Цели:
- развивать умение точно употреблять прилагательные в речи;
- совершенствовать навык правописания родовых и падежных окончаний прилагательных в единственном и множественном числе;
- развивать орфографическую зоркость,логическое мышление учащихся;
- совершенствовать навыки самостоятельной работы, каллиграфически правильного письма;
- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Оборудование:
- Компьютер, проекционный зкран;
- учебник русского языка для 3 класса (Т.Г.Рамзаева);
- карточки для творческой работы;
- дифферинцированные карточки;
- набор лекарственных трав, тест.
Ход урока
Минута чистописания: на листе тетради по русскому языку я пишу материал для чистописания. Сканирую его.На уроке этот материал отображаю на проекционном экране. Пропущенные орфограммы ученики вставляют маркером красного цвета.Перед учащимися находится образец, по которому дети могут определить высоту и ширину букв.
На доске: раз- рас: ра.грузить, ра.чистить, ра.сыпать.
Ученики читают сочетания букв. Называют соединения букв. Что напоминают эти соединения? (Это приставки) Выделите приставки, подчеркните двойные согласные звуки.
Повторение изученных слов: на компьютере набираю словарные слова с пропущенными орфограммами. Отображаю их. Учащиеся красным маркером вставляют пропущенные буквы.
На доске: р.бота, п.суда, т.варищ, с.р.ка, яг.да, с.лдат.
Работа по обобщению темы. На компьютере набираю задание 1. К этим существительным добавьте имена прилагательные подходящие по смыслу:
- Цветок...,......,....
- Лиса....,...,
- Ученик...,....
- Дружба...,.... (Слова для справок: весенний, хитрая, прилежный, красный, крепкая, рыжая, старательный, нежный, настоящая)
- Что вы можете сказать из записанного ?
- Имена прилагательные обозначают признак предмета.
- Правильно, ребята. Имена прилагательные дружат с существительными. Они всегда “ходят” вместе, парой. А существительное может “гулять” без прилагательного (Например: кошка, снег, лес). А теперь закройте имена существительные и прочитайте прилагательные.
- А прилагательные могут “гулять «без существительных.
- Нет,не могут.Значит нет смысла.Из этого какой вывод?
- Имена прилагательные и существительные взаимосвязаны.
Устная самостоятельная работа учащихся: составьте словосочетания существительное + прилагательное. Игровой момент “Кто больше?”
Задание 2: По правилам русского языка имена прилагательные должны стоять не только в том же роде, что и имена существительные, связанные с ними, но и в том же числе. Перед каждым учеником карточка, напечатанная на компьютере. Определи род имен существительных и заполни пропуски в окончаниях имен прилагательных.
Нарядн.. платьица,
Желт.. брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке
Такие весел...
Эти ромашки.
Учащиеся комментируют: чтобы грамотно написать окончание прилагательного, нужно:
- найти существительное, с которым оно связано;
- определить род существительного;
- вспомнить окончания прилагательного в этом роде. А во множественном числе род не определяют.
Задание 3. Творческая работа. Спиши текст. Вместо точек напиши имена прилагательные.
Мой щенок.
У меня есть... щенок. Его зовут Тобик. У Тобика... шерстка, она...и.... Хвостик у Тобика.... Мой щенок очень.... Он любит бегать и играть.
(Выборочная проверка)
Физкультминутка
Задание 4.
Групповая работа. Составить предложения по схемам.
- 1 группа. (какие ?) (кто?) играли в прятки
- 2 группа. (какая?) (кто?) забралась в (какой?) (что?).
- 3 группа. (какой?) (кто?) спрятался под (какую?) (что?).
Задание 5. Выборочный диктант. Выпишите только словосочетания имени существительного с прилагательным.
Ветка ели, еловая ветка, сосновая шишка, пушистый снег, ветер с севера,
лисья нора, северный ветер, алая заря, жители гор, лесные жители,темная туча,
речные берега, заячий след.
Задание 6.
- Зачем нам нужны имена прилагательные ? Давайте опишем этот цветок не упортребляя прилагательные?
(Я показываю цветы,учащиеся описывают, делаем вывод)
- Употребляя прилагательные мы делаем свою речь яркой, красивой, эмоциональной.
Задание 7
а) Продолжите пословицы, употребляя прилагательные антонимы:
- Старый друг лучше.......(новых двух).
- Ранний дождь озолотит, а......(поздний разорит).
б) Заменить прилагательные антонимами:
- свежий хлеб- (черствый) Обращаемся в словарь.
- свежий ветер- (теплый)
- свежая рубашка- (чистая)
Задание 8.
Работа над текстом.Текст с пропущенными окончаниями имен прилагательных набран на компьютере и отображен на проекционном экране на доске : Лесная аптека.
Аптечн... ромашка, полев... хвощ, болотн... багульник, горьк... полынь –ценные лекаственн... растения. Школьники активн... участники сбора этих растений. Кажд... год они ведут заготовку цветов, трав, плодов.
Прочитать текст, красным маркером дописать пропущенные окончания имен прилагательных. Проверяем правильность. Я показываю сушеные лекарственные травы (чистотел, зверобой, календула, валерьянка, девясил, душица, медуница, мать -и -мачеха и т. д.)
- Где они растут? (в поле,в лесу)
- А зачем их сушить?
- Они являются лекарственными травами.
- Эти лечебный растения растут в наших лесах.
- Да, ребята в фармацевтике 70 % лекарств в своем соучставе имеют травы. Основатель медицины Гиппократ уже тогда написал о 250 видах растений, которые используются в медицине. В нашей школе уже давно работает кружок “Охраны окружающей среды и экологии.С участниками кружка мы организуем сбор разных лечебных трав, почек,ухаживаем за родниками, ведем работу по озеленению улиц и села. Учащиеся пишут экологические сказки, сочинения,используя свои фантазии. В прошлом году в экологической конференции г. Казани Р.Т. выступила ученица 5 класса Муртазина Айгуль и заняла 1 место и была награждена дипломом. Человек – частица Природы. И мы должны уметь жить в ладу с ней,беречь ее,не наносить ей вреда. Наши дети имеют возможность выражать свои мысли,обмениваться мнениями на страницах “Экологической правды «г. Альметьевска.
Задание 9. Дифферинцированная работа: (раздаю разноуровневые карточки).
Спишите.
1. Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных и выделите их. Определите род имен прилагательных.
Добр... дело два века живёт. Бережён... посуда два века живёт. Ближн... собака скорее укусит. Материнск... ласка конца не знает. Хорош... повар сам хвалит. Гнил... дерево стоит да скрипит. Горьк... слезинка даром не пройдёт. Длинн... нитка-ленив... швея.
2. Вставьте и выделите пропущенные окончания.Определите род имен прилагательных.
Звонк... голос, летн... одежда, вкусн... пища, интересн... беседа, клубничн... варенье,
маленьк... озеро, высохш... камыш, жарен... мясо,кожан... кресло, глубок... овраг,
дорог... человек.
3. Определите род имен существительных и прилагательных.
Маленький мальчик,нижний этаж, маленькое озеро,больное место, колючий кустарник, домашнее задание, дремучий лес, шелковое белье,зимнее утро.
Задание 10. Тестирование.
Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает...
- предмет
- признак
- действие
Найди строку, в которой даны только имена прилагательные.
- медленный,вареное,синий
- верность,желтый. белый.
- медлительность, верный, белизна
Как изменяется имя прилагательное ?
- по лицам
- по числам
- по падежам
У прилагательного нет следующего признака...
- рода
- времени
- числа
В каком имени прилагательном нужно писать окончание –яя ?
- домашн... животное
- домашн... работа
- домашн... режим
Какая буква пропущена в окончании имен прилагательных в словосочетаниях?
Любовались зимн.м лесом. Покрылся крепк.м льдом.
- и
- е
- другая буква.
Итог урока.
Использованная литература.
- Проверочные самостоятельные работы по русскому языку для 3 класса. (Т.Л. Федорова)
- Новейший справочник школьника.(1-4 кл) Москва.2007 г Из- во Эксмо Шалаева Г. П.
- Дидактический материал к интегрированному курсу.Москва..2004г. Р И Н О.
- Тесты по русскому языку для 3класса.(Л П Николаева, И В Иванова) Москва. Изд-во “Экзамен “2007г.
- Газета “Экологическая правда «Альметьевского муниципального района и г. Альметьевска Р.Т.
- 6 Итоговые тесты по русскому языку за курс начальной школы.(Т. Л. Федорова) Москва «2006г.