ЦЕЛИ:
- Провести наблюдения за зимними изменениями в природе.
- Познакомить детей с зимними явлениями природы.
- Познакомить учащихся с особенностями зимней жизни растений и животных.
- Учить распознавать деревья, следы животных на снегу.
- Систематизировать и обогатить знания детей о тесных экологических связях в природе.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- лопатки,
- линейки,
- лупа для рассматривания снежинок,
- рисунки: следы на снегу, корм для птиц, клей, нарисованные домики для, расселения животных, карточки с изображениями животных разных видов.
ХОД УРОКА
Орг. момент.(подготовка к экскурсии, проходит в классе)
- О каком времени года пойдет речь?
Все кругом бело-синее,
Все в тонком кружеве теней.
А лес укрыт пушистым инеем,
Уснул до первых вешних дней. (зима)
- Подумайте и скажите, как нужно вести себя в зимнем лесу? (нельзя шуметь, нельзя сходить с тропы, можно провалиться глубоко в снег)
- Мы отправляемся в зимний лес на экскурсию. Вы разделитесь на группы и каждая по "путевой карте" проведет свои наблюдения. Затем вы расскажите друг другу, что увидели.
(Класс делится на группы (4-5 человек) с помощью дидактической игры. Каждый ученик получает карточку с изображением животного. Затем дети расходятся на группы: "Птицы", "Рыбы", "Звери", "Насекомые". Каждая группа называет признак, по которому они определили вид животного. Карточки с изображениями животных остаются у детей для дальнейшей работы. Каждой группе выдается "путевая карта".)
"ПУТЕВАЯ КАРТА" ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ |
Посмотрите, как изменились по сравнению
с осенью погода, цвет неба, внешний вид леса.
Рассмотрите с помощью лупы строение снежинок. С помощью линейки определите глубину снега в разных местах. Попробуйте объяснить, почему она разная. Рассмотрите лиственные деревья и кустарники, найдите на их ветках почки, а на некоторых- плоды и сухие листья. Снимите чешуйки на почке. Что вы там увидели? Рассмотрите хвойные деревья и их шишки. Рассмотрите, высохшие стебли высоких трав и найдите на них плоды и семена. Лопаткой раскопайте снег и узнаете, как зимуют под ним некоторые растения. Понаблюдайте за птицами и дайте им корм. Постарайтесь отыскать следы животных на снегу и научитесь их распознавать с помощью таблицы "Следы животных на снегу". Постарайтесь отыскать следы "работы" животных: поврежденные веточки и шишки. Если представиться возможность, понаблюдайте за зверьками (например, за белкой). |
- А теперь в путь!
Наблюдение (работа в группах).
Работа проходит в течении 15-20 минут.
Каждая группа рассказывает о своих наблюдениях по плану "путевой карты", дополняя друг друга.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЙ И ВЫВОДЫ:
Зимой обычно стоит морозная погода.
Солнце низко поднимается на небе.
Небо серое.
Земле покрыта снегом, который состоит из снежинок.
Снежный покров имеет неодинаковую глубину. Это зависит от места его измерения (степень открытости).
Снежинки имеют восьмигранную форму с разным рисунком. Они состоят из замерзших кристаллов воды. На руках тают.
Во время сильных морозов на деревьях и проводах появляется пушистая снежная бахрома.
Снег укрывает траву и корни деревьев, как пуховое одеяло.
Чешуйки почки укрывают молодые листочки от морозов.
Птицы питаются сухими семенами травы, шишками, оставшимися ягодами, хвоей.
На деревьях можно увидеть следы "работы" зверей- ободранную кору.
Мелкие зверьки роют под снегом ходы, в которых отыскивают корм.
- По итогам наблюдений каждая группа к следующему уроку заполнит таблицу:
Изменения в неживой природе | Изменения в живой природе |
Физминутка
Солнце землю греет слабо,
(руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(руки на пояс, наклоны в сторону)
Во дворе у снежной Бабы
(руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(дети кружатся)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
(имитируют движения руками)
Обобщение.
Игротека.
1. "Новоселы"
- Ребята, у вас остались карточки с изображениями животных. Давайте расселим их по домикам:
Домик 1- животные, которые к зиме делают припасы.
Домик 2- животные, которые зимой впадают в спячку.
Домик 3- животные, которые зимой ищут корм в природе.
2. "Наблюдай и примечай"
Необходимо восстановить народную примету. Работа в прежних группах.
Дым столбом к оттепели. Если ночью был иней к морозу. Воробьи дружно зимой расчирикались к ветру. Кошка клубком к морозу. Собака по снегу катается снега днем не будет. |
3."Снежный брейн-ринг"
Класс делится на две команды: мальчики- девочки. Каждый участники игры имеет право бросить снежок перед этим назвав, зимние природные явления.
Итог урока.
Сегодня на экскурсию мы брали корм для птиц, что бы помочь им. Мы сделали доброе дело! Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Очень важно, чтобы в кормушке, которую ты устроил для птиц, всегда был корм. Он спасет жизнь многим нашим пернатым друзьям.
Дом. задание.
1.Группам заполнить таблицу по итогам наблюдений на экскурсии.
2. Творческое задание (по желанию). Написать сочинение на тему "Кто зимой в лесу не спит".
Оценивание.
Оценивается работа группы.