Тема: Чётные и нечётные функции.
Цели:
1) ознакомить учащихся с понятием чётной и нечётной функции и особенностями их графиков, сформировать умения и навыки по данной теме;
2) развивать умение анализировать и обобщать, развивать интерес к предмету;
3) воспитывать аккуратность, уважение к окружающим.
Оборудование:
- учебник А.Г.Мордкович «Алгебра 9 класс», М.: Мнемозина, 2006;
- задачник А.Г.Мордкович «Алгебра 9 класс», М.: Мнемозина, 2006;
- карты с индивидуальными заданиями;
- мультипроектор;
- компьютер.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
а) уплотнённый опрос: четверо учащихся работают у доски по индивидуальным карточкам.
Карта 1. Найти область определения функции y = -2x2 - 1 и схематически построить её график.
Карта 2. Найти область определения функции y = -1/2 x3 и схематически построить её график.
Карта 3. Найти область определения функции y = -x2 +3x и схематически построить её график.
Карта 4. Найти область определения функции y = и схематически построить её график.
В результате работы учащихся получаются следующие схематические построения.
Карта 1
Карта 2
Карта 3
Карта 4
б) Фронтальный опрос (проводится одновременно с уплотнённым).
- Дайте определение функции.
- Что называется областью определения и областью значений функции?
- Какие вы знаете способы задания функции?
в) Устная работа с использованием презентации, слайд 2. (Приложение 1)
г) Проверка заданий уплотнённого опроса.
3. Изучение нового материала.
Проводится с использованием презентации и заданий, выполненных на доске.
- Сформировать понятие области определения, симметричной относительно нуля.
Презентация, слайд 3;
Фронтально: у каких из приведённых функций область определения симметрична относительно нуля?
- Фронтально: у каких из приведённых функций значения f(x) и f(-x) равны?
Имеют противоположные значения?
- Сформулировать определение чётной и нечётной функции.
Презентация, слайды 4, 5;
Фронтально: какие из приведённых функций являются чётными? Нечётными?
- Фронтально: являются чётными или нечётными функции из заданий 3 и 4? Почему?
Презентация, слайд 6;
- Проанализировать с учащимися особенности графиков чётных и нечётных функций.
Презентация, слайд 7.
4. Закрепление полученных знаний и умений.
Задание 1.
Является ли симметричным заданное множество:
а) [-7;7];
б) (-;-2);
в) (-4;4];
г) (-;+).
Задание 2.
Проверьте, является ли функция чётной или нечётной
а) y = 2x² + x³;
б) y = x + x³;
в)
Задание 3.
Дана функция f(x), где
если x > 0 | |
если x < 0 |
Задайте g(x) так, чтобы функция y = f(x) являлась
а) чётной;
б) нечётной.
5. Итог урока.
1) Определить уровень достижения поставленных целей.
2) Дать оценку работы класса и отдельных учащихся.
3) Дать дифференцированное домашнее задание.