Урок русского языка в 3-м классе. Урок-практикум. Тема "Состав слов"

Разделы: Начальная школа


Цель: Обобщить и систематизировать материал по теме, закрепить изученный материал, а также воспитывать волевые качества у учащихся, умение выступать перед классом, правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, закрепить умение работать в группе.

Оборудование: текст на доске, карточки для групп, таблица приставок, таблица суффиксов, названия групп, аудиокассета с записью.

Ход урока

№ п/п

Что делаю

Как делаю

1

Организационный  момент.

Песня «Чему учат в школе (первый куплет).
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получить
Только лишь оценку «5».

2

Целеполагание.

С какого вопроса начнём урок?
Что мы узнали на прошлых уроках?
Все ли мы узнали о составе слова?
Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

У. Ц

Мы повторим, что знаем о составе слова

Мы сегодня проводим урок-практикум, для того чтобы обобщить и систематизировать ваши знания о составе слова. Работать будем  двумя группами: суффиксы, приставки

Задания

1)

Продолжи запись в тетради

Я знаю части слова:
( сверьте свои знания с образцом на доске: приставка, корень, суффикс, окончание).

2)

Послушаем сообщение учащихся

1 уч. Слова, как и люди,  живут семьями
Слова-родственники - это слова с одинаковым корнем. Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное значение.
Например: дом, домик, домище, домовой, домашний, дома
Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

2 уч. Окончание – это изменяемая часть слова: машина, машины. Окончание может быть нулевым. Нулевое окончание не выражено звуком и не обозначено буквой: карандаш  , тетрадь  . окончание служит для связи слов в предложении.

3 уч. Однородные слова образуются с помощью приставок и суффиксов. Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: «В приставках таится разнообразие смысла» - говорил Константин Паустовский. 

4 уч. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов: старик, старушка, старинный. Суффиксы обогащают словарный состав языка. 

3)

На доске текст (выписать однокоренные слова)

Проплясали по снегам снежные метели
Снегири снеговикам песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке,
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.

Разобрать слова по составу.

В чём сходство приставок и суффиксов?

Служат для образования новых слов.

4)

1 команда

Вдруг лес … гудел, всё в нём … шипело. По лесу … бежала позёмка, … летел ветер, деревья … качались. С еловых лап … летели сугробы. Снег … сыпал, … вился. Началась пурга. Она продолжалась день и ночь, весь лес … лепило снегом.

2 команда

Ветер… дохнул, паутинку мотнул и понёс пауч…а. Ткёт, ткёт на лету пауч… паутин…у. Патин…а длиннее, ветер…у веселее. Перенёс ветер пауч..а далеко. А пауч…у совсем не страшно.

Возьмите контрольные карточки и проверьте правильно ли вы сделали задание.

 

3

Физминутка.

 

5)

Игра «Рассыпанные слова»

Когда злой тролль разбил волшебное зеркало, его осколки разлетелись по всему свету. Слова в книжке тоже рассыпались: суффиксы отлетели от корней.
Соедините части слова стрелками.

1 группа

Слово называет профессию человека
шахт                   як
танк                    ёр
мор                     ист
фокус                 чик
лёт                      ник

2 группа
Каждая группа зачитывает слова

Слово называет животных
быч                     чик
слон                    ок
крокодиль          ик
лисён                  чик
зай                       нок

6)

Игра «Кто больше назовёт слов»

Задание: одень корень разными приставками, суффиксами.
вод                                       ход
водица                                 поход
водяной                               походка
подводный                           ходить
половодье                           приходить
водопровод                         выход
водомерка                           заходить 

7)

Замени одним словом.
Чем интересны эти слова?

Человек, который лазит по скалам.
Человек, который рубит лес.
Человек, который разводит лес.
Машина, которая возит бензин.
Человек, который лазит под водой
Человек, который пасёт свиней,
Машина, которая сама летает.
Человек, который ловит птиц.

8)

Подбери слова по схеме. (5-6 слов)

4

Итог урока

Какую тему мы изучили?
Какие части слова знаете?
Чему мы учились на уроке?

5

Домашнее задание.
(индивидуально на карточках)

Образуй разные слова с корнем и разбери по составу:

Школ, лес, лет, зуб, вод, воз, гуд, снег, бег, корм.

Литература: Н. М. Бетенькова, Д. С. Фокин «Конкурс грамотеев», А. А. Бондаренко,  И. В. Буркова «Русский язык для весёлых девочек и мальчиков», В. А. Шукейло «Русский язык в начальных классах».