Цель: Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки учащихся при решении логических задач, арифметических ребусов.
Задачи:
Образовательные
- Научить учащихся ориентироваться в методах решения и распознавания логических задач.
- Научить учащихся ориентироваться в методах решения арифметических ребусов.
- Научить учащихся применять признаки делимости при решении задач.
Коррекционные
- Работать над повышением грамотной устной речи учащихся в ходе составления связного ответа на поставленные вопросы.
- Следить за осанкой учащихся при письме.
- Развивать:
- познавательный интерес к изучаемому предмету;
- навыки мыслительных операций: анализ, сравнение.
- Формировать:
- навыки внимания и самоконтроля.
- Активизировать:
- мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в решении задач;
- внимание учащихся с помощью применения мультимедийных средств.
Воспитательные
- Прививать интерес к предмету на основе связи с жизнью и практикой.
- Формировать культуру общения в диалоге.
- Воспитывать чувство уважения к родной школе, классу, одноклассникам.
Методы: эвристическая беседа, репродуктивный, применение информационно-коммуникационных технологий.
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор.
Ход занятия
Каждый ученик гордится школой, в которой он учится. Поговорим о нашей любимой школе №206.
Задание №1 связано с номером нашей школы. (Приложение 1. Слайд 2)
*206* (звездочки могут быть различны). Какие цифры мы можем подставить вместо *, чтобы число делилось на 4; на 25; на 45; на 30.
Прежде, чем начинать выполнять это задание, повторим признаки делимости. (Приложение 2)
*206* делится на 4, если *2 : 0,4,8; *1 : 1,2,3,4,5,6,7,8,9
*206* не делится на 25
*206* делится на 45, если *2 : 0, а *1 : 1 ; *2 : 5, и *1 : 5
*206* делится на 30, если *2 : 0 ; *1 : 1, 4, ,7.
Учитель: Ваш класс 2 года становился победителем школьного конкурса «Класс года». Но вы ещё и внутри класса соревнуетесь по группам.
Задание №2 (Приложение 1. Слайд 3)
Класс поделен на четыре группы. Группы соревнуются между собой в течение каждой четверти. Руководители групп — Даша, Маша, Оля и Руфа — рассказали о результатах соревнований. Они заявили:
Даша: — Наша группа ни первая, ни последняя.
Маша: — Мы не последние.
Оля: — Мы первые.
Руфа: — Наша группа последняя.
Известно, что трое сказали правду, а одна солгала. Какая группа заняла 1 место по итогам четверти?
Учитель: На какое условие необходимо обратить внимание? Сколько может быть различных вариантов?
Д: л |
Д: и |
Д: и |
Д: и |
1 место – О | 1 место |
1 место – М | 1 место - О |
4 место – Р |
4 место – Р |
4 место |
Ответ: 1 место заняла Машина группа.
Учитель: Немного отдохнем и решим легкую задачу. Одним из вопросов, который нужно решить при организации работы в школе – составить правильное расписание, удовлетворяющее всем требованиям санитарно-гигиеническим требованиям и, по возможности, пожеланиям педагогов.
Задание №3 (Приложение 1. Слайд 4)
При составлении расписания уроков на вторник трое преподавателей высказали пожелания, чтобы их уроки были:
математика — 1-й или 2-й;
история — 1-й или 3-й;
литература — 2-й или 3-й.
Сколькими способами и как при составлении расписания можно удовлетворить эти пожелания?
Учитель: Каждый решает задачу самостоятельно. Время решения 2 минуты.
Ответ:
|
|
Физминутка.
Для профилактики переутомления глаз и предупреждения развития близорукости выполняются упражнения, направленные на укрепление глазных мышц.
а) круговые движения глазами в одном и другом направлении (4-6 раз);
б) медленный перевод взгляда с пола на потолок и обратно;
затем справа налево и обратно (повторить 10-12 раз);
в) сильно зажмурить глаза (на 10 сек.) несколько раз;
г) быстрое моргание.
Учитель: В пятницу у вас прошел праздник «Здравствуй, Пушкин». Большие трудности возникли при составлении пар. При решении следующей задачи мы попробуем решить эту проблему.
Задание №4 (Приложение 1. Слайды 5, 6)
Четыре подруги репетировали танец для праздника «Здравствуй, Пушкин». На репетицию каждая привела с собой соседа по парте. Они разбились на пары и начали танцевать. Оказалось, что в каждой паре «кавалер» выше «дамы» и никто не танцует с соседкой по парте. Самым высоким в компании был Кирюхин Егор, следующим по росту Касаткин Валера, потом Донских Марина, Павлов Толя, Коцарь Маша, Семёнов Саша, Краля Оля и Орлова Даша.
Определите, кто с кем танцевал.
Учитель: О каких условиях нужно помнить при решении задачи?
Кто может танцевать с Семеновым? (Ответ: только Краля)
С кем из мальчиков может (не может) танцевать Донских Марина?
Учитель: Решение данной задачи запишем с помощью таблицы.
|
Коцарь |
Донских |
Орлова |
Краля |
Кирюхин |
+ |
- |
- |
- |
Касаткин |
- |
+ |
- |
- |
Павлов |
- |
- |
+ |
- |
Семёнов |
- |
- |
- |
+ |
Учитель: Мальчики класса неоднократно участвуют во всех соревнованиях. Егор и Дима заняли 1 и 2 места в районном осеннем кроссе. Следующее задание будет посвящено победителям.
Задание №4 (Приложение 1.Слайды 7,8)
Решить арифметический ребус.
Учитель: О значении какой буквы мы можем поговорить в первую очередь? (Ответ: о значении буквы О:0 или 9)
Учитель: Что можно сказать о букве С? (Ответ: С5, т.к. С+С=Р, С+С=Т)
Учитель: Какой вывод можем сделать о значении буквы О? (Ответ: О=9)
Учитель: осталось проверить, чему равно значение буквы С. Работаем в парах. 1 пара проверяет, удовлетворяет ли решению значение С=5; 2 пара – С=6; 3 пара – С=7; 4 пара – С=8. (Ответ: 35977+35977=71954)
Учитель: После выполнения контрольной работы учитель анализирует полученные результаты, чтобы провести выяснить какие моменты вызывают трудности при решении заданий и разобрать с учениками ошибки, чаще всего встречающиеся при выполнении работы. После проведенной контрольной работы были получены следующие результаты.
Задание №4 (Приложение 1.Слайд 9)
В классе учится меньше, чем 50 школьников. За контрольную работу по математике седьмая часть учеников получила пятерки, третья – четверки, половина – тройки. Остальные работы были оценены, как неудовлетворительные. Сколько было таких работ?
Учитель: Разберем решение задачи двумя способами.
1 способ: Какая часть учеников получила «5», «4», «3»? (Ответ: )
Сколько учеников в классе? (Ответ: 42)
Сколько учеников получили неудовлетворительные отметки? (Ответ: 1)
2 способ: Сколько учеников в классе? (Ответ: меньше, чем 50 школьников).
Что можно сказать о числе, которое отражает количество учеников в классе? (Ответ: НОК(7;3;2)=42, 42<50)