Цель урока.
- Продолжать изучение филимоновской игрушки.
- Развивать художественный вкус; активизировать творческое воображение;
- Углубить эстетические познания о декоративно прикладном искусстве и народной игрушке;
- Организовать коллективный исследовательский поиск новых эстетических знаний.
- Воспитывать аккуратность; Воспитывать чувство любви к народному творчеству.
Материалы к уроку: Образец изделия, выставка рисунков филимоновских игрушек, опорная таблица, глина, стеки, банка с водой. Ход урока.
Сообщение темы
Филимоновская деревушка
Синий лес, холмы, косогор
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, коники, павлины
И солдатиков войско цвет.
Учитель. Ребята, вы уже, наверно догадались, о чём сегодня пойдёт речь?
Да сегодня мы будем продолжать говорить о филимоновской игрушке и промысле.
Мы продолжим работу над проектом.
Тема большая и поэтому состоит из линии проектов. Сейчас мы работаем над “Филимоновской игрушкой”.
- История создания
- Лепка
- Сушка
- Роспись
Возьмите кусочек глины, столько сколько удобно держать в руке, согрейте и разомните ее. Глину приятно ощущать в руке, интересно лепить с неё игрушки, чем еще полезна глина?
Глина лечебная, она применяется в медицине. (Лечат ангину, атеросклероз, бронхит, варикозное расширение вен.) Интересное название и игрушки Филимоновская. Откуда она берет свое название?
Учитель. Сейчас мы послушаем сообщение ученика о возникновении промысла Филимонова.
Филимоновская игрушка
Когда человек впервые открыл для себя глину. Возник древнейший на земле промысел-гончарный. И хотя в наши дни предметы массового производства окружают людей со всех сторон во многих районах нашей страны и сейчас работают гончары-мастера. С давних пор гончарным искусством занимались в деревне Филимоновка в Тульской области. Мужчины делали горшки, а женщины яркие, нарядные игрушки свистульки. Сейчас Филимоновская игрушка всемирно известна. Для обжига игрушек используют муфельную печь. Обжиг длится около 8 часов при температуре 800-900°С. После высыхания или обжига глина становится светлой. Женщины в деревне Филимоновка лепят из местной черной глины, может быть использована и обычная глина только нужно убрать камни и другие примеси. Как и народные мастера Филимоновские игрушечницы не стремятся к правдоподобности. Игрушка как сказка, все так да не так. Сказка отнюдь не реальная жизнь хоть есть в ней Аленушка и братец Иванушка и старуха со своим стариком. И в игрушке так же. Филимоновская игрушка близка и дорога всем. И детям и взрослым. Она вводит нас в простой и таинственный мир красоты. Обыкновенное здесь, показано с необычной стороны своей нереальностью, Филимоновская игрушка учит по новому смотреть на реальность.
В наше время здесь игрушек не лепят, а если иногда и лепят то они ничего общего с ними старинными не имеют. Каких-то 10 лет назад можно было подумать, что филимоновский промысел погиб, навсегда ушел в прошлое. В магазинах все больше фабричных игрушек порой более занятных чем филимоновских.
Учитель. Сообщение ученика о филимоновской игрушки.
Филимоновская игрушка
Есть игрушки интересные и детям, и взрослым. Они имеют художественную ценность. То есть ценятся, как например картины, написанные художниками. У каждой игрушки есть родитель-мастер или мастерица и родина - единственное место на земле, где игрушку придумали и делают. Кукла была привезена из села Филимонова Тульской области. Там, как записано в старинных монастырских книгах, еще при царе Иване грозном поселился горшечник Филимон. От него и пошло в тех местах гончарное дело. Местные крестьяне стали бойко торговать на ярмарках посудой и особенно игрушками-свистульками в виде забавных полосатых зверюшек и нарядных кукол. Детей приучали к глиняному ремеслу с раннего детства. В семь- восемь лет девочки во всех избах уже лепили свистульки - петушки. С тех пор много раз сменялись в Филимонове поколения мастеров игрушечных дел.
Но сохранялся без изменений диковинный облик животных, которых они лепили коровки, кони, собачки, баранчики и олени имели вытянутые шеи. Раскрашены были яркими разноцветными полосками. И еще, заметьте, игрушки эти делались обязательно со свистом. Все кроме медведя.
Учитель. Сейчас послушаем легенду о игрушки-свистульки ( сообщение ученика )
Легенда
Давно это было, так давно, что уж точно никто не помнит, когда именно. Шло на нашу землю жестокое воинство, орда дикая и несметная. Поняли наши предки, что не одолеть им одним вражью силу. А надо вам сказать, что юная и прекрасная дочь нашего предводителя, была без памяти влюблена в Нестора, устюжского витязя. С Великим Устюгом мы всегда, как кумовья были. Нет, конечно, бывало, что и ссорились, и друг дружке кровь пускали, но это от молоденчества, а не по злобе. Вот послала наша красавица Нестору прощальное письмо: “ Так и так, друг моего сердца незабвенный, не суждено нам насладиться нашей красотой и молодостью, конец нам приходит, всей земле нашей. Прощай и не поминай лихом”. Уговорил влюбленный Нестор отца своего Анфанаила войско собрать, на помощь братьям идти. И вот вышли наши войны к краю. Раздерихинского оврага поджидать вражью силу, чтобы умереть, да не сдаться. А вражья сила тут как тут, в ночь и подошла, лигами гремя, без факелов, чтобы врасплох застать. Всю ночь бились два войска, никакой стороне перевеса не было. А как только утречка наступило, как только солнышка взошло, тут, а живых кровь-то и остановилась. Не с вражьей силой дрались, не с кощеевой ордой, а со своими, с устюжским доблестным воинством. Они, оказывается, есть не ели, пить не пили - на помощь спешили потому и факелов не разожгли. И во время того смертного боя обнажилась в овраге земля, глина красная да мягкая показалось. Вдовы с выплаканными глазами, понаделали из нее свистулек, да засвистели, да решили свистеть до окончания веков, чтобы никогда своих да чужих больше не принять, чтобы кровь свою не проливать, и не губить молодую любовь. По большим праздникам собирается вятский народ на площадях, покупает наши игрушки, свистульки особенно, и весь день ходит и свистит. И такой день называется свистопляской.
Горе побеждается радостью. Обязательно побеждаемся, а не остается с радостью на равных, ибо само искусство есть несомненный результат победы. И если есть искусство и радость от него, то как же не верить в торжество победы, не прислониться к ней. Постепенно ритуальные значение утрачивалось, но символическая способность изображения осталась и глубока была воспринята народным искусством, фольклором: конь - житель земли; олень - оберег семейной жизни; медведь - доброта, сила; лиса -признак ума; барыня - признак даровитости, благодать; любата - кавалер и барышня (символ любви и взаимопонимания в доме); птица - символ света, веселья и жителя неба. Считалось, что громкий звук, свист отпугивает все злое. Возможно, поэтому и перешли свистульки да погремушки к детям, как к наиболее нуждающимся в защите от всяких бед и напастей. Игрушка - одно из тех, проверенных веками средств, с помощью которых старшее поколение сохранило, а младшее восприняло и передало дальше важную часть накопленного опыта. Свою веру, знания, любовь и нежность к детям. Взрослые воплощали в игрушках, насыщаю добротой и красотой. Из комочков глины создавалось большинство маленьких фигурок-свистулек в мастерских деревни Филимоново. Дымковской слободы и других. Однако особенности излишне песчаной глины Филимоновского промысла задают фигуркам уплотненность и вытянутость форм, ограничивают пластические возможности лепки в деталях. Простота и лаконичность образов филимоновских игрушек, делают их не похожими ни на какие другие.
Учитель. Сейчас послушаем сообщение ученика об особенности глины-синика.
Есть особенная глина-синика
После обжига она становилась светло - розовой. Ее можно было раскрашивать веселыми красками. По составу синика была очень жирная, мягкая. Исследователи, изучающие, как жили наши предки, высказывали следующие предложения. Родословная филимоновской игрушки начинается за долго до поры, когда, жил горшечник Филимон и построилось село Филимоново.
На много столетий раньше, в этих местах обитало племя вятичей. Они тоже делали из глины игрушки - свистульки. Но не для детских забав, а для исполнения магических ритуалов, в честь своих богов. А вот я в книге Зои Журавлевой “Филимонов чародей” прочитала, что ведовские края пришел дед. В этих краях очень красиво, животные, леса, звонкая речка протекает, а самое главное в этих краях было видимо невидимо глины, разных цветов, та глина решила людей собирать урожай. Через некоторое время спустя дед, которого звали Филимон, соорудил себе небольшую избушку, и вот он начал принюхиваться и присматриваться к этой глине, а потом взял ее и начал мять и что-то лепить.
Затем он собрал эту глину, принес домой и стал лепить, а лепил он горшки, посуду у него это получилось, не плох и затем он стал раздавать свое ремесло людям, он уже стал на рынке их продавать. Товар у Филимона расходился хорошо. Стали люди присматриваться, как это у Филимона, получается, пробовали и сами лепить, за советами к Филимону бегать, и вскоре и у них неплохо получалось. И вскоре в честь Филимона был назван край.
Учитель. Сейчас послушаем сообщение ученика “Свойство глины”
Свойства глины
В медицине глину применяют в качестве снадобья. Но сначала в медицине использовалась глиняная посуда. Потом из глины стали делать все препараты. А когда ученые того времени обнаружили лечебные свойства глины, то вместо современных бинтов, марли, ваты и даже таблеток, йода и зеленки использовалась глина. А в начале 20 века существовали специальные здания, где людей лечили глиной. Во второй половине 20 века люди перестали верить в лечебные свойства глины. И глина перестала цениться, только лечебная, потому что у глины есть еще много полезных свойств. Глина важная находка в развитии культуры нашей страны. Так, когда люди научились писать, их первой бумагой была глина. И даже сейчас белую глину добавляют в бумагу. Именно из глины были построены статуи великих людей нашей страны. Еще из глины лепили маленькие фигурки, с которыми были связаны многие народные суеверия. Еще одно важное свойство глины это то, что она не теряет своих свойств на протяжении долгих лет. Так, например, в Китае нашли две огромные вазы, покрытые глазурью. И когда в одну из ваз налили воду, глазурь потемнела. Самое удивительное открытие для китайских ученых было то, что этим вазам более 1000 лет. И за это время они не утратили своих свойств.
Приложение (дополнительный материал) №1
Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Одоевского района Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). В основном же игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить "свистушки". Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле. В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Лепят фигурки вручную, затем их несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в электрической муфельной печи в течение 12 часов при большой температуре (до 800 С) и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки здесь не кисточкой, а гусиным пером, используя анилиновые краски разведенные на яйце. Старейшие мастерицы промысла, сохраняя традиции мастерства, темы и сюжеты игрушек, вносят свои дополнения и изменения. Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по исполнению и очень выразительные.
Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях. Из животных - коровы, бараны, лошадки, медведи. Из птиц - курицы, петухи и многое другое. В отличие от дымковских все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.
Местная глина особенная: вязкая, жирная, пластичная. Из нее вытягивают мастерицы всю фигурку сразу - при этом способе лепки, игрушки получаются грациозными, пластичными. Застывая, глина "садится", и тогда приходится снова "подтягивать", приглаживать изделия, отчего их форма еще больше вытягивается и удлиняется. И так происходит несколько раз, пока игрушка совсем не "замрет". После обжига начинают расписывать игрушку. Сначала наводят желтые полоски и пятна, потом их обводят красным "перышком", потом зеленым, синим, иногда фиолетовым.
Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый - получается зеленый, красный на желтый дает, как здесь говорят, "жарный" (оранжевый). Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются со звучными локальными пятнами. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая "елочка", яркая "ягодка", лучистая "звездочка", или "солнышко", сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник - землю, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы.
Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Налепов в филимоновской игрушке мало, особенно если сравнивать с дымковской, где налепы играют не меньшую роль, чем роспись. Филимоновские мастера оформляют налепами лишь глаза животных, чем достигают особой выразительности образа. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке формы и росписи. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Например, у барынь высокие колоколообразные юбки с незаметным расширением книзу, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой. Забавны игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат в характерных костюмах: френч в талию и полосатые штаны. Некоторые игрушки удивляют своей фантазией. Так, среди игрушек есть чудище с головой оленя. В руках у него курица, на спине сидит индюк, а на хвосте - цыпленок. Особой пластикой отличаются игрушки животные. У баранов, коров и коней маленькие головы на вытянутых шеях, а короткие ноги придают особую устойчивость всем фигурам.
Все игрушки очень веселые, и когда их много - это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, то невольно появляется радостное настроение.
Практическая работа №2
Лепка филимоновских игрушек
Последовательность лепки женской фигурки мало, чем отличается от общепринятой. Скатайте между ладонями шар (рис. 1.1 а) и наденьте его на указательный палец (1.16). Затем шар вытяните и начинайте расширять углубление, сделанное указательным пальцем (1.2). Сплющивая между большим и указательным пальцами стенки юбки- колокола, постепенно добейтесь того, чтобы толщина их у края была примерно 5—6 мм (1.3). Теперь заготовку можно поставить на дощечку и приступать к лепке туловища и головы, которые первоначально намечают лишь в общих чертах (1.4). Вслед за этим наметьте головной убор и приступайте к лепке рук. Их “вытягивают” из кома глины, находящегося в средней части фигуры (1.5). На следующей стадии поля шляпки слегка прижмите с двух сторон, а сверху приклейте так называемую тулью — цилиндрическую часть шляпы. Такие шляпки, тулья которых едва прикрывала пучок волос на голове, были модными в конце прошлого века.
Теперь на некоторое время фигурку “барыни” отставьте в сторону и принимайтесь лепить птичку-свистульку, которую сами мастерицы называют “курицей” (рис. 2). Возьмите кусок глины величиной примерно с грецкий орех, раскатайте из него пластину и оберните ее вокруг указательного пальца (2.1). Уплотните глину вокруг пальца, придав ей форму цилиндра. Помогая указательному пальцу левой рукой, расплющьте слегка стенки цилиндра, чтобы получился кувшинчик с толстым донышком (2.2). Донышко кувшинчика проткните тонкой деревянной палочкой (“пичужкой”) так, чтобы ее кончик упирался в ноготь. Над ногтем сделайте клиновидный вырез. Вначале стекой или ножом нарежьте глину под прямым углом до кончика ногтя, затем сделайте второй надрез под острым углом и удалите подрезанную глину. Постепенно сближайте пальцами края кувшинчика до тех пор, пока они не соединятся (2.3), Из выступа, образованного сближенными краями кувшинчика, слепите голову птицы (2.4).
Свисток готов, но будет ли он свистеть? Звук возникает в свистке оттого, что воздух, вдуваемый с силой в канал мундштука, рассекается об острый клиновидный срез стенки. Часть воздуха выходит наружу, другая часть попадает в полость свистка (2.5). Опытные мастера делают свистульку “на глазок”, при этом она издает звонкий и чистый звук даже тогда, когда глина еще не высохла. Заставить свистульку свистеть тем, кто взялся за ее изготовление впервые, не так-то просто. Поэтому на рисунке даны точные размеры свистка, вылепленного опытным мастером. Но это не значит, что, стоит только выдержать все размеры, и свистулька тут же запоет соловьем. Другой раз, чтобы она зазвучала, нужно что-то где-то подправить. Если свисток, после того как в него дунули, не засвистел или издал вялый глухой звук, нужно найти причину неисправности. Она может заключаться в том, что клиновидный срез стенки притупился и опустился относительно воздушного канала или, наоборот, слишком приподнят. Не исключено и то, что в канал попали глиняные крошки. Возможно, что канал сузился от случайного сдавливания мундштука. Могут быть еще и другие неисправности, но обычно достаточно устранить эти основные, и свисток будет издавать сильный и чистый звук. После сушки и обжига звук не только сохраняется, но и усиливается. Если по бокам свистульки сделать одно или два отверстия, то звук будет менять тон. Закрывая и открывая пальцами в определенной последовательности боковые отверстия, можно извлекать из свистульки незатейливые переливчатые трели.
После того как голос у птицы-свистульки будет поставлен, ее сажают на руки “барыне” (рис. 1.6). После этого игрушку нужно разгладить влажной тряпкой, подправить стекой отдельные детали и отправить сушить, а затем и обжигать.
Если игрушка выполнена из красножгущейся глины, то после обжига ее нужно обязательно загрунтовать мелом, разведенным на молоке. Роспись выполняют красителями для шерсти, разведенными на яичном желтке.
Приложение №3
Приложение№4
II. Сообщение учеников.
а) Возникновение промысла Филимоноваю
б) Филимоновская игрушка.
в) Легенда.
г) Есть особенная глина - синика.
д) Свойство глины.
III. Практическая работа.
“Изготовление филимоновской игрушки” (коллективная)
Учитель. У каждой группы на столе лежит карточка. (Последовательность изготовления филимоновской игрушки). В течение нескольких минут надо изготовить игрушку.
IV. Итог урока.
Учитель. Молодцы. Вы сегодня очень хорошо занимались.
На этом уроке мы изготовили филимоновскую игрушку.
А следующий урок будет посвящён росписи.
Задание на дом.
Принести краски, кисти, пёрышко, банку с водой, тряпку, палитра.