Культура семейного праздника в современном российском обществе

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


Семейный праздник как фактор воспитания

Актуальность и практическая значимость работы

Воспитание – один из важнейших компонентов образования человека.

Цель воспитания, которую ставит школа – формирование личности как субъекта, способного строить жизнь достойную человека. Постановка же этой цели предполагает формирование системы отношений к основным ценностям жизни, среди которых одно из первых мест занимает семья и семейные отношения.

Трудно переоценить значение стабильной семьи для страны. Государство – это конгломерат множества семейных ячеек, и от их жизнеспособности, сохранности зависит и устойчивость самой государственности. И, как ни спорно это звучит, именно семейные праздники позволяют укреплять связь каждого отдельного человека с обществом, определяет направление мировоззрения индивидов и общества в целом.

Семейный праздник – это важная семейная традиция. В той семье, где умеют праздновать и радоваться жизни, вырастают контактные, коммуникабельные оптимисты и хорошие работники. Но далеко не в каждой семье умеют устраивать праздник, отвечающий запросам ее членов и требованиям общества. Эта неумелость дорого обходится государству, поскольку в наше время семейный праздник мало – помалу вырождается в попойку со всеми ее криминальными, медицинскими и аморальными последствиями, а нравственная традиция семейного торжества, радующего и объединяющего разновозрастной коллектив кровных родственников, превращается в традицию разобщения, а то и противостояния поколений. Это утверждение особенно справедливо в отношении семей, которые принято называть неблагополучными.

К сожалению таких становится все больше. И дело не только в алкоголизации и прочих вредных пристрастиях. В наше время становятся неблагополучными и семьи трудоголиков, работающих день и ночь, чтобы обеспечить материальные запросы семьи – духовные становятся вторичными, на них не хватает ни времени, ни денег, ни сил.

В тех семьях, где родители и стремятся организовать интересный совместный досуг с детьми, они сталкиваются с серьезными материальными проблемами. Самые популярные виды семейного досуга, предоставляемые современной индустрией развлечений (бассейн, кафе, боулинг – клуб, лыжная база, парк детских развлечений, танцпол и т.п.) обходятся довольно дорого.

Семьи со средним достатком, которых большинство, могут позволить себе подобные мероприятия нечасто. Поэтому самая распространенная форма семейного праздника в современном российском обществе – застолье, более или менее культурное, которое в силу нетрезвости исключает серьезное общение и не может удовлетворить потребности ребенка в морально – этическом образце семейных отношений.

Современные СМИ, обеспечивая подростка псевдообщением и псевдопраздником, не могут воспитать будущего семьянина – скорее поддерживают в нем незрелость мышления, моральный анархизм.

Традиционный школьный праздник, форма которого давно устоялась, имеет большое познавательно-воспитательное значение, но в нем практически отсутствует компонент демонстрации образцовых семейно-родственных отношений. Здесь редко появляется семья – команда, выступающая как сложившийся коллектив. Как правило, активными участниками школьного праздника становятся дети, а родители появляются в качестве зрителей – болельщиков, иногда – артистов или организаторов. Родители группы риска вовсе редкие и пассивные гости на таких мероприятиях.

Собственно, подросток практически не имеет возможности получить опыт организации трезвого нравственного семейного праздника, что помогло бы ему правильно строить взаимоотношения в своей будущей семье.

Некоторым выходом из данной ситуации в условиях массовой школы может стать создание цикла семейных праздников разной тематики, организованных на основе методики, разработанной А.С.Макаренко. Свой принцип – воспитание проблемной личности в рамках здорового коллектива – Макаренко А.С. реализовал в условиях “сводного отряда” - изобретенной им, уникальной единицы существования коллектива. Именно в этом отряде ребенок получал опыт здоровых социальных отношений и учился правильно строить свою жизнь.

Наша цель более узкая – дать подростку определенный опыт нравственных семейных отношений в процессе цикла праздничных мероприятий.

Технологию этих праздников можно описать следующим образом.

Мероприятие выстраивается по правилам любой конкурсно-игровой или коммуникативно-познавательной программы, но состав и организация команд – участниц существенно отличается от традиционных, т.к. включает своеобразный “семейный компонент”. Такая команда составляется не из сверстников и не только из школьников. В нее помимо детей входят взрослые люди – добровольцы, носители образцовых семейных отношений. Это могут быть либо настоящие родственники подростков (родители, братья – сестры, бабушки – дедушки и т.д.), либо “посаженные”, т.е. принимающие на себя роль старших родственников на период игры. По такому же принципу в команду включаются подростки – как родные или “приемные” дети.

В итоге получается не просто команды, а “сводная семья” (по аналогии со “сводным отрядом” А.С.Макаренко).

Главное требование – в команде – “семье” должны быть представители разных поколений, что характерно для обычной семьи.

Состав “семьи” - команды по возможности остается неизменным на учебный год и более, чтобы сформировать и закрепить родственно-дружеские отношения между членами “сводной семьи” и тем самым обеспечить для подростка здоровый микросоциум.

“Семья” - команда обязательно должна принимать самое активное участие в подготовке праздника. Наравне с организатором все члены “сводной семьи” составляют программу торжества, заботятся об оформлении, подбирают реквизит, готовят подарки, сюрпризы, угощение; рассчитывают смету. Эта совместная деятельность очень важна для детей – они испытывают чувство ответственности за порученное дело, активно фантазируют, работают без принудительных мер; учатся быть семейным психологом, драматургом, режиссером, дизайнером и кулинаром. А, главное, подростки группы риска овладевают принципами организации семейного отдыха, получают реальный опыт здоровых семейных отношений.

В дальнейшем это станет базой для осознания ценности семейных отношений и стремления построить их согласно нравственному образцу.

Итак, новизна данного опыта в том, что, организуя совместную деятельность “дети - взрослые” в рамках команды – “сводной семьи”, показать пример образцовых семейных отношений, носителями которых являются взрослые – добровольцы, и тем самым воспитать в подростке готовность и умение создать здоровую традицию семейного праздника.

В течение 2003 – 2008 гг. автором был разработан цикл семейных конкурсно – игровых и коммуникативно-познавательных мероприятий, адресованных учащимся – подросткам.

Результат апробации этого цикла на классе коррекции 8 вида, зафиксированный при помощи психологического тестирования (по методике Айзенка; Е. Пирса, Д. Харриса; Шмитека) на входе и в конце реализации цикла, показал положительную динамику многих показателей, а именно:

- общая удовлетворенность учащихся – на 22%;

- позитивное отношение к себе и окружающим – на 40%.

Здоровье, семью, считают главной ценностью в жизни – 100% учащихся (на входе 61%).

Таким образом, практика показала, что организация цикла семейных праздников в условиях массовой школы является довольно продуктивной формой воспитательной работы.

Апробированные сценарии мероприятий , построенных по описанному принципу, смотрите в Приложении № 1 “Рождество – семейный праздник” ; Приложение № 2 “конкурсно-игровая программа, посвященная Дню выборов “Мой голос значим! Я творю закон!”

Список использованной литературы

  1. Аникеева Н.П. – Воспитание игрой, Новосибирск, 1994.
  2. Бабанский Ю.А. – Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. М. “Просвещение”, 1982.
  3. Выготский Л.С. – Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – Собр. соч. 8 6-ти т.; М., 1983.
  4. Выготский Л.С. – К вопросу о динамике детского характера. – Собр. соч. в 6-ти т., М., 193.
  5. Кащенко В.П. – Педагоги исключительных детей. – М., “Просвещение”, 1965.
  6. Макаренко А.С. – Лекции о воспитании детей. – Соч. в 7-ми т., М., 1958.
  7. Макаренко А.С. – Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. в 7-ми т., М., 1958.
  8. Пестов Н.Е. – Современная практика православного благочестия. – СПб, “Сатисъ”, 1999.
  9. Цикл лекций преподавателей кафедры культурологи АКИПКРО Жерносенко И.А. , Шалабод М.Л. по теме: “Основы православной культуры”, 2003 – 2005 гг.