Цели и задачи:
1.Развивать интерес к литературному чтению, творческому мышлению.
2. Создать психологически комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявлению их активности и фантазии.
3. Развивать умения учащихся высказывать и отстаивать свою точку зрения. Содействовать развитию и проявлению творческих способностей учащихся.
4. Воспитание эстетического вкуса, умения радоваться творческой находке, маленькому открытию.
Оформление, оборудование и инвентарь:
1.Магнитофон, аудиокассеты, музыкальные диски.
2.Ширма – зеркало, макет большой книги, трон для короля и королевы, переносная школьная доска, цветной ковёр, букеты искусственных цветов, ширма – стена для Шалтая-Болтая, свеча в большом подсвечнике, новогодняя гирлянда, мишура, топорики стражников, книжная полка, дуб.
3. Воздушные шары для оформления зала.
4. Фортепьяно (для исполнения заключительной песни с залом)
Музыкальное оформление:
- бой часов
- Музыкальные темы из одноимённой сказки на музыку В.С.Высоцкого
-Фонограмма песни “Чему учат в школе “
- Фрагмент “Вальса цветов”
-Музыка “Для малышей” (сборники Григория Гладкова “Спокойной ночи” и “Играй день”)
Афиша:
“Если мир подлунный сам
лишь во сне явился нам,
люди, как не верить снам?”
Всех приглашаем в сказку
“Новые приключения Алисы в Зазеркалье”.
Спешите!
Алиса ждёт вас _______ мая в ______часов.
Действующие лица:
Автор -
Волшебное зеркало –
Алиса -
Китти (котёнок)-
Труляля-
Траляля-
Маргаритки (несколько персонажей) -
Белая королева- математика –
Белый король – русский язык –
Роза-
Шалтай- Болтай –
Черная королева-
Черный король –
Зай Атс (кот) –
Стража белого короля (несколько персонажей) –
Стража черного короля (несколько персонажей) –
ХОД СПЕКТАКЛЯ:
Свет в зале приглушен. Бой часов. Звучит песня Автора из музыкальной сказки
“Алиса в Зазеркалье” Автор появляется из макета книги.
АВТОР: Тихо! Тихо! Все в доме спят. Я – Автор. Мне положено рассказывать детям поучительные добрые сказки. Это конечно мне нравится, но очень хочется самому участвовать во всех приключениях. Так надоело уже в самом начале истории знать, чем всё закончится..
Появляется Алиса в ночной рубашке. Она на цыпочках идёт к книжной полке. За ней бежит котёнок Китти. Автор замирает. Алиса наталкивается на него, пугается и автор тоже.
АЛИСА: А-А-А! Ты кто?
АВТОР: Во–первых! Не “А-А-А”, а доброй ночи! Во- вторых! Не ты, а вы!
А в-третьих: я - Автор.
АЛИСА: Ах, извините! Доброй ночи, Автор. Как вы сюда попали?
АВТОР: Я здесь живу (показывает на книжные полки).
АЛИСА: Как интересно! Значит вы волшебник?
АВТОР (смущаясь): Немножко.
АЛИСА: Ура! Как здорово! Значит, вы сможете проводить меня в любую сказку?
АВТОР: Конечно. А в какую сказку ты хотела бы попасть?
АЛИСА: Видите ли, меня зовут Алиса. Я - ученица 1 класса и мне очень нравится сказка про Алису, которую написал Льюис Кэрролл.
АВТОР: Если я правильно понял, ты хочешь попасть в Зазеркалье?
АЛИСА: А можно?
АВТОР: Конечно, только …
АЛИСА: Только?..
АВТОР: Мне хочется пойти с тобой.
АЛИСА: Здорово!
Звучит песня Алисы из музыкальной сказки на музыку В.Высоцкого. Алиса поёт.
Автор подводит Алису к зеркалу. Проводит рукой и под музыку Г.Гладкова зеркало оживает.
ЗЕРКАЛО: (зевает) Как я долго спало! (замечает Автора) А! Старый друг! Как поживаешь, дорогой автор?
АВТОР: Хорошо, но мы тебя, уважаемое Зеркало, разбудили по очень важному делу. Эту маленькую девочку зовут Алиса.
ЗЕРКАЛО (удивлённо): Алиса? Та самая?
АВТОР: Та, да не та. Алиса настоящая, живая девочка. Нам очень нужно попасть в сказку.
ЗЕРКАЛО: Попробую вам помочь. Хотя я уже и забыло, как это делается, не перепутать бы всё.
Звучит музыка Гладкова. Герои перешагивают через зеркало и оказываются в Зазеркалье. Звучит военный марш из музыкальной сказки. Маршируя появляется стража Белого Короля. Стражники танцуют. Белый Король и Белая Королева проходят до трона и рассаживаются. Стража становится рядом.
АЛИСА: Смотрите! Смотрите! Это же Король и Королева!
КИТТИ: Интересно, а нас не прогонят?
АЛИСА: Китти! Ты умеешь говорить? Я так рада!
АВТОР: Тише! В Волшебной стране Зазеркалье и не такое можно увидеть и услышать.
БЕЛЫЙ КОРОЛЬ (обращаясь к Королеве): Ваше Величество, не кажется ли вам, что Черный Король слишком часто портят домашнюю работу нашим маленьким подданным?
БЕЛАЯ КОРОЛЕВА: Ваше Высочество, я давно говорила, что Черный Король дурно влияет на маленьких мальчиков и девочек. Вы только посмотрите! Дети даже перестали здороваться!
(показывая на Алису, Автора и Китти)
КИТТИ: Ой! Мяу! (прячется за Алису)
АВТОР: Это кажется о нас.
АЛИСА: Простите, Ваше Величество! Мы только что прибыли и как раз собирались поздороваться с вами.
(поклон)
БЕЛЫЙ КОРОЛЬ (доволен): Так-то лучше, а то мы уж подумали, что такая милая
девочка, как ты, попала под дурное влияние Чёрного Короля.
БЕЛАЯ КОРОЛЕВА: Как зовут тебя, милое дитя?
АЛИСА: Меня зовут Алиса, Ваше Величество. Позвольте представить Вам своих
спутников: Автор и моя подружка Китти.
БЕЛЫЙ КОРОЛЬ (ворчит): Что- то она очень похожа на маленького котёнка.
(обращаясь к Автору) А куда вы направляетесь, уважаемый Автор?
АЛИСА: Мы хотим попасть в Зазеркалье.
БЕЛЫЙ КОРОЛЬ И КОРОЛЕВА (испуганно): Тише!
КИТТИ: А почему?
БЕЛЫЙ КОРОЛЬ: Это очень опасный и страшный путь. Зазеркалье захватили Черный Король и его Королева. Они путают всё в школьных тетрадках. Всё время мешают делать уроки мальчикам и девочкам от этого в тетрадях наших подданных кляксы и даже дыры от ластиков.
АЛИСА: Какой ужас!
АВТОР: Это безобразие!
КИКИ: Мяу! Это возмутительно!
АЛИСА: Мы должны непременно спасти жителей вашей страны и Зазеркалья от неряшливости, помочь им научиться быть грамотными и хорошо знать математику.
БЕЛАЯ КОРОЛЕВА: Какая добрая девочка! А если она ещё хорошо знает и математику, то нам придётся наградить её и указать дорогу в Зазеркалье.
БЕЛЫЙ КОРОЛЬ: Да, Ваше Величество, Вы, как всегда, правы. Но мне бы хотелось узнать умеет ли Алиса читать, красиво и грамотно писать.
БЕЛАЯ КОРОЛЕВА: Милая девочка, если ты сможешь выполнить наши задания, то мы непременно покажем тебе дорогу в Зазеркалье.
АЛИСА: Я постараюсь!
(Король хлопает в ладоши и стража открывает доску. На доске написано:
“у машы лемон “)
БЕЛЫЙ КОРОЛЬ: Видишь ли, милое дитя, в этом предложении допущены ошибки и тебе нужно их исправить.
(Алиса думает и исправляет ошибки, допущенные в написании предложении, рассуждает вслух)
А ЛИСА : Начало предложения пишу с большой буквы. Имена людей пишу с большой буквы. Ши – пиши с буквой И. Лимон пишу с буквой И. Это словарное слово. В конце предложения ставлю точку.
(Китти бегает вокруг Алисы, очень переживает.)
А ЛИСА: Всё! Я закончила.
БЕЛЫЙ КОРОЛЬ (подбегает к доске): Всё правильно! (радуется и хлопает в ладоши) Молодец! Какая умная девочка!
БЕЛАЯ КОРОЛЕВА: Умница!
АВТОР (обращается к их величествам): Алиса - отличница! У неё по всем предметам одни пятёрки!
БЕЛАЯ КОРОЛЕВА: Посмотрим, как Алиса справится со вторым заданием.
(задаёт числовые выражения в пределах 100) Алисе нужно правильно
решить все эти числовые выражения. Постарайся не ошибиться, дитя моё.
АЛИСА (тревожно): Думай, Алиса, думай!
КИТТИ: Не мешайте, Алиса думает.
БЕЛЫЙ КОРОЛЬ: Уважаемый Автор, а где учится Алиса?
АВТОР: Алиса учится в самой лучшей школе нашего города. Там она постигает много разных наук.
БЕЛЫЙ КОРОЛЬ: Чему учат в школе?
СТРАЖ: Я знаю, Ваше Величество! (поёт песню “Чему учат в школе”)
БЕЛАЯ КОРОЛЕВА: Всё правильно! Мы вам покажем, как пройти в Зазеркалье.
БЕЛЫЙ КОРОЛЬ: Если ты поднимешься на тот холмик, то увидишь сад. А вот и тропинка, она ведёт прямо в Зазеркалье. Иди и никуда не сворачивай.
(Вся свита встаёт и уходит. Алиса, Автор и Китти застыли в поклоне)
АВТОР: Пора в путь!
КИТТИ: Как мне страшно!
АЛИСА: (гладит Китти) Не бойся. Пока мы все вместе, нам нечего бояться.
Звучит вальс цветов. Пока герои двигаются по залу, на сцене маргаритки и роза танцуют вальс. Цветы окружают героев в танце и кружат в хороводе.
АЛИСА: Ах! Маргаритки! Роза! Какие красивые! Как жаль, что вы не умеете разговаривать.
РОЗА: Говорить – то мы умеем, было бы с кем.
Герои удивляются. Китти пробует лапкой цветы, они отмахиваются от неё.
АВТОР: Неужели здесь все цветы разговаривают?
МАРГАРИТКА (1): Не хуже вас, только гораздо громче.
РОЗА: Просто мы считаем, что нехорошо заговаривать первыми.
АЛИСА: Какие милые! А вам не страшно? Вы здесь совсем одни и никто вас не охраняет.
МАРГАРИТКИ (хором): Как это одни?
РОЗА: А дуб на что? Он хоть кого отдубасит! Что-что, а дубасить он умеет!
МАРГАРИТКА (2) А ещё у нас есть кот.
МАРГАРИТКА (3): Он такой хорошенький!
АВТОР: У нас уже есть одна очень хорошенькая кошечка!
РОЗА: Это особенный кот, волшебный. Его зовут Зай Атс.
(Медленно и лениво появляется кот Зайатс. Звучит песня кота)
ЗАЙ АТС: Мяу! Кто меня вспоминал? Поспать не дают!
АЛИСА (поворачивается к Китти): Выручай, Китти, никто лучше тебя не договорится с
этим Зайатсом.
КИТТИ: Мяу! Многоуважаемый Зайатс, мы прибыли сюда, чтобы спасти всех детей
этого королевства от Чёрного Короля и Чёрной Королевы.
ЗАЙ АТС: Похвально, похвально! Это очень даже правильное решение, но …
КИТТИ: Н о…?
АВТОР: Но …?
ЗАЙ АТС: Чтобы победить Чёрного Короля и Королеву надо много знать и уметь.
АВТОР: А что знать?
ЗАЙ АТС: У Чёрного Короля всё в большом беспорядке, точнее в порядке, только не по порядку.
АЛИСА: Простите, это какая-то путаница получается. Как всё это понять?
ЗАЙ АТС (обижается): И вовсе не путаница. Он поставил всё с ног на голову и теперь никто в королевстве ничего не понимает и не знает. Даже порядка летних месяцев.
АЛИСА: Это очень просто! (обращается к ребятам в зале) Ребята, помогите жителям королевства вспомнить все осенние месяцы по порядку.
(Зал называет: сентябрь, октябрь, ноябрь. В это время раздаётся страшный шум.)
ЦВЕТЫ: Ай! Ой! А-А-А! (убегают со сцены)
АВТОР: Что происходит?
ЗАЙ АТС: Это Черный Король. Он всегда всё знает и ему не понравилось, что вы нарушили его запрет и правильно назвали все месяцы лета. Вообще вас ждут огромные неприятности. Я исчезаю.
АЛИСА: Постойте, не исчезайте.
ЗАЙ АТС: Ну, что ещё?
КИТТИ: Мы не знаем, куда нам идти дальше. Помогите нам, пожалуйста!
ЗАЙ АТС: Мяу! Придётся вам помочь. Продолжайте идти по этой тропинке. Пройдя немного вы встретите Труляля и Траляля. Они вам подскажут, если смогут.
АВТОР: Что значит: “если смогут”? (но кот уже исчез).
Герои двигаются по дорожке. А в это время на сцене появляются Труляля и Траляля.
ТРУЛЯЛЯ: “Раз Труляля и Траляля
решили вздуть друг дружку,
из-за того, что Траляля
испортил погремушку,-
хорошую и новую
испортил погремушку”.
ТРАЛЯЛЯ: “Но ворон, чёрный, будто ночь,
на них слетел во мраке.
герои убежали прочь,
совсем забыв о драке,-
Траляля, Труляля, совсем забыв о драке”.
АВТОР: Какие смешные!
(Траляля и Труляля, увидев героев, прячутся в разные стороны)
АВТОР: Вдобавок ещё и трусы! Стыдно!
АЛИСА: Здравствуйте, меня зовут Алиса. А это мои друзья. Мы ищем Траляля и
Труляля. Вы не подскажете, где их найти?
ТРАЛЯЛЯ:(выглядывая): А зачем они вам?
ТРУЛЯЛЯ: А зачем мы вам?
АЛИСА: Какой он бледненький! (выводит за руку Траляля). Не бойся! Мы тебя не обидим!
ТРАЛЯЛЯ: Вообще-то я очень храбрый. Только сегодня у меня голова болит.
ТРУЛЯЛЯ: А у меня зуб!
КИТТИ: Тогда не будете ли вы так любезны, указать нам дорогу к Чёрному Королю.
ТРАЛЯЛЯ: Тише!
ТРУЛЯЛЯ: Тише!
АВТОР: Почему?
ТРАЛЯЛЯ: Король всё слышит
ТРУЛЯЛЯ: Король всё видит и накажет!
АЛИСА: Не бойтесь! Когда рядом друзья, то ничего не страшно!
ТРУЛЯЛЯ: Друзья?
ТРАЛЯЛЯ: друзья, а это не страшно?
КИТТИ: Вот чудаки!
АЛИСА: Друзья всегда придут к тебе на помощь в беде. Они помогут всегда и не оставят в трудную минуту.
ТРУЛЯЛЯ: А где найти друзей?
АЛИСА: А хотите мы будем с вами дружить!
ТРАЛЯЛЯ И ТРУЛЯЛЯ (вместе): Хотим!! (вспоминают о своём страхе) А как же Чёрный король и Королева?
АВТОР: С друзьями ничего не страшно!
АЛИСА: Ну, вот мы и подружились!!
(Китти дёргает Алису за руку и что- то шепчет ей на ухо)
АЛИСА : Дорогие друзья,. нам очень нужно попасть к Чёрному Королю и Королеве, но мы не знаем куда нам идти дальше.
ТРАЛЯЛЯ: Это опасно!
ТРУЛЯЛЯ: Не ходите туда! Оставайтесь с нами! Поиграем!
АВТОР: Спасибо, но нам нужно идти.
АЛИСА: Все мальчики и девочки волшебной страны находятся в опасности и мы должны им помочь!
Траляля и Труляля шепчутся
ТРУЛЯЛЯ: Мы вам поможем!
ТРАЛЯЛЯ: Поможем!
ТРУЛЯЛЯ: Король и Королева очень не любят порядок.
ТРАЛЯЛЯ: Порядок во всём, что их окружает.
ТРУЛЯЛЯ: Он даже нарушил порядок чисел и теперь мы всё постоянно путаем.
АЛИСА: Ну, это очень просто! Ребята, давайте сосчитаем до 10 по порядку!
Дети считают, раздаётся грохот.
ТРАЛЯЛЯ: Это Король сердится!
ТРУЛЯЛЯ: Это королева гневается.
Поворачиваются друг к другу.
ВМЕСТЕ: Вам пора! Торопитесь!
Звучит музыка.Траляля и Труляля убегают.
АЛИСА: До свидания! (машет вслед им рукой)
АВТОР: Нам пора идти дальше.
КИТТИ: Я устала! Я хочу есть! Мяу!!!
АЛИСА: Где же мы отдохнём? Где же здесь можно покушать? Потерпи, Китти, и не капризничай. Помни, что нам нужно идти - ребята в беде!
КИТТИ: Мяу! (видит яйцо) Вижу!! Мяу!
АВТОР: Что ты видишь?
КИТТИ: Там на дубе! Мяу! Яйцо!
Герои поворачивают головы и видят на дереве Шалтай – Балтая.
АЛИСА: Китти! Но ведь это …
ШАЛТАЙ БАЛТАЙ: Да - это я. А кто я?
АВТОР: Простите, а почему вы такой грустный?
ШАЛТАЙ БАЛТАЙ: Чёрный Король заколдовал меня, и теперь я совсем ничего не помню. Даже как зовут меня – не помню.
АЛИСА: Вас зовут Шалтай – Болтай. (раздаётся грохот)
ШАЛТАЙ БАЛТАЙ: Верно! Спасибо вам!
КИТТИ: Значит ужин, отменяется?
АЛИСА: Китти, как тебе не стыдно! Это же самый настоящий Шалтай – Болтай! Я так люблю его считалку!
АВТОР: Мне тоже она нравится. Не будете ли так любезны, уважаемый Шалтай – Болтай, рассказать нам свою считалочку.
ШАЛТАЙ БАЛТАЙ: Какую считалочку? Ничего не помню!
АЛИСА: Какой ужас! Ребята, а вы помните знаменитую считалочку Шалтай – Болтая?
АВТОР: Ну конечно помнят!
КИТТИ (обращается к зрителям): Давайте все вместе расскажем эту чудесную считалочку.
“Шалтай – Болтай сидел на стене.
Шалтай – Болтай свалился во сне.
Вся королевская конница, вся королевская рать
Не может Шалтая,
Не может Болтая,
Шалтая – Болтая,
Болтая –Шалтая,
Шалтая – Болтая собрать!
(грохот.)
ШАЛТАЙ БАЛТАЙ: Ура! Вспомнил! Теперь с моей считалочкой мне никто не страшен!
Грохот усиливается. Появляются Черный Король и Королева со своей свитой.
ЧЕРНЫЙ КОРОЛЬ: Что здесь происходит?! Кто нарушает закон в моём государстве?!
АЛИСА: (смело выходит вперёд) Это я - Алиса.
ЧЕРНАЯ КОРОЛЕВА: Хм! Дерзкая девчонка! (обращается к страже) Заточить её в башню!
АВТОР: Позвольте, но Вы не можете этого сделать!
ЧЕРНЫЙ КОРОЛЬ: Почему?
АВТОР: Потому что эта девочка не является вашей подданной!
ЧЕРНАЯ КОРОЛЕВА: Ну и что?
АВТОР: Это настоящая, живая девочка Алиса. По законам Волшебства сказочные герои не могут навредить живым людям.
ЧЕРНЫЙ КОРОЛЬ (задумался): Алиса? Так – так! А что делает она в волшебной стране Зазеркалье? Кто посмел впустить её сюда?!
АЛИСА: Я сама! Не терплю, когда у меня не выучены домашние задания или, ещё хуже, в моих тетрадях кляксы!
ЧЕРНАЯ КОРОЛЕВА: Как ты смеешь?!
АЛИСА: Смею!
ЧЕРНЫЙ КОРОЛЬ: (поворачивается к королеве) Смелая девочка! Думаю от неё так просто не отделаешься! Надо что – то придумать.
ЧЕРНАЯ КОРОЛЕВА: Хорошо, Алиса, мы всё приведём в порядок, если ты правильно отгадаешь наши загадки.
ЧЕРНЫЙ КОРОЛЬ: А если ты ошибёшься,то ты оставишь нас в покое и больше никогда не вернёшься сюда!
АЛИСА (переглянулась с Автором и Китти): Я согласна.
Король и королева по очереди загадывают загадки. Алиса и ребята в зале их успешно отгадывают. После последней загадки раздаётся грохот и шум. Чёрный Король и Королева исчезают. Всё и все на сцене вертится, крутится и медленно исчезает со сцены..Алиса, Автор, Кики тоже вертятся. Падают и замирают. Звучит тихая музыка. Автор и Китти очнулись. Алиса продолжает лежать на полу(или кровати).
КИТТИ: (подбегает к Алисе) Алиса, очнись! Мяу!
Алиса очнулась. Автор подаёт ей руку
АВТОР: Алиса, какая ты молодец!
АЛИСА: Спасибо, но без друзей, без ребят я не смогла бы победить Чёрного Короля и его Королеву.
КИТТИ: Алиса, смотри уже утро!
АВТОР: Мне пора. До свидания, Алиса! До встречи, Китти! Нужно возвращаться на книжную полку. (автор под музыку исчезает за книжным шкафом)
АЛИСА: До свидания! Спасибо! (машет рукой)
КИТТИ: Мяу! Алиса! Мяу!
АЛИСА: Кики, я не поняла, что ты хочешь сказать?
КИТТИ: Мяу!
АЛИСА (гладя Китти) Как жаль, что всё уже закончилось.
АВТОР (выглядывает): Не закончилось, а только начинается! Впереди увлекательные
путешествия в мире знаний! (выходит к Алисе и Китти)
Звучит заключительная песня и на сцену выходят действующие лица, после окончания песни все остаются на своих местах. Представление действующих лиц.