Цели урока:
Дидактическая: Повторение и обобщение учебного материала по теме «Отделы растений».
Образовательная: Создать условия для повторения и выявления уровня знаний по теме.
Развивающая: Способствовать развитию умения учащихся обобщать изученный материал, выявлять усложнения в строении растительных организмов разных отделов, объяснять причины усложнения.
Воспитательная: Воспитывать любознательность, положительное отношение друг к другу в ходе фронтальной и групповой работы.
Оборудование: Гербарии растений разных отделов (по 5 каждого). Карточки задания для работы групп по отделам, лепестки с названиями отделов растений, скотч.
Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы работы: Репродуктивный, частично поисковый.
Для работы на уроке учащиеся делятся на 5 групп. За несколько дней до урока, учащимся по желанию дается задание подготовить сообщение о значении растений разных отделов.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте ребята, на нескольких уроках мы изучали тему «Отделы растений», выполнили несколько Лабораторных работ. На сегодняшнем уроке мы с вами совершим небольшое путешествие.
Цель нашего путешествия повторить, обобщить и проверить знания по изученной теме. Мы будем путешествовать на летательном аппарате, который состоит из 5 отсеков и поэтому у нас будет 5 команд. В ходе путешествия мы посетим несколько станций. Для того чтобы успешно вернуться из путешествия нам нужно будет поработать: ответить на вопросы, выполнить задания в группах. Чтобы попасть на любую из станций, необходимо отгадать загадку.
Вы готовы? Поехали.
(На доске прикреплена желтая сердцевина будущего цветка.)
Для того чтобы попасть на первую станцию нужно отгадать загадку.
Загадка: Зеленая порода, хранит запасы йода? (Морские водоросли).
Итак, первая станция «Водоросли». (Учитель крепит на доску первый лепесток – «Отдел Водоросли»)
Фронтальные вопросы:
- Почему водоросли относят к растениям?
- Почему эта группа растений получила такое название?
- Где кроме водоемов можно встретить водоросли?
Задания для групповой работы:
В каждом отсеке нашего летательного аппарата, на столах лежат гербарии и карточки с заданиями.
Задание 1. Из предложенных гербарных экземпляров выберите водоросли и поясните свой выбор. (Приложение 1)
Задание 2. Возьмите карточку 1, рассмотрите ее. Назовите одноклеточные, нитчатые, красные, бурые водоросли. (Приложение 2)
Задание 3. Изучите карточку 2 по размножению водорослей. Ответьте на вопрос в карточке.
Сообщение учащегося «Значение водорослей» (Фомкин Роман).
- Мы выполнили все задания, предложенные на этой станции.
Ответьте на обобщающий вопрос: Почему водоросли относятся к низшим споровым растениям?
Нам пора отправляться в путь на следующую станцию.
Загадка:
Лесной лен, не хвален
Никого он не одел,
Синим глазом, не глядел
И коробочка без семени
Он совсем иного племени.
- Что это за лен? (Зеленый мох - Кукушкин лен)
- К какому отделу, относится это растение? (На доске крепится лепесток «Отдел мохообразные.) (Приложение 3)
Фронтальные вопросы:
1. Где можно встретить моховидных?
2. Назовите представителей этого отдела?
3. На какие две группы делятся мхи?
4. К какому типу, относится корневая система кукушкина льна? (Корневая система отсутствует, имеются ризоиды)
Задания для групп:
1. Выберите из гербариев представителей мохообразных? Поясните свой выбор.
2. Карточка 1.
А) Изучите рисунки на карточке. Назовите части растения, отмеченные цифрами.
Б) Расставьте знаки мужского и женского растения, у мхов: кукушкина льна и сфагнума.
3. Какие из мхов изображенных на рисунке относят к печеночным, а какие к листостебельным?
4. Что такое спорофит, гаметофит?
Обобщающий вопрос: почему мхи относят к высшим споровым растениям?
Сообщение ученика «Значение мхов» (Соколова Таня).
Мы продолжаем наше путешествие и подлетаем к следующей станции.
Загадка:
Волшебная птица под небом гнездится,
С зеленым пером, с широким вайи крылом
А вместо малого птенца, сидит улитка в три кольца. (Папоротник)
(На доке крепится лепесток «Отдел Папоротникообразные») (Приложение 4)
Фронтальные вопросы:
1. Какие еще растения относят к отделу папоротникообразные?
2. Могут ли папоротники быть деревьями?
Задания для групп:
1. Из гербариев выберите представителей этого отдела.
2. Назовите органы, имеющиеся у папоротников?
3. Разгадайте кроссворд.
Разгадав кроссворд, вы узнаете название папоротника, который встречается в лесах Алтайского края.
Фронтальные вопросы:
1. В каком месяце цветет папоротник?
2. Почему папоротники относятся к высшим споровым растениям?
Обобщающий вопрос: В чем усложнение папоротников в сравнении с мхами?
Сообщение учащегося «Значение папоротникообразных» (Ассельборн Данил).
Нам пора торопится.
Загадка: Зимой и летом , одним цветом. (Ель)
- К какому отделу, относится это растение? (Крепится лепесток «Отдел Голосеменные») (Приложение 5)
Фронтальные вопросы:
1. Каковы признаки голосеменных?
2. Какой из этих признаков говорит об усложнении и более прогрессивном развитии голосеменных, позволяя при размножении не зависеть от воды?
3. Какие классы входят в отдел голосеменные?
Сообщение учащегося «Значение голосеменных».
Задание для групп: В группах, выполните биологический диктант. Карточка 1.
Обобщающий вопрос: В чем преимущество семенного размножения над споровым?
В ходе работы на доске открывается цветок.
- Обратите внимание на доску. Что у нас получилось? Что это за растение?
- К какому отделу относится растение ромашка?
(На доске крепится последний лепесток «Отдел покрытосеменные») (Приложение 6)
Фронтальные вопросы:
1. Почему эти растения получили такое название?
2. От каких растений, в процессе исторического развития появились покрытосеменные?
3. Почему, покрытосеменные называют цветковыми?
4. Почему цветковые смогли заселить все среды жизни и встречаются в самых разных уголках планеты.
5. Каково значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека?
Обобщающие задания в группах.
Карточка 1. Выберите из предложенных организмов представителей царства растения. К каким царствам относятся остальные организмы?
Карточка 2. Рассмотрите изображенные растения. На какие две группы по типу размножения можно разделить эти растения?
Карточка 3.
1. Почему водоросли на схеме расположены в самом низу?
2. Почему от риниофитов вверх направлена короткая стрелка?
3. Что такое эволюция?
4. В каком направлении шла эволюция растений?
Вот и подошло к концу наше путешествие и нам пора возвращаться.
- Земля команды «6 а» готовы вернуться на базу, выполнив все задания и ответив на все вопросы, благополучно прошли все станции.
- Почему тишина, почему нет ответа?
Ребята, давайте вернемся к цели нашего путешествия.
Цель: повторить, обобщить и проверить знания по теме «Отделы растений».
- Что мы с вами сделали в ходе путешествия - повторили и обобщили, но не проверили знания. Давайте это сделаем. Я предлагаю вам тест. (Тестовая работа 5 минут) (Приложение 7)
- Теперь мы благополучно вернулись.
- Вам понравилось путешествие?
- Было ли вам интересно?
- Активно ли мы работали на станциях?
Выставление оценок.
- Спасибо за урок.