Цели урока:
образовательная: показать учащимся многообразие биоценозов, рассмотреть их структуру, дать представление о цепях и сетях питания;
развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, умения сравнивать, формулировать выводы;
воспитательная: формировать ответственное отношение к выполнению порученного задания; понимания важности сохранения видового разнообразия в биосфере.
Тип урока: комбинированный.
Приемы обучения: объяснение, самостоятельная работа; беседа, работа с опорным конспектом, работа с мультимедийным проектором.
Методы обучения: частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.
Обеспечение занятия:
книги:
- С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности», учебник для 9 класса; «Дрофа», М:2004.
- Р. Орр «Секреты природы», «Дорлинг Киндерсли Лимитед», Лондон,1995.
- «Русские народные сказки и былины», М.: Терра, 1999 (сказка «Лягушка царевна»)
- М. Х. Левитман «Экология - предмет: интересно или нет?» - СПб.:Лениздат; издательство «Союз», 2001.
таблицы:
- «Ярусная структура лиственного леса»;
- «Водный биоценоз».
мультимедийная презентация:
- «Клеточное строение»;
- «Экологическая пирамида»;
- «Цепи питания»; материал можно взять из учебного пособия 1С: Школа: «Экология.1—11 класс», под редакцией А.К. Ахлебина, В. И. Сивоглазова, лицензионная копия «1С» и «Дрофа».
раздаточный материал для учащихся: карточки с названиями растений и животных для составления цепей питания.
Ход и методика проведения урока
1. Организация учащихся (1-2 минуты)
2. Введение в урок (5-7 минут)
Обобщающее повторение по теме «Клетка» (так как урок проводится в конце учебного года, то в рамках каждого урока вводится обобщающее повторение изученного ранее материала для подготовки к выпускным экзаменам).
- фронтально – каждый ученик проговаривает свои ассоциации (слово, фраза), связанные со словом «клетка»;
- 1-й ряд по парам составляют синквейн (см. приложение) с понятием «клетка»;
- мультимедийная презентация под современную музыку помогает восстановить знания;
- фронтально отвечаем на вопросы, связанные с темой.
3. Домашнее задание (3 минуты)
- повторить материал главы 2 (систематика);
- § 52;
- творческое задание по желанию на стр. 240;
- для учащихся, сдающих по выбору экзамен по биологии рис. 123.
4. Изучение нового материала (20-25 минут)
… Поля и пестрые цветы,
И с гор струящиеся воды –
Отдельно взятые черты
Всецельно дышащей природы:
Какая вас связала нить,
Одна другой светлей и краше?
Каким законом объяснить
Родство таинственное наше?
А. Толстой
Учитель зачитывает эпиграф к уроку, беседует с детьми о том, почему и зачем он использован, причем нет ничего страшного в том, что учащиеся не смогут правильно трактовать задуманное, к эпиграфу предстоит вернуться в конце урока.
Учащиеся записывают тему урока в тетради.
Фронтальная беседа (актуализация знаний учащихся):
- что такое биоценоз? чем он отличается от биогеоценоза?
- какие факторы влияют на биоценоз?
- в чем проявляется влияние биотических факторов?
- зачем организмы вступают друг с другом в контакт?
1. Видовое разнообразие биоценозов (учащиеся делают запись в тетради).
(Беседа с учащимися.)
Учитель: приведите примеры биоценозов (сопровождаем показом фото, таблиц). (Учащиеся называют различные биоценозы.)
Учитель: все, приведенные вами примеры верные и очень разные, но есть в них и общее, например, многообразие видов, присущее для каждого названного биоценоза. А для чего это нужно? Как виды связаны между собой? (Выслушиваются мнения учеников.)
Учитель: как такое большое количество видов помещается в биоценоз, не мешая друг другу? Должны ли виды, входящие в конкретный биоценоз, иметь строгие границы или законы их размещения?
Выслушиваются мнения учащихся (я всегда стараюсь выслушивать и неверные мнения, не комментируя их, и не говоря заранее, что мнение не верно, но обязательно в конце урока мы возвращаемся к такому мнению, и учащийся сам исправляет свои ошибки).
2. Структура биоценоза. (Учащиеся делают запись в тетради.)
Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника стр. 241-243. Беседа по прочитанному материалу.
- Так какова же пространственная структура биоценоза лиственного леса? (ответ сопровождается опорой на таблицу); Вводится понятие « ярусность», определение записывается в тетрадь.
- Каковы особенности водного биоценоза? (Ответ сопровождается опорой на таблицу.)
- Что общего во всех биоценозах? Что обязательно должно присутствовать в каждом из них?
- Как связаны между собой живые организмы в биоценозах? Как называются такие отношения?
(Как правило, учащиеся не затрудняются с ответами, но учитель всегда корректирует и дополняет ответ ученика.)
3. Цепи питания. (Учащиеся делают запись в тетради.)
Учитель: Оказывается, о таких отношениях люди знали очень-очень давно, даже сочиняли сказки. Не верите, послушайте! (Читается фрагмент сказки «Лягушка царевна» учащиеся в этот момент закрывают глаза, расслабляются и отдыхают.)
- Просмотр мультимедийной презентации «Цепи питания»;
- Учитель предлагает ученикам, в прослушанном сказочном фрагменте, назвать продуцентов, консументов и редуцентов, если таковые есть. (Обсуждение результатов.)
- Учащиеся записывают определение и правила составления цепи питания в тетрадь;
- Учитель обращает внимание на направление стрелок в цепях питания. Слева на право и объясняет, почему именно так (передача энергии), предупреждая распространенную ошибку учеников.
- Ученики составляют коллективные цепи питания по рядам и выстраиваются перед доской, комментируя свою роль в данной цепи.
(Для этого заранее раздаются карточки каждому ученику с названием участников биоценоза; причем в одном варианте так, чтобы один из учеников был необходимым звеном для составления нескольких цепей одновременно. Это будет переходом к понятию «сеть питания».)
- В момент построения цепей и сетей питания учащиеся перемещаются по классу, выстраиваются, тем самым решается проблема физкультминутки.
Учитель:
Ну что же, подведем баланс,
Чтоб в стихотворном виде
Экосистему юный глаз
Отчетливей увидел.
Она система потому,
Что в ней по форме строгой
Необходимый всем продукт
Идет своей дорогой.
и кто системе служит –
Живет себе, не тужит.
Вот на зеленый стебелек
садится пестрый мотылек,
попил нектар со всех цветов,
Их опылил – и в путь готов.
Но тут попался – Боже мой! -
На завтрак птице луговой.
А у нее гнездо в траве
И куча птенчиков в гнезде.
И уж, конечно, их помет
Питанье травушке дает.
4. Правило экологической пирамиды. (Учащиеся делают запись в тетради.)
Учитель беседует с учениками:
- А сколько должно быть в данном конкретном биоценозе продуцентов? консументов? и т. д.
- Имеет ли это соотношение значение?
- Важно ли это для человека? Способен ли человек нарушить жизнь в сложившимя биоценозе?
- Сообщение учащегося об экологической катастрофе. (См. приложение)
- Просмотр мультимедийной презентации «Экологическая пирамида».
- Записываем правило экологической пирамиды (учебник стр. 244, 1-й абзац).
5. Закрепление материала (7-10 минут)
- Давайте вернемся к словарю сегодняшнего урока (на доске вывешивались основные понятия урока, по мере их изучения) и вспомним, что означает каждый термин.
- Возвращаемся к эпиграфу урока, комментируем, что хотел сказать автор.
- Учитель делает основные выводы о том, что пищевые отношения самые важные, но не единственные между живыми организмами, но об этом речь пойдет на следующем уроке.
- Запасной ход: если остается время моно предложить учащимся компьютерную игру «Составь цепь питания».
6. Рефлексия (3-5 минут)
Учащиеся самостоятельно и с помощью учителя возвращаются к своим высказываниям, мнениям, высказанным в течение урока, комментируют их, уточняют, исправляют ошибки, оценивают свою работу на уроке и полученные ими знания.
Учитель благодарит учеников за сотрудничество. Говорит о том, что совместно с учениками сегодня были распутаны «невидимые нити природы», которые воедино соединяют все живые организмы нашей уникальной планеты, и потеря хотя бы одного звена может обернуться экологической катастрофой.
(Дополнительный материал к уроку см. в Приложении.)