Внеклассная работа по английскому языку. Проект "Традиции Великобритании"

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


Цель: ознакомить учащихся с обычаями и традициями празднования праздника Хэллоуин в Великобритании.

Задачи:

  1. воспитательная: воспитывать у обучающихся чувства уважения к истории и культуре страны изучаемого языка, а через это и к своей родной национальной культуре; создавать условия для развития мотивации к самостоятельному добыванию знаний; развивать независимость и самостоятельность суждений; создавать условия для развития мотивации к созданию индивидуальных творческих работ; формировать позитивный взгляда на проблему; поиск способов решения проблемы; формировать чувство ответственности за выполнение части коллективной работы: развивать отношения учитель-ученик как равные партнеры образовательного процесса.
  2. практическая: развивать лексические навыки говорения; навыки аудирования и чтения с целью извлечения конкретной информации;
  3. развивающая: развивать творческую фантазию и инициативу в осуществлении иноязычной речевой деятельности, а также развивать познавательные интересы учащихся.

Возраст: 7-8 лет (1–2-й класс)

Время работы над проектом: 16 апреля 2007г.- 31 сентября 2007г.(5 месяцев)

АКТУАЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА

С сентября 2006-2007 учебного года учащиеся 1А класса приступили к изучению английского языка. Возникновение мысли о необходимости знакомства учащихся с традициями Великобритании возник после услышанного мною разговора  между учащимися 1А класса. В один из апрельских дней дети оживленно обсуждали фильм «Фокус Покус», просмотренный ими на кануне. Этот замечательный Голливудский фильм посвящен событиям, которые произошли в ночь Хэллоуин. Дети восторженно, восхищенно делились впечатлениями о фильме. Но меня привлекли комментарии, которыми дети пытались  приукрасить свои высказывания. Дело в том, что, обсуждая события фильма, ребята свои впечатления подкрепляли имеющимися у них сведениями о празднике Хэллоуин. В разговоре прозвучали, например, такие высказывания: «Хэллоуин начинается в полнолуние», или совсем шокирующее заявление: «В Хэллоуин всех, кто не спрятался в доме, убивают оборотни». Мне как человеку знающему традиции и обычаи Великобритании невозможно было оставить без внимания этот разговор.  С этого дня я начала вынашивать идею о необходимости знакомства учащихся с традициями Соединенного Королевства.

Мною было принято решение провести анкетирование с целью установить действительный уровень межкультурной компетенции учащихся 1А класса. Использовались составленные мной анкеты утвержденные на заседании МО. Результаты теста занесены в следующую схему:

Результаты анкетирования меня глубоко взволновали. Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка се­год­ня является необходимость  более  глубокого  изучения мира носителей языка. Обостряется потребность в приобщении человека к мировой культуре, в приближении его образовательного уровня к мировым образовательно-профессиональным стандартам. Овладение иностранным языком есть приобщение к новой культуре, новому образу мысли, новым способам формулировки своих мыслей. А это значит, что обучение иностранному языку не может быть эффективным, если оно не реализуется на соответствующем национальном фоне. Без понимания социально-экономических систем,  знания социальной и поли­ти­ческой культур, изучения исторических и культурных традиций, которые сформировали образ мышления тех людей, с которыми предстоит вза­и­мо­дей­ст­во­вать, невозможно изучать язык как средство общения.

Современная цель обучения иностранному языку, а через язык и культуре, может быть сформулирована как подготовка к реальной межкультурной коммуникации. Ряд авторов толкует межкультурную коммуникацию как «адекватное взаимопонимание участников коммуникации, принадлежащих к разным национальным культурам».

Актуальность и необходимость формирования межкультурной компетенции обусловлена также развитием современного информационного общества, что, в числе прочего, включает глобализацию социальных и экономических отношений, а, следовательно, расширение контактов между культурами. При этом возникает проблема взаимопонимания между представителями различных культур, что выражается в обострении глобальных проблем человечества. Воспитание таких качеств как толерантность, эмпатия, стремление познавать иностранную культуру, критическое отношение к явлениям родной и изучаемой культуры, овладение этикетом и невербальными средствами общения чужой культуры является одной из главных задач формирования у учащихся межкультурной компетенции.

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕКТОМ

Cм. приложение.

ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I. Поисковый этап

  • Работа по привлечению родителей к процессу проектирования:
    Беря во внимание возрастные особенностей детей младшего школьного возраста, необходимо понимать значение участия родителей в процессе проектирования. На начальном этапе работы над проектом были проведены индивидуальные беседы с родителями по привлечению их в проектную деятельность. В ходе чего была установлена дата проведения общего собрания учащихся 1а класса и их родителей.
  • Анкетирование учащихся; выбор темы и задачи проекта:
    Для обозначения актуальности и значимости предложенного проекта на  общем собрании детям и родителям были предложены анкеты, по результатам ответов на которые было принято единогласное решение о старте проекта «Традиции Великобритании. Хэллоуин».
  • Выдвижение первоначальных идей, планирование проектной деятельности:
    На доске в классе вывешиваю большой лист бумаги. В середине листа большой круг и написана тема проекта.

Из этого круга проведено много стрелок к пустым кругам. Коллегиально выясняем, какие вопросы есть у учащихся, чтобы они хотели узнать по этой теме. Учащиеся записывают свои предложения в пустых овалах. В результате этой работы определяется круг ситуаций, которые интересны учащимся и над которыми они будут работать.

Обсуждение проекта привело к составлению плана ученического проекта «Традиции Великобритании. Хэллоуин»:

  • Подготовка информации, сообщений;
  • Просмотр мультипликационного фильма «Винни-Пух и Слонотоп. Хэллоуин»;
  • Конкурс историй «Ночь Хэллоуин».
  • Коллективное написание истории «Ночь Хэллоуин», на основе истории занявшей в конкурсе 1 место;
  • Конкурс эскизов костюмов;
  • Защита эскизов «Jolly Ole Great Pumpkin»;
  • Изготовление главного атрибута праздника Хэллоуин – «Jolly Ole Great Pumpkin»;
  • Изготовление сувениров;
  • Разучивание стихов и песни;
  • Инсценирование праздника.

II. Исследовательский этап

На исследовательском этапе при изучении истории праздника Хэллоуин учащимися при помощи родителей была собрана информация об истории праздника и его традициях. При подготовке информации по теме проекта родители советовали дополнить ее или снять какие-то источники, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые содействовали ребенку в продвижении до библиотеки, ориентировке в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. В течение недели была заслушана вся подготовленная информация. После  все дети получили верное представление о празднике Хэллоуин. 

Просмотр мультипликационного фильма «Винни-Пух и Слонотоп. Хэллоуин» явился средством систематизации и анализа всей полученной информации в ходе предшествующей данному этапу работы. При просмотре фильма явилось важным присутствие родителей, для оказания дальнейшей помощи детям на пути осуществления проекта. Для осуществления данной цели организовался семейный просмотр мультипликационного фильма «Винни-Пух и Слонотоп. Хэллоуин» по теме проекта.

Участию в конкурсе историй «Веселый Хэллоуин» предшествовала предварительная совместная работа детей и родителей. При этом роль родителей заключалась в оказании помощи в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле. В результате проделанной работы был создан богатый банк историй «Этот веселый  Хэллоуин». Первоначально планировалось, что история, которая окажется лучшей будет взята за основу к инсценировке. Но все истории оказались оригинальными и  интересными. Поэтому было решено из каждой истории выбрать наиболее яркий момент и соединить их в один сценарий.

На этом исследовательский этап был завершен. Были подведены итоги проделанной работы. Задумываясь о том, что еще предстоит сделать, учащимися было предложено вырастить во время летних каникул тыквы. Таким образом, и во время летних каникул дети решили продолжать жить с проектом.

III. Основной этап

Основной этап проекта «Традиции Великобритании. Хэллоуин» был продолжен в сентябре 2007-2008 учебного года, по окончании летних каникул. Детьми были предоставлены тыквы и фотографии, в качестве подтверждения, что тыквы растили они самостоятельно.

Далее последовал конкурс эскизов костюмов, целью которого было: дать возможность поделиться идеями о возможном костюме, своеобразная ярмарка идей. Роль родителей на данном этапе оценивается как активная. Взрослые содействовали в продвижении идей по созданию костюма и дальнейшее воплощение ее в материальное состояние. По итогам конкурса общим голосованием был выбран победитель. Результаты активности и успехи победителя были занесены в РЕЙТИНГ УСПЕХОВ.

Конкурс «Pumpkin» имел своей целью выбрать эскиз рожицы, для дальнейшего ее перенесения на настоящую тыкву. При подготовке к данному конкурсу родители выступили как генераторы идей. По итогам конкурса были определены 5 победителей (по количеству тыкв), результаты также занесены в рейтинг успехов.

Изготовление гирлянд явилось дружным совместным творчеством коллектива детей и их родителей. Причем помощь родителей была чисто технической. При изготовлении гирлянд дети и родители были разделены на 3 группы. Первая группа изготавливала гирлянду летучих мышей, вторая - тыкв,  третья – черных кошек. Москвин Георгий и его мама Елена Факильевна, кроме того, что они приняли активное участие в изготовлении гирлянд в классе, они дополнительно по собственному желанию изготовили 3 гирлянды тыкв дома и принесли их готовыми. Данное обстоятельство нашло свое отражение в рейтинге успехов.

Предпоследнего этапа проекта дети ждали с наибольшим интересом и нетерпением – это изготовление «Джека - Фонаря». Форма организации деятельности похожа на используемую в предыдущем задании. Разница в количестве групп. Поскольку тыкв было 5, поэтому было создано пять творческих групп. Рожицы тыкв вырезались по эскизам, которые были отобраны по результатам конкурса «Pumpkin».

IV. Защита проекта

Продуктом коллективного ученического проекта «Традиции Великобритании. Хэллоуин» явилась презентация инсценировки праздника «Веселый Хэллоуин».