания о предложении (о видах предложений по цели высказывания и по интонации, о роли предложения в речи);

- развивающие: развивать речь учащихся через составление предложений, употребление их в речи; внимание;

- воспитательные: прививать интерес к русскому языку, формировать умение осуществлять сомоконтроль.

Оборудование:

  • презентация. (Приложение 1)
  • карточки с заданиями трёх уровней для каждого ученика, карточки с изображением гор для каждого ученика. (Приложение 2)

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!
Сегодня урок у нас необычный, интересный, непривычный:
Путешествие вас ждёт, «предложенье» вас зовёт! Слайд 1
Чтобы вспомнили мы дружно,
Что о нём всем знать нам нужно!

2. Постановка задачи урока

- А теперь представьте, что вы вышли на улицу и увидели на небе тучку.

 На доске: слайд №2

- Но это непростая тучка, из неё падают не капли, а слова. Прочитайте их.
- Что вы можете сказать об этих словах?

*Это слова разных частей речи (учащиеся определяют части речи); в словах есть орфограммы (дети объясняют орфограммы); из слов можно составить предложение (ребята составляют предложение и записывают его с комментированием). Слайд 3

* Вместо тучки появляется солнышко. Слайд № 4

- Что необходимо в нашем путешествии вспомнить о предложении? (Задачи урока записываются на доске)

  •  
  •  
  •  

3. Повторение о предложении.

1) Упражнение в определении предложений.

- Что вы записали?
- Докажите, что это предложение.
- Вот снова препятствие на пути. Дорога завалена брёвнами, их три. Слайд № 7

Карточка № 1

1 в.

2 в.

3 в.

Найди предложения. Выпиши их.

Найди предложения. Дополни остальные группы слов до предложений.

Выбери те предложения, которые считаешь верными.

  1. Там дует
  2. Вчера дул сильный ветер
  3. Летит очень высоко
  4. Идёт дождь

1. Предложение - это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

2. Предложение не может состоять из одного слова.

3. Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

4. Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.

5. В конце предложения ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.

Проверка: (зачитыванием) слайд № 18

3 в. – Что такое предложение?
1 в. – Прочитайте предложения.
2 в. – Какие группы слов вы дополнили до предложения?

Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале!
Вправо, влево повернись!
Наклонись и повертись!
Руки вверх и руки вбок
И на месте скок да скок!
А теперь бежим вприпрыжку. Молодцы, мои детишки!

2) Повторение о видах предложения.

- А какие знаки вы поставили в конце этих предложений? Почему?
- Вспомните, какие предложения бывают по цели высказывания? А по интонации?

Слайд № 5

Предложение

по цели высказывания

по интонации

  • повествовательные  
  • вопросительные
  • побудительные
  • восклицательные
  • невосклицательные

- С какой целью мы пользуемся повествовательными предложениями? Вопросительными? Побудительными?
- Приведите примеры.
- Назовите виды предложений по интонации.
- Чем отличаются восклицательные предложения от невосклицательных предложений?
- Может ли побудительное предложение быть восклицательным? (Умойся сейчас же!)
- А восклицательным побудительное предложение может быть? (Иди спать.)
- А какое это предложение? Дайте характеристику.

Самолёт летит очень высоко. (Повеств., невоскл.)

3) Повторение об основе предложения.

- В любом предложении есть основа. Это главные члены предложения.
- Что вы о них знаете? Слайд № 6

Подлежащее – это главный член, который говорит о ком или о чём предложение.

Сказуемое – это главный член предложения, который показывает, что говорится о подлежащем.

- Найдите в предложении, над которым мы работаем, подлежащее и сказуемое.
- Найдите схему, которая соответствует этому предложению. Обведи цифру. Слайд № 9.

Карточка №2

- Почему 2-я, 3-я схемы не соответствуют предложению?
- Совершенно верно. Итак, вы преодолели ещё одно препятствие.

4. Составление предложения по схеме.

- Перед вами новое препятствие - река. По обоим берегам реки находятся предложения.

Чтобы перебраться через реку, надо построить мост, т.е. составить предложение по схеме.

Это предложение соединит два берега. (Надо связать по смыслу два предложения.) Т.о., должен получиться связный текст.

- Подумайте, о ком должно быть предложение? Подберите сказуемое и второстепенный член.
- А какое слово будет первым?
- Прочитайте, что получилось.

(Дети зачитывают варианты составленных предложений.)

Слайд № 12

А что связывает по смыслу второе и третье предложение?

Дети записывают текст. Быстро справившиеся с заданием дополняют текст ещё несколькими предложениями.

Физкультминутка.

Глазки влево, глазки вниз,
Глазки вправо, повернись.
Посмотри-ка, вверх, на окна,
А теперь садиться можно.

5. Проверочная работа (с поуровневой дифференциацией).

- А сейчас перед вами последнее, но самое трудное препятствие – горы. Чтобы преодолеть её, необходимо выполнить задания на карточке № 3. (Карточка у каждого ученика.)

Слайд № 13

- Выберите, какую гору вы будете преодолевать: 1-ю, 2-ю или 3-ю, а может быть, все три.
- Чтобы перейти 1-ю гору, надо выполнить первое задание, 2-ю – второе задание, 3-ю – третье задание. Слайд № 14, 15, 16.

Карточка № 3

1. Спиши предложение. Выдели подлежащее и сказуемое. Составь схему.

Птицы летели над лесом.

______________________________________________________________

2. Спиши предложение. Выдели подлежащее и сказуемое. Найди схему, которая подходит к предложению.

На тропинке лежали опавшие листья.

3. Составь предложение к схеме.

Самопроверка: см. слайд № 17.

- Если вы преодолели 1-ю гору, нарисуйте кружок к цифре 1, если 2-ю – к цифре 2 и т. д.
- В правом нижнем углу карточки поставьте себе оценку за урок.

(Может быть, другой вариант проверочной работы)

6. Итог

Слайд 19

- Какие задачи, поставленные на уроке, мы выполнили?
- Закончите предложения:
- Мне было интересно тогда, когда…
- Я понял, что…
- Мне необходимо повторить…
- Я поставил…

7. Домашнее задание

 Рамзаева Т.Г. Учебник «Русский язык 3 класс» стр. 41 упражнения 99,100, *101 - по выбору.

Слайд 20