Цель: Обобщить и систематизировать материал по теме, закрепить изученный материал, а также воспитывать волевые качества у учащихся, умение выступать перед классом, правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, закрепить умение работать в группе.
Оборудование: текст на доске, карточки для групп, таблица приставок, таблица суффиксов, названия групп, аудиокассета с записью.
Ход урока
№ п/п |
Что делаю |
Как делаю |
1 |
Организационный момент. |
Песня «Чему учат в школе (первый куплет). |
2 |
Целеполагание. |
С какого вопроса начнём урок? |
У. Ц |
Мы повторим, что знаем о составе слова Мы сегодня проводим урок-практикум, для того чтобы обобщить и систематизировать ваши знания о составе слова. Работать будем двумя группами: суффиксы, приставки |
|
Задания |
||
1) |
Продолжи запись в тетради |
Я знаю части слова: |
2) |
Послушаем сообщение учащихся |
1 уч. Слова, как и люди, живут семьями 2 уч. Окончание – это изменяемая часть слова: машина, машины. Окончание может быть нулевым. Нулевое окончание не выражено звуком и не обозначено буквой: карандаш , тетрадь . окончание служит для связи слов в предложении. 3 уч. Однородные слова образуются с помощью приставок и суффиксов. Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: «В приставках таится разнообразие смысла» - говорил Константин Паустовский. 4 уч. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов: старик, старушка, старинный. Суффиксы обогащают словарный состав языка. |
3) |
На доске текст (выписать однокоренные слова) |
Проплясали по снегам снежные метели |
Разобрать слова по составу. |
||
В чём сходство приставок и суффиксов? |
Служат для образования новых слов. |
|
4) |
1 команда |
Вдруг лес … гудел, всё в нём … шипело. По лесу … бежала позёмка, … летел ветер, деревья … качались. С еловых лап … летели сугробы. Снег … сыпал, … вился. Началась пурга. Она продолжалась день и ночь, весь лес … лепило снегом. |
2 команда |
Ветер… дохнул, паутинку мотнул и понёс пауч…а. Ткёт, ткёт на лету пауч… паутин…у. Патин…а длиннее, ветер…у веселее. Перенёс ветер пауч..а далеко. А пауч…у совсем не страшно. |
|
Возьмите контрольные карточки и проверьте правильно ли вы сделали задание. |
|
|
3 |
Физминутка. |
|
5) |
Игра «Рассыпанные слова» |
Когда злой тролль разбил волшебное зеркало, его осколки разлетелись по всему свету. Слова в книжке тоже рассыпались: суффиксы отлетели от корней. |
1 группа |
Слово называет профессию человека |
|
2 группа |
Слово называет животных |
|
6) |
Игра «Кто больше назовёт слов» |
Задание: одень корень разными приставками, суффиксами. |
7) |
Замени одним словом. |
Человек, который лазит по скалам. |
8) |
Подбери слова по схеме. (5-6 слов) |
|
4 |
Итог урока |
Какую тему мы изучили? |
5 |
Домашнее задание. |
Образуй разные слова с корнем и разбери по составу: Школ, лес, лет, зуб, вод, воз, гуд, снег, бег, корм. |
Литература: Н. М. Бетенькова, Д. С. Фокин «Конкурс грамотеев», А. А. Бондаренко, И. В. Буркова «Русский язык для весёлых девочек и мальчиков», В. А. Шукейло «Русский язык в начальных классах».