Вид урока: проблемный урок-портрет эпохи ( урок погружения в историю) с использованием компьютерных технологий.
Форма организации учебной деятельности учащихся: групповая – при экспонировании слайдов на экране, индивидуальная – при работе с раздаточным материалом.
Цели урока:
- образовательные
- сформировать у школьников многоплановый образ стиля жизни в 60-е годы
- познакомить их с жилищно-бытовой повседневной жизнью, веяниями моды, досугом и отдыхом людей на Западе и в СССР
- обозначить границы сходства и различий повседневной жизни;
- развивающие
- способствовать осознанию учащимися актуальности изучаемого материала;
- развивать умения мысленно воссоздавать образы прошлого, анализировать материал,
- черпать информацию из различных источников,
- рассуждать и аргументировать свою точку зрения по обсуждаемым проблемам;
- воспитательные
- развивать умение общаться, вести полемику и находить в споре компромиссные решения,
- внимательно и с уважением относиться к прошлому, жизни людей другого поколения
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор с экраном, аудиозаписи музыки (B.HALEY – Rock Around The Clock , C.CHECKER - Lets Twist Again), журналы мод 60-х годов, текстовый раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вводное слово учителя.
Обращает внимание на название урока. Постановка проблем.
«На сегодняшнем уроке мы должны выявить различия в повседневной жизни людей в Западной Европе и в СССР. Не секрет, что в Западной Европе в 60-e годы произошло значительное улучшение условий жизни и комфорта, удвоилась средняя покупательная способность населения, налицо массовый «автомобилизм», обилие бытовой техники, качественной одежды, коттеджей. В то же самое время, в СССР в 60-е годы строили «хрущевки», люди были плохо обеспечены бытовой техникой, часами стояли в очередях.
В чем причины? В различиях общественно-политических систем?
Другая проблема, которую также предстоит решить – это выявление общих тенденций в повседневной жизни людей в Западной Европы и СССР.
Почему именно в 60-е годы возникла дискуссия о моде и в СССР, и в Западной Европе? Почему в США критиковали « американскую мечту», а в СССР – «вещизм и мещанство»?
Третья проблема – проблема взаимовлияния.
Как нужно было в 60-е годы решать спор – отрицать зарубежный опыт и бороться с « тлетворным влиянием» Запада или слепо копировать буржуазную моду и нравы? Следовать национальным традициям или брать на вооружение лучшие достижения других стран?
(Слайд № 3)
3. Изучение нового материала.
А) «Открытие Запада»
- Рассказ учителя (слайд 4) или просмотр видеофрагмента о Московском фестивале 1957 года.
Б) «Дом снаружи и изнутри: Запад и СССР»:
- просмотр слайдов (№6 -№9) по теме с комментарием учителя;
- работа учащихся с документами (Приложение 2)
Внимательно прочитайте документы с описаниями различных типов жилья в СССР и сделайте вывод об уровне жизни людей в 60-е годы.
Сравните решение жилищных вопросов в СССР и на Западе (серийное домостроение и индивидуальное строительство коттеджей в пригороде и т.п.) Могло ли строительство кооперативных домов в СССР решить проблему жилья?
В масштабе 60-х годов «хрущевки» - пятиэтажные дома без лифта, мусоропровода, но с санузлом и газовой плитой, тесными коридорами и низкими потолками были огромным счастьем для многих людей и решением жилищного вопроса. У них вместе с частной квартирой появилась и частная жизнь, уединение от чужих глаз, условия для индивидуального существования, рушился примитивно-коллективистский стиль жизни.
Но в обществе, живущем по принципам социальной справедливости, минимальный прожиточный уровень должен быть таковым, чтобы каждый гражданин, не имеющий других доходов кроме зарплаты, мог приобрести на эти средства, кроме продуктов питания и одежды, ещё хотя бы самое необходимое из бытовой техники, теле- и радиоаппаратуры, электроприборов и т.п. – все то, что в современных условиях требуется человеку для нормального образа жизни. Именно так решается эта проблема во всех цивилизованных странах. В нашей стране на протяжении многих лет бездарные руководители отодвигали решение этих важнейших вопросов на задний план, прикрываясь обещаниями и фальшивыми речами об абстрактном светлом будущем. Отсюда проблемы сегодняшнего дня.
В) « Проблема моды»
Учитель: « На Западе в 60-е годы наблюдался некоторый кризис «высокой моды» и всплеск популярности коллекций массовой одежды – так называемых «бутик», которые распродавались в одноименных магазинах. А в это время в СССР было принято бороться с «мещанским вкусом».
Прочитайте документ №1 (Приложение №1) и определите, с какими тенденциями в моде боролись в то время?
В 60-е годы в лексиконе моды было очень популярно понятие «ансамбль», куда входили основные и дополнительные предметы. Какие? Выясните, используя материал документа №2, насколько это характерно было для советской и зарубежной моды (Приложение № 1).
Как вы думаете, кто такие «стиляги»? Как вы относитесь к проблеме преследования этих людей, чем это могло быть вызвано? (документ №3, документ №4 Приложение №1)
Учитель: Но самым распространенным явлением «тлетворного влияния» Запада считали косметику. Хорошая косметика была тогда дефицитом. В СССР звучали предложения о полном запрещении её продажи. Довольно устоявшимся считался взгляд на косметику как « на средство исправления недостатков лица»: кремы обезжиривают и смягчают кожу, пудра и румяна корректируют большой нос, краски придают выразительность глазам, помада – это гигиеническое средство. В 60-е годы яркая помада создавала « привратное представление о девушке и привлекала вообще внимание прохожих».
Порассуждайте о том, как и почему относились к косметике у нас и на Западе.
Почему эталоном для подражания становились актрисы, например, Э.Пьеха, Б.Бардо?
Г) Музыкальный образ времени
Учитель: Более всего, «подражание» Западу в 60-е годы проявилось в музыкальной и танцевальной культуре. Я имею в виду музыкальные стили свинг, рок-н-ролл, буги-вуги и твист.
Прочтите документ №2 (Приложение 3). Согласны ли вы с оценками этих танцев? Видели ли вы когда-нибудь их исполнение?
далее идет просмотр видеофрагмента из худ.фильма « Криминальное чтиво» с танцем твист (слайд № 21)
А вот как отразилось впечатление от танцев тех лет в стихах поэтов-«шестидесятников»:
На танцплощадке станции Клязьма,
Именуемой «пятачком»,
Танцует девочка высокого класса
С подобающим пиджачком.
Что мне делать с этим парнишкой,
С его модной прической парижской,
С его лбом без присутствия лба,
С его песенкой «али-баба».
(Евгений Евтушенко, 1960)Рок-н-ролл – об стену сандалии!
Ром в рот – лица как неон,
Ревет музыка скандальная,
Труба пляшет как питон.
(Андрей Вознесенский, 1961)
Танцплощадки и молодежные кафе были самыми популярными местами отдыха молодежи 60-х.
Летний отдых людей в 60-е годы отличался на Западе и в СССР. В Западной Европе процветал туризм, круизы, автомобильные путешествия в Италию, Грецию и т.п. В СССР тогда приделом мечтаний для отдыха было Черное море, Крым, Прибалтика. Именно в 60-е годы появилось выражение « отдыхать дикарем» (С.Михалков написал в 60-е годы пьесу «Дикари». которая с успехом шла в театрах и которая легла в основу знаменитого фильма « Три плюс два»).
В чем вы видите причины различий в проведении отпусков? Что было общего?
4. Заключительная часть урока.
Учитель возвращается к поставленным в начале урока проблемам. Заслушиваются ответы учащихся и подводятся итоги.
5. Рефлексия.
Учитель просит ответить на следующие вопросы:
- Что вы сегодня открыли для себя нового в процессе «погружения в 60-е годы»?
- В каком эмоциональном состоянии находились на каждом этапе урока?
- Актуален ли сегодня такой урок? Если да, то в чем вы видите его актуальность?
6. Домашнее задание: Напишите небольшой очерк о жизни советской семьи в 60-е годы, включив в него сведения, полученные на уроке , из рассказов родственников. по возможности, проиллюстрируйте его фотографиями, вырезками из газет и журналов и т.п.
Использованная литература:
- Беседы о домашнем хозяйстве. М., 1965
- Стеблов Е. против кого дружите.М., 2000
- Кристин Рот-Ай. Кто на пьедестале, а кто в толпе. «Стиляги» и идея советской «молодежной культуры» в эпоху «оттепели».// Неприкосновенный запас, №4, 2004 г.
- Журнал «Огонек» № 27, 1997 г.