Занятие математического кружка по теме "Решение логических задач" (6-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 6


Цель: Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки учащихся при решении логических задач, арифметических ребусов.

Задачи:

Образовательные

  • Научить учащихся   ориентироваться  в методах решения и распознавания логических задач.
  • Научить учащихся   ориентироваться  в методах решения  арифметических ребусов.
  • Научить учащихся применять признаки делимости при решении задач.

Коррекционные

  • Работать над повышением грамотной устной речи учащихся в ходе составления связного ответа на поставленные вопросы.
  • Следить за осанкой учащихся при письме.
  • Развивать:
    • познавательный интерес к изучаемому предмету;
    • навыки мыслительных операций: анализ, сравнение.
  • Формировать:
    • навыки внимания и самоконтроля.
  • Активизировать:
    • мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в решении задач;
    • внимание учащихся с помощью применения мультимедийных средств.

Воспитательные

  • Прививать интерес к предмету на основе связи с жизнью и практикой.
  • Формировать культуру общения в диалоге.
  • Воспитывать чувство уважения к родной школе, классу, одноклассникам.

Методы: эвристическая беседа, репродуктивный, применение информационно-коммуникационных технологий.

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор.

Ход занятия

Каждый ученик гордится школой, в которой он учится. Поговорим о нашей любимой школе №206.

Задание №1 связано с номером нашей школы. (Приложение 1. Слайд 2)

*206* (звездочки могут быть различны). Какие цифры мы можем подставить вместо *, чтобы число делилось на 4; на 25; на 45; на 30.

Прежде, чем начинать выполнять это задание, повторим признаки делимости. (Приложение 2)

*206* делится на 4, если *2 : 0,4,8; *1 : 1,2,3,4,5,6,7,8,9

*206*  не делится на 25

*206* делится на 45, если *2 : 0, а *1 : 1 ; *2 : 5,  и *1 : 5

*206* делится на 30, если  *2 : 0 ; *1 : 1, 4, ,7.

Учитель: Ваш класс 2 года  становился победителем школьного конкурса «Класс года». Но вы ещё и внутри класса соревнуетесь по группам.

Задание №2 (Приложение 1. Слайд 3)

Класс поделен на четыре группы. Группы соревнуются между собой в течение каждой четверти. Руководители групп — Даша, Маша, Оля и Руфа —  рассказали о результатах соревнований. Они заявили:

Даша: — Наша группа ни первая, ни последняя.
Маша: — Мы  не   последние.
Оля: — Мы  первые.
Руфа: — Наша группа последняя.

Известно, что трое сказали правду, а одна солгала. Какая группа заняла 1 место по итогам четверти?

Учитель: На какое условие необходимо обратить внимание?  Сколько может быть различных вариантов?

Д: л
М: и
О: и
Р: и

Д:  и
М: л
О: и
Р: и

Д:  и
М: и
О: л
Р: и

Д:  и
М: и
О: и
Р: л

1 место – О

1 место
2 место
3 место
4 место - М, Р (противоречие)

1 место – М 1 место - О

4 место – Р

4 место – Р

4 место

Ответ: 1 место заняла Машина группа.

Учитель: Немного отдохнем и решим легкую задачу. Одним из вопросов, который нужно решить при организации работы в школе – составить правильное расписание, удовлетворяющее всем требованиям санитарно-гигиеническим требованиям и, по возможности, пожеланиям педагогов.

Задание №3 (Приложение 1. Слайд 4)

При составлении расписания уроков на вторник трое преподавателей высказали пожелания, чтобы их уроки были:

математика — 1-й или 2-й;
история — 1-й или 3-й;
литература — 2-й или 3-й.

Сколькими способами и как при составлении расписания можно удовлетворить эти пожелания?

Учитель: Каждый решает задачу самостоятельно. Время решения 2 минуты.

Ответ:

 

Вторник

1

Математика

2

Литература

3

История

 

Вторник

1

 История

2

Математика

3

Литература

Физминутка.

Для профилактики переутомления глаз и предупреждения развития близорукости выполняются упражнения, направленные на укрепление глазных мышц.

а) круговые движения глазами в одном и другом направлении (4-6 раз);
б) медленный перевод взгляда с пола на потолок и обратно; затем справа налево и обратно (повторить 10-12 раз);
в) сильно зажмурить глаза (на 10 сек.) несколько раз;
г) быстрое моргание.

Учитель: В пятницу у вас прошел праздник «Здравствуй, Пушкин». Большие трудности возникли при составлении пар. При решении следующей задачи мы попробуем решить эту проблему.

Задание №4 (Приложение 1. Слайды 5, 6)

Четыре подруги репетировали танец для праздника «Здравствуй, Пушкин». На репетицию каждая привела с собой соседа по парте. Они разбились на пары  и начали танцевать. Оказалось, что в каждой паре «кавалер» выше «дамы» и никто не танцует с соседкой по парте. Самым высоким в компании был  Кирюхин Егор, следующим по росту Касаткин Валера, потом Донских Марина, Павлов Толя, Коцарь Маша, Семёнов Саша, Краля Оля и Орлова Даша.

Определите, кто с кем танцевал.

Учитель: О каких условиях нужно помнить при решении задачи?

Кто может танцевать с Семеновым? (Ответ: только Краля)
С кем из мальчиков может (не может) танцевать Донских Марина?

Учитель: Решение данной задачи запишем с помощью таблицы.

 

Коцарь

Донских

Орлова

Краля

Кирюхин

+

-

-

-

Касаткин

-

+

-

-

Павлов

-

-

+

-

Семёнов

-

-

-

+

Учитель: Мальчики класса неоднократно участвуют во всех соревнованиях. Егор и Дима заняли 1 и 2 места в районном осеннем кроссе. Следующее задание будет посвящено победителям.

Задание №4 (Приложение 1.Слайды 7,8)

Решить арифметический ребус.

Учитель: О значении какой буквы мы можем поговорить в первую очередь? (Ответ: о значении буквы О:0 или 9)

Учитель:  Что можно сказать о букве С? (Ответ: С5, т.к. С+С=Р, С+С=Т)

Учитель: Какой вывод можем сделать о значении буквы О? (Ответ: О=9)

Учитель: осталось проверить, чему равно значение буквы С. Работаем в парах. 1 пара проверяет, удовлетворяет ли решению значение С=5; 2 пара – С=6; 3 пара – С=7; 4 пара – С=8. (Ответ: 35977+35977=71954)

Учитель: После выполнения  контрольной работы учитель анализирует полученные результаты, чтобы провести выяснить какие моменты вызывают трудности при решении заданий и разобрать с учениками ошибки, чаще всего встречающиеся при выполнении работы. После проведенной контрольной работы были получены следующие результаты.

Задание №4 (Приложение 1.Слайд 9)

В классе учится меньше, чем 50 школьников. За контрольную работу по математике седьмая часть учеников получила пятерки, третья – четверки, половина – тройки. Остальные работы были оценены, как неудовлетворительные. Сколько было таких работ?

Учитель:  Разберем решение задачи двумя способами.

1 способ: Какая часть  учеников получила «5», «4», «3»? (Ответ: )

Сколько учеников в классе? (Ответ: 42)

Сколько учеников получили неудовлетворительные отметки? (Ответ: 1)

2 способ: Сколько учеников в классе? (Ответ: меньше, чем 50 школьников).

Что можно сказать о числе, которое отражает количество учеников в классе? (Ответ: НОК(7;3;2)=42, 42<50)