Многообразие и структура биоценозов

Разделы: Биология, Экология


Цели урока:

образовательная: показать учащимся многообразие биоценозов, рассмотреть их структуру, дать представление о цепях и сетях питания;

развивающая: продолжить формирование умений и  навыков самостоятельной работы с учебником, умения сравнивать, формулировать выводы;

воспитательная: формировать ответственное отношение к выполнению порученного задания; понимания важности сохранения видового разнообразия в биосфере.

Тип урока: комбинированный.

Приемы обучения: объяснение, самостоятельная работа; беседа, работа с опорным конспектом, работа с мультимедийным проектором.

Методы обучения: частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.

Обеспечение занятия:

книги:

  • С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности», учебник для 9 класса; «Дрофа», М:2004.
  • Р. Орр «Секреты природы», «Дорлинг Киндерсли Лимитед», Лондон,1995.
  • «Русские народные сказки и былины», М.: Терра, 1999 (сказка «Лягушка   царевна»)
  • М. Х. Левитман «Экология  - предмет: интересно или нет?» - СПб.:Лениздат; издательство «Союз»,  2001.

таблицы:

  • «Ярусная структура лиственного леса»;
  • «Водный биоценоз».

мультимедийная презентация:

  • «Клеточное строение»;
  • «Экологическая пирамида»;
  • «Цепи питания»; материал можно взять из учебного пособия 1С: Школа: «Экология.1—11 класс», под редакцией А.К. Ахлебина, В. И. Сивоглазова, лицензионная копия   «1С» и «Дрофа».

раздаточный материал для учащихся: карточки с названиями растений и животных для составления цепей питания.

Ход и методика проведения урока

1. Организация учащихся (1-2 минуты)

2. Введение в урок (5-7 минут)

Обобщающее повторение по теме «Клетка» (так как урок проводится в конце учебного года, то в рамках каждого урока вводится обобщающее повторение изученного ранее материала для подготовки к выпускным экзаменам).

  • фронтально – каждый ученик проговаривает свои ассоциации (слово, фраза), связанные со словом «клетка»;
  • 1-й ряд по парам составляют синквейн (см. приложение) с понятием «клетка»;
  • мультимедийная презентация под современную музыку помогает восстановить знания;
  • фронтально отвечаем на вопросы, связанные с темой.

3. Домашнее задание (3 минуты)

  • повторить материал главы 2 (систематика);
  • § 52;
  • творческое задание по желанию на стр. 240;
  • для учащихся, сдающих по выбору экзамен по биологии  рис. 123.

4. Изучение нового материала (20-25 минут)

… Поля и пестрые цветы,
И с гор струящиеся воды –
Отдельно взятые черты
Всецельно дышащей природы:
Какая вас связала нить,
Одна другой светлей и краше?
Каким законом объяснить
Родство таинственное наше?
А. Толстой

Учитель зачитывает эпиграф к уроку, беседует с детьми о том,  почему и зачем он использован, причем нет ничего страшного в том, что учащиеся не смогут правильно трактовать задуманное, к эпиграфу предстоит вернуться в конце урока.

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

Фронтальная беседа (актуализация знаний учащихся):

- что такое биоценоз? чем он отличается от биогеоценоза?
- какие факторы влияют на биоценоз?
- в чем проявляется влияние биотических факторов?
- зачем организмы вступают друг с другом в контакт?

1. Видовое разнообразие биоценозов (учащиеся делают запись в тетради).

(Беседа с учащимися.)

Учитель: приведите примеры биоценозов (сопровождаем показом фото, таблиц). (Учащиеся называют различные биоценозы.)

Учитель:  все, приведенные вами примеры верные и  очень разные, но есть в  них и  общее, например, многообразие видов, присущее для каждого названного биоценоза. А для чего это нужно?  Как виды связаны между собой? (Выслушиваются мнения учеников.)

Учитель: как такое большое количество видов помещается в биоценоз, не мешая друг другу? Должны ли виды, входящие в конкретный биоценоз,  иметь  строгие границы или законы их размещения?

Выслушиваются мнения учащихся (я всегда стараюсь выслушивать и неверные мнения, не комментируя их, и не говоря заранее,  что мнение не верно, но обязательно  в конце урока мы возвращаемся к такому мнению,  и учащийся сам исправляет свои ошибки).

2. Структура биоценоза. (Учащиеся делают запись в тетради.)

Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника стр. 241-243. Беседа по прочитанному материалу.

  • Так какова же пространственная структура биоценоза лиственного леса? (ответ сопровождается  опорой на таблицу); Вводится понятие « ярусность», определение записывается в тетрадь.
  • Каковы особенности водного биоценоза? (Ответ сопровождается  опорой на таблицу.)
  • Что общего во всех биоценозах? Что обязательно должно присутствовать в каждом из них?
  • Как связаны между собой живые организмы в биоценозах? Как называются такие отношения?

(Как правило, учащиеся не затрудняются  с ответами, но учитель всегда корректирует и дополняет ответ ученика.)

3. Цепи питания. (Учащиеся делают запись в тетради.)

Учитель:  Оказывается, о таких отношениях люди знали очень-очень давно, даже сочиняли сказки. Не верите, послушайте! (Читается фрагмент сказки «Лягушка царевна»  учащиеся в этот момент закрывают глаза, расслабляются и отдыхают.)

  • Просмотр мультимедийной презентации «Цепи питания»;
  • Учитель предлагает ученикам, в прослушанном сказочном фрагменте, назвать продуцентов, консументов и редуцентов, если таковые есть. (Обсуждение результатов.)
  • Учащиеся записывают определение и правила составления цепи питания в тетрадь;
  • Учитель обращает внимание на направление стрелок в цепях питания. Слева на право и объясняет, почему именно так (передача энергии), предупреждая распространенную ошибку учеников.
  • Ученики составляют коллективные цепи питания по рядам и выстраиваются перед доской, комментируя свою роль в данной цепи.

(Для этого заранее раздаются карточки каждому ученику с названием участников биоценоза; причем в одном варианте так, чтобы один из учеников был необходимым звеном  для составления нескольких цепей одновременно. Это будет переходом к понятию «сеть питания».)

  • В момент построения цепей и сетей питания учащиеся перемещаются по классу, выстраиваются, тем самым решается проблема физкультминутки.

Учитель:

Ну что же, подведем баланс,
Чтоб в стихотворном виде
Экосистему юный глаз
Отчетливей увидел.
Она система потому,
Что в ней  по форме строгой
Необходимый всем продукт
Идет своей дорогой.
и кто системе служит –
Живет себе, не тужит.
Вот на зеленый стебелек
садится пестрый мотылек,
попил нектар со всех цветов,
Их опылил – и в путь готов.
Но тут попался – Боже мой! -
На завтрак птице луговой.
А у нее гнездо в траве
И куча птенчиков в гнезде.
И уж, конечно, их помет
Питанье травушке дает.

4. Правило экологической пирамиды. (Учащиеся делают запись в тетради.)

Учитель беседует с учениками:

  • А сколько должно быть в данном конкретном биоценозе продуцентов? консументов? и т. д.
  • Имеет ли это соотношение значение?
  • Важно ли это для человека? Способен ли человек нарушить жизнь в сложившимя биоценозе?
  • Сообщение учащегося  об экологической катастрофе. (См. приложение)
  • Просмотр мультимедийной презентации «Экологическая пирамида».
  • Записываем правило экологической пирамиды (учебник стр. 244, 1-й абзац).

5. Закрепление материала (7-10 минут)

  • Давайте вернемся к словарю сегодняшнего урока (на доске вывешивались основные понятия урока, по мере их изучения) и вспомним, что означает каждый термин.
  • Возвращаемся к эпиграфу урока, комментируем, что хотел сказать автор.
  • Учитель делает основные выводы о том, что пищевые отношения самые важные, но не единственные между живыми организмами, но об этом речь пойдет на следующем уроке.
  • Запасной ход: если остается время моно предложить учащимся компьютерную игру «Составь цепь питания».

6. Рефлексия (3-5 минут)

Учащиеся самостоятельно и с помощью учителя возвращаются к  своим высказываниям, мнениям, высказанным  в течение урока, комментируют их, уточняют, исправляют ошибки, оценивают свою работу на уроке и полученные ими знания.

Учитель благодарит учеников за сотрудничество. Говорит о том, что совместно с учениками сегодня были распутаны «невидимые нити природы», которые воедино соединяют все живые организмы нашей уникальной планеты, и потеря хотя бы одного звена может обернуться экологической катастрофой.

(Дополнительный материал к уроку см. в Приложении.)