Виртуальная экскурсия в Санкт-Петербург

Разделы: Начальная школа


Цели:

- познакомить учащихся с историей основания и развития, а также достопримечательностями Санкт-Петербурга;
- воспитывать чувство гордости за города нашей страны;
- развивать чувство прекрасного.

Оборудование: компьютерная презентация (Приложение 1), видовой фильм «Санкт-Петербург и пригороды» (видеокомпания «Амфора», 2005 год) , карточки с названиями города, учебник Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» , рабочая тетрадь № 1 «Учимся думать и фантазировать».

Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. Наш маршрут будет следующим (презентация, слайд 1. Приложение 1): из Тольятти на скоростном поезде мы прибудем в Москву, а оттуда по железной дороге отправимся в Санкт-Петербург. Итак, в путь!

2. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы с вами познакомились с историей и достопримечательностями города Москвы. Давайте вспомним и отгадаем кроссворд (он представлен на слайдах 2-13, у каждого ребенка карточки с таким же кроссвордом):

1. Как называется древнейшая часть Москвы? (Кремль)
2. Какое прозвище было у основателя города Москвы? (Долгорукий)
3. При каком князе в Москве был построен первый каменный Кремль? (Донской)
4. При каком князе шло строительство и развитие Москвы? (Калита)
5. Какое название носит главная художественная галерея Москвы? (Третьяковская)
6. Какое название носит Центральная площадь столицы? (Красная)

3. Объяснение нового материала

Мы посетили столицу нашего государства, а сейчас отправляемся в город, который часто называют Северной столицей – город с интереснейшей историей и огромным количеством достопримечательностей – город Санкт-Петербург.

Санкт-Петербург в 2008 году отметил свое 305-летие. Все россияне знают и любят этот город, расположенный на берегах реки Невы. Основал его царь Петр I. Как и Москва, Санкт-Петербург начал свою историю с крепости, расположенной на Заячьем острове. Позже ее назовут Петропавловской.

Сейчас Петропавловская крепость является экскурсионным центром – жители и гости могут посетить Петропавловский собор, который стал усыпальницей всех российских императоров от Петра I до Николая II, погулять по территории крепости. А еще ежедневно ровно в 12 часов дня сигнальные пушки, стоящие у стен крепости совершают холостой выстрел. Это традиция города (с 1865 года), по которой можно сверять часы.

В 1712 году Санкт-Петербург становится столицей России. Он был столицей до начала 20 века. В прошлом веке несколько раз менялось название города с 1914 – Петроград, с 1924 –Ленинград (карточки с названиями вывешиваются на доску). В 1991 году вернулось название Санкт-Петербург.

Еще одной достопримечательностью города является Зимний дворец – раньше здесь жили российские цари. Теперь расположен крупнейший в России государственный музей, расположенный в 7 зданиях. Подсчитано, что, если посетитель будет уделять каждому экспонату по 1 минуте, то для просмотра всей коллекции потребуется 9 лет.

4. Просмотр видеофрагмента

Удивительно красивы не только улицы и здания, но и реки, каналы, мосты Санкт-Петербурга. Стоит лишь сказать, что мостов Петербурге 177, больших и маленьких. Особенно знамениты разводные мосты. Дело в том, что мосты расположены довольно низко над водой, и под ними не могут пройти крупные суда, а ночью, когда движение машин уменьшается, середины мостов разводятся – и между ними проходят большие суда. Очень красивое и захватывающее зрелище, особенно в белые ночи, которыми тоже славится этот город. Белые ночи - это природное явление в северных широтах в начале лета, когда из-за существенного увеличения длительности светлого времени суток ночь становится более похожей на сумерки. Санкт-Петербург славится своими белыми ночами и разведёнными мостами. Сейчас нам предстоит увидеть это.

Просмотр видеофрагмента, где показаны основные достопримечательности города и процесс разведения мостов.

5. Физминутка

Проводится разминка и гимнастика для глаз.

6. Работа с учебником

Мы возвращаемся в Санкт-Петербург. Еще одна достопримечательность Дом на набережной реки Мойки по номером 12. Что это за дом, мы узнаем, прочитав статью в учебнике на странице 75.

Что нового вы узнали об этом доме? (В этом доме жил и работал А.С. Пушкин)

Что сейчас в доме на набережной реки? (Музей квартира, где мы можем познакомиться с бытом поэта)

Пушкин очень любил Санкт-Петербург, посвящал ему свои стихи. Вот один из них - отрывок из поэмы «Медный всадник». Сейчас я прочитаю его, а вы внимательно послушайте, вам предстоит ответить на мои вопросы.

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

Тот, кто был особенно внимательным, конечно же ответит мне на вопрос, почему А.С. Пушкин ночью читал без лампады? Что говорит поэт о реке Неве?

Петербуржцы чтят память великого поэта. Сегодня памятник Пушкину стоит на площади Искусств.

7. Работа в тетради

 А сейчас откройте ваши рабочие тетради на странице 58, выполним задание под номером 25. Читай задание, ….

 Итак, фото какого города расположено первым? Последним? В середине фотография города Суздаля, о котором мы больше узнаем на следующем уроке, во время путешествия по старинным городам нашей Родины.

8.

А сейчас Миша расскажет нам о истории создания знаменитого памятника – Медный всадник. Это памятник Петру I, который был создан и установлен по приказу императрицы Екатерины II. Памятник был открыт в 1782 году. Мы видим императора Петра на коне. Сам памятник установлен на цельном камне. Об истории этого камня нам расскажет Миша.

Доклад ученика: С этим камнем связана целая история. Когда создатель памятника решил поставить фигуру всадника на настоящую скалу, был дан приказ найти для этого подходящий камень. И вот недалеко от берега Финского залива такой монолит нашел один дровосек. В лесу построили жилище для четырехсот мастеровых людей, и они много месяцев подряд вырубали этот камень из скалы. Потом к воде проложили специальную дорогу – колею. По ней двигалась площадка на медных шарах. Камень погрузили на площадку и покатили к воде. Но во всем Российском флоте не нашлось корабля, который мог взять на борт такую махину и не затонуть. Тогда построили громадный плот из толстенных бревен, втащили его на монолит, а плот привязали к двум боевым кораблям. Они-то и привезли по воде камень к нужному месту на берегу реки Невы.

Пока «Гром-камень» медленно плыл к месту своего назначения, на нем, облепив его, как муравьи, сидели мастера-каменотесы. Они обрабатывали камень, обтесывали его, придавая ему нужную форму (по материалам А. Кленова).

9. Подведение итогов

Итак, ребята. Пришло время возвращаться в Тольятти, но для начала давайте вспомним наше путешествие.

Что нового узнали?
Какие названия носил город Санкт-Петербург?
Какие памятные места есть в этом городе?

10. Домашнее задание

Мы возвращаемся домой – в родную школу на самолете. Запишите домашнее задание – учебник с. 73-75.