Познание человеком действительности начинается с ощущений и восприятий. Предметы и явления окружающего мира действуют на наши органы чувств, в результате чего возникают чувственные образы. Чувственное познание – исходная начальная форма познавательной деятельности человека.
Источником знаний об окружающем мире является ощущение. Ощущения делятся на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, двигательные, статические и органические. Зрение и слух занимают ведущее положение при ориентировке человека в окружающем мире. Особенно важны для человека зрительные ощущения, так как 85% информации он получает при помощи зрения. Зрительное восприятие – это формирование образов и ситуаций внешнего мира при непосредственном воздействии на глаза, это важнейший вид перцепции, играющий огромную роль в психическом развитии ребёнка, имеющий не только огромное информационное, но и операционное значение. Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержания равновесия, ориентировке в пространстве, контроля поведения.
Совершенно очевидно, что частичная, а тем более полная потеря зрения влечёт за собой наиболее серьёзные и зачастую ничем невозместимые потери в области чувственного отражения. Результаты отрицательного влияния нарушенных зрительных функций (остроты зрения, поля зрения, свето- и цветоразличения) на развитие и проявление психики слепых и слабовидящих имеют как количественный, так и качественный характер. Количественные изменения наблюдаются главным образом в сфере чувственного познания: у слепых и слабовидящих значительно сокращаются или полностью выпадают зрительные ощущения и восприятия, соответственно уменьшается количество представлений, ограничивающих возможности формирования образов воображения.
Что касается качественных особенностей психики лиц с дефектами зрения, то они проявляются в различной степени почти во всех областях психической деятельности: изменяется система взаимодействия анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, нарушается соотношение образного и понятийного в мыслительной деятельности, наблюдаются отдельные изменения в эмоционально-волевой сфере и некоторых свойствах личности, специфический характер приобретает ориентировочная деятельность.
Полное или частичное нарушение функций зрения отражается и на физическом развитии, что обусловлено сложностью пространственной ориентацией и вызванным этим ограничением слепых и слабовидящих в свободе передвижения. Малоподвижный образ жизни в свою очередь вызывает мышечную вялость, деформацию скелета, гипофункции внутренних органов. Перечисленные даже в самых общих чертах изменения в психическом и физическом развитии слепых и слабовидящих с достаточной убедительностью показывают необходимость специального изучения их психики для более полного и быстрого преодоления и профилактики последствий дефектов зрения.
Обнаружить, что у Вашего ребёнка существуют серьёзные проблемы со зрением, граничащие со слепотой – это тяжелейшее испытание для родителей. Сможет ли такой ребёнок когда-нибудь вести нормальный образ жизни? Можно ли ему учиться в нормальной школе? На эти вопросы можно вполне квалифицированно ответить “да”. Если у ребёнка имеется стабильный врождённый дефект зрения, ему вполне можно помочь – так, что он будет видеть лучше и сможет вести вполне нормальную жизнь. Дети легко приспосабливаются к новым ситуациям и быстро учатся пользоваться разными оптическими приспособлениями. Они даже могут приспособиться видеть так хорошо, что будет казаться вам странным. Например, дети с плохим зрением вдаль умудряются, причём довольно часто, читать мелкий шрифт, держа текст на расстоянии считанных сантиметров от глаз. Это достигается хорошей способностью молодых глаз к фокусировке. Пользуясь ею, такой ребёнок может прекрасно учиться в школе, прибегая к телескопическим очкам только тогда, когда нужно взглянуть на классную доску.
Важнейшее направление реабилитации слабовидящих и частичновидящих – коррекция нарушений зрительных функций и компенсаторное развитие зрительного восприятия в преддошкольном, дошкольном и младшем школьном возрасте. Главная цель этой работы – сокращение числа инвалидов по зрению на основе комплексной коррекции нарушений зрительных функций. Основные направления деятельности дошкольных учреждений любого типа – защита ребёнка от всех форм физического и психического насилия; удовлетворение потребностей в эмоциональном общении; развитие творческих способностей; получение квалифицированной помощи в коррекции недостатков развития; обеспечения права ребёнка на свободу развития в соответствии с индивидуальными особенностями.
Комплексное лечение детей с дефектами зрения в дошкольном возрасте является одним из важнейших условий их социально-педагогической адаптации в дальнейшей жизни. Этим успешно занимаются в 2-х специализированных группах Муниципального дошкольного образовательного учреждения “Детский сад №249” города Перми. Данные группы существуют уже 30 лет, в них созданы все необходимые условия для осуществления комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий, коррекционно-воспитательной работы. Группы укомплектованы педагогами, имеющие высшую квалификационную категорию, с большим стажем работы и медицинскими кадрами с хорошей профессиональной подготовкой. Лечебные процедуры проводятся в ортоптическом кабинете, оснащённом практически всем необходимым оборудованием: синоптофором, аккомоконвергенцтренером с диклоптической приставкой, мускулотренером, цветотестом, локализатором глубинного зрения, аппаратом для проведения электропунктуры.
В дефектологическом кабинете имеется богатый методический материал, изготовленный руками воспитателей и дефектологов. В группах создана современная развивающая среда для детей с нарушениями зрения: зрительные ориентиры, огромное количество раздаточного материала, дидактических пособий для развития мелкой моторики рук, зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, физической активности. Установлено дополнительное освещение лампами дневного света. Воспитатели и учителя-дефектологи используют целый ряд игровых занимательных композиций и лечебно-тренировочных упражнений, направленных на развитие остроты зрения, пространственного восприятия, цветового зрения, на развитие аккомодации и конвергенции.
Хотелось бы дать рад практических советов родителям. Когда Вы определяете своего ребёнка в дошкольное учреждение с целью коррекции, лечения зрения и отрываете его от себя на целый день, многие из вас думают об этом, переживают, беспокоятся. Всё это вполне понятно. Но все Ваши переживания обязательно отражаются и на состоянии ребёнка. Есть несколько способов избежать подобных стрессовых состояний. Родителям следует по возможности не вспоминать о ребёнке в течение дня, свои мысли о нём перебивать другими заботами, либо думать о том, что в детском саду работают ответственные люди, у которых тоже есть дети, среди таких людей – высококвалифицированные воспитатели, врачи, няни, которые непременно уделят должное внимание каждому ребёнку. Важным моментом являются разговоры. Если Вам что-то не нравится, и Вы хотите обсудить с друзьями или родственниками учреждение, в котором находится ваш ребёнок, не говорите об этом в его присутствии. Он зачастую может не понять, о чём вы говорите, но интонации запомнит обязательно. Поэтому отзывайтесь о детском учреждении только хорошо, сглаживайте “острые углы”, объясняйте детям, насколько важно лечить глаза и как Вы будете радоваться, когда Ваш сын или дочь станут лучше видеть. Иначе ребёнок не захочет посещать специализированную группу и при этом не сможет объяснить почему, ссылаясь лишь на то, что ему там не нравится. Умения ребёнка также занимают значительное место не только в момент привыкания к новому коллективу, к новому учреждению, но и в значительной степени облегчит успешное лечение в сохранении зрения в дальнейшем. Если ребёнок умеет делать то, что необходимо уметь в его возрасте, он меньше расстраивается, на него никто не сердится, он везде успевает и успешно со всем справляется. Задача родителей – привить ребёнку эти умения, чтобы он чувствовал себя самостоятельно.
Ещё несколько замечаний об адаптации. При новых впечатлениях у ребёнка может повыситься температура до 37-37,5. Он может плакать, его горлышко от этого станет красным. Но других проявлений заболевания не появится. Ребёнок активен, насморка у него нет. Дома, через 2-3 часа, температура нормализуется без применения каких-либо препаратов. Если мама на другой день останется с ребёнком дома, он вовремя не встанет с постели. Ребёнка балуют, к нему возвращаются старые привычки. Сидя дома, всё вроде бы налаживается. Но с приходом в дошкольное учреждение всё начинается сначала. Дома, на время привыкания ребёнка к новым условиям, ограничьте новые впечатления, не принимайте и не посещайте гостей, не покупайте на этот период новых игрушек, старайтесь не наказывать его по пустякам. В группу отдайте любимую игрушку, расскажите об особенностях Вашего ребёнка.
В выходной день необходимо придерживаться режима детского учреждения, в противном случае получится так, что выходные дни полностью выбьют детей из колеи, и в понедельник это доставит массу хлопот воспитателям и врачам. Особенно это сказывается во время лечения на аппаратах, когда требуется повышенное внимание ребёнка. Соблюдение данных рекомендаций поможет вашему ребёнку избежать нежелательных последствий периода адаптации. Успешное вхождение ребёнка в коллектив поможет быстрее приступить к лечению заболеваний органа зрения и достичь лучших результатов.
Хотелось бы ещё раз подчеркнуть: так же, как и в детских садах обычного типа, в специализированных группах задача сенсорного воспитания не сводится к тому, чтобы сообщить ребёнку определённый запас знаний и умений, а предполагает на основе всей сохранной анализаторной деятельности – слуха, осязания, неполноценного зрения – формирование способов перцептивных действий. Вся эта многосторонняя, специально направленная коррекционно-воспитательная работа и восстановительного лечения в дошкольном учреждении помогает подготовить детей с нарушением зрения к обучению в условиях массовой школы.