Активные формы и методы работы с педагогическим коллективом

Разделы: Работа с дошкольниками


Еще несколько лет назад управление и педагогическая деятельность нашего детского сада строилась на традиционных способах разработки перспективных и календарных планов и контроля за их реализацией. Основные недостатки такой работы состояли в том, что требования к будущим результатам определялись с позиций сегодняшнего дня, а не перспективы.

В современной же образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития каждого ребенка.

Все это требует от педагогических работников нового комплекса умений – проектировать развитие образовательной системы или собственной образовательной деятельности.

Современный педагог-профессионал должен быть способен к таким новым видам деятельности, как формулировка проблемы, разработка средств ее решения, деятельностная проработка понятий, рефлексия результатов реализации проекта, построение содержательной коммуникации с другими субъектами образовательной деятельности и пр. (В.Р.Имакаев)

Поиск новых форм методической работы с педагогическим коллективом, способствующих повышению профессиональной компетентности привел к тому, что в практике нашего дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности.

Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно (в соответствии с требованиями государственных стандартов) сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывают возможности для педагогического творчества, принятия педагогами субъектной позиции по отношению к осуществляемой деятельности.

Проектная деятельность – это интеллектуальный труд, требующий не только высокого уровня мышления, но и сформированной базы для работы в проектном режиме. Поэтому при овладении проектной деятельностью необходимо формирование у педагогов следующих специальных проектных умений:

  • проблематизация;
  • целеполагание;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • рефлексия и самоанализ.

В рамках данного направления деятельности были определены основные этапы и формы работы.

На 1 этапе: происходило обучение педагогов технологии проектной деятельности (на это ушло 2 месяца):

  • на первое место мы вынесли такую форму работы как изучение литературы по данной теме, так как глубоко убеждены в том, что обучать других возможно только при условии постоянного самообразования, самоизменения, соответствующего требованиям времени;
  • обучающий семинар «Технология проектной деятельности»;
  • мозговой штурм, в ходе которого происходило выявление проблем в индивидуальной педагогической практике или в масштабах целого учреждения и возможные перспективы их устранения;
  • индивидуальное консультирование.

2 этап: - это непосредственная разработка педагогических проектов в режиме тренинга (он занял 3 месяца): формы работы:

  • самостоятельная деятельность педагогов по разработке и написанию проектов;
  • организационно-деятельностная игра, в ходе которой идет пошаговая отработка и коллективное обсуждение отдельных пунктов проектов.

3 этап: презентация и защита проектов (временной промежуток - 1 месяц)

  • был проведен конкурс проектов, в результате которого три победителя получили премии.

4 этап: реализация проекта в образовательную практику (в зависимости от решаемой в проекте проблемы, целей и задач на данный этап ушло от 1 месяца до 1 учебного года)

5 этап: - это анализ результатов по реализации педагогических проектов, определение дальнейших перспектив данного проекта (1 месяц).

  • творческие и финансовые отчеты;
  • анкетирование и опрос детей, педагогов, родителей;
  • итоговый педагогический совет;
  • мозговой штурм по определению дальнейших перспектив.

На каждом этапе широко использовались активные методы обучения:

  • анализ конкретных ситуаций;
  • имитационные методы, которые подразделяются на игровые (метод разыгрывания ролей) и не игровые (метод анализа конкретных ситуаций, ролей нет);
  • психогимнастические упражнения, которые включались на любом этапе тренинга, в любом методическом мероприятии. Данные упражнения дают опыт совместной рефлексивной деятельности, снижают напряжение и скованность.

Педагогами нашего детского сада было разработано и реализовано 17 педагогических проектов, 2 управленческих, 3 социальных.

Двенадцать проектов стали победителями различных конкурсов, и были профинансированы (конкурсы «Образовательные гранты», «Эколашка», «Мир, в котором мы живем», «10 городской конкурс социально-значимых проектов» и другие).

Вот тематика некоторых проектов:

  • Проект «От мамы к малышу» - направлен на организацию методической и диагностической помощи родителям, имеющим детей раннего возраста, не посещающих детский сад. В рамках этого проекта начал функционировать родительский клуб «Счастливый малыш» и группа кратковременного пребывания для «неорганизованных» детей от 1 года до 3 лет.

Данный проект был напечатан в сборнике статей ПОИПКРО «Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ» в 2007 году и помещен на сайте.

  • В ходе реализации проекта «Поделись улыбкою своей» - была организована музыкально-театральная студия «Улыбка». К участию привлекаются дети, как дошкольного, так и младшего школьного возраста.
  • Проект «Наше здоровье в наших руках» - направлен на организацию закаливающих и оздоровительных мероприятий.
  • Основная цель проекта «Ребёнок и мир вокруг» - воспитание у детей навыков безопасного поведения в быту.
  • Проект «Мы – здоровая семья» - способствует повышению уровня социальной ответственности за воспитание подрастающего поколения в духе здорового образа жизни, профилактике социально обусловленных заболеваний - наркомании, алкоголизма.
  • «Красивое рождает доброе» и «Мир похож на цветной луг» - это проекты экологической направленности.
  • Проект «Счастливое детство и мудрая старость, объединяйтесь!» - решает вопросы преемственности, передачу духовного богатства от старшего поколения к младшему в ходе организации и проведения совместных мероприятий.
  • В рамках проекта «И стар, и мал нуждается в заботе» - были отремонтированы малые архитектурные формы на прогулочных участках детского сада.

Четыре проекта, разработанные психологом, логопедом и воспитателями детского сада были направлены на оказание дошкольникам дополнительных образовательных услуг. В ходе их реализации (вот уже пятый год) действуют кружки:

  • «Развивающие игры»
  • «Чтение – это интересно»
  • «Занимательная математика»
  • «Бисероплетение»
  • «Ритмика и танец»

Таким образом, проектная деятельность как одна из форм повышения квалификации является достаточно эффективной и инновационной.

Педагогическое проектирование стало важнейшим компонентом деятельности педагогов нашего дошкольного учреждения. У них вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения дошкольников.

Значительно возросла методическая активность педагогов, активизировалось их взаимодействие внутри учреждения в рамках реализации приоритетных направлений. Обобщение опыта работы нашего коллектива по данным направлениям привело к тому, что мы стали одними из победителей конкурса среди муниципальных дошкольных образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы в Пермском крае, проведенным в мае 2008 года в рамках национального проекта.

Презентация статьи представлена в Приложении 1.