Аукцион педагогических идей по теме "Приобщение дошкольников к физической культуре, спорту в тесном сотрудничестве с семьей"

Разделы: Администрирование школы


Всем известно, что процесс укрепления здоровья неразрывно связан с воспитанием физической культуры. В этом учебном году мы решаем годовую задачу: “Обеспечение охраны здоровья и здорового образа жизни дошкольников на основе повышения качества организации физкультурно-оздоровительных мероприятий”. У нас прошли семинарские занятия, консультации по теме. В течение сентября-октября педагоги 5 групп работали над проблемой “Приобщение дошкольников к физической культуре в тесном сотрудничестве с семьей”. Они осуществляли групповые проекты, направленные на решение этой проблемы. По итогам работы каждая группа представила свои наработки на аукцион педагогических идей.

Педагогам пришлось выполнять самостоятельный индивидуальный и групповой поиск решения проблемы на повышенном уровне усилий. Так как в нашем учреждении наблюдается увлеченность педагогов традиционными формами работы с родителями (беседы, консультации, родительские собрания), то в процессе проекта им приходилось овладевать новыми навыками общения. У них была возможность по-новому взглянуть на свою работу, сравнить уровень своих достижений с достижениями других, найти удачные решения, сделать новые открытия. Заместитель заведующей по ВМР обеспечивал полное методическое сопровождение проектной деятельности педагогов.

Чтобы наше мероприятие не было скучным и непродуктивным, были соблюдены некоторые условия в процессе осуществления проектов: относительная тайна между группами по поводу идеи, не говоря уже о деталях проекта. На первом этапе каждая группа была занята своим проектом. И только на аукционе они смогли увидеть, сравнить и правильно оценить свою работу, понять, каков вклад каждого в общее дело.

Моя роль как заместителя заведующей по ВМР в данном мероприятии состояла в том, чтобы организовать процесс обсуждения выполненных проектов как новых педагогических идей. Эта роль несколько авторитарна по процессу в силу того, что выполняется как роль ведущего аукцион – аукциониста. Но по содержанию мероприятия я старалась сохранять нейтральную позицию к каждому отдельному проекту, к его авторам, не навязывая своего мнения во время оценки проектов. И лишь в конце с позиции равного партнерства высказывала свое мнение о проекте.

ТЕМА: Приобщение дошкольников к физической культуре, спорту в тесном сотрудничестве с семьей.

ЦЕЛЬ: Создание условий для решения проблемы приобщения детей к физической культуре, спорту в тесном сотрудничестве с семьей. Обогащение практического опыта и отработка навыков в проектировании педагогической деятельности. Совершенствование качества работы педагогов при взаимодействии с родителями.

Развитие экспертно-аналитических умений (креативность и критическое мышление).

Формирование позитивного отношения к проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, обязательность в выполнении работы в соответствии с установленным планом, графиком).

ЗАДАЧИ:

  • Формировать умение свободно ориентироваться в проблеме и представлять свою педагогическую идею в виде проекта;
  • развивать презентативные и рефлексивные умения педагогов;
  • активизировать творческое мышление и способности педагогов;
  • тренировать педагогов в поиске идей, решений, необходимых для дальнейшей работы;
  • создавать предпосылки для творческого использования и внедрения передового опыта;
  • поддерживать благоприятный, комфортный микроклимат в коллективе;
  • обучать педагогов умению презентовать себя и свою работу;
  • развивать коммуникативные способности в налаживании делового и неформального общения с коллегами и родителями.

МЕТОДЫ:

Метод игрового проектирования.

Анализ опыта разработки и реализации проекта.

Метод экспертных оценок.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  1. Анкетирование педагогов.
  2. Оказание методической помощи педагогам в разработке и реализации проекта.
  3. Изучение методологических основ использования интерактивных методов обучения педагогов.
  4. Составление списка литературы по формированию педагогической компетентности воспитателей.
  5. Определение вопросов к анализу педагогических проектов
  6. Разработка требований к проекту, к выступлению- защите проекта (Приложение № 1).
  7. Разработка критериев оценки проекта, оценочных карт. (Приложение № 2).

ПОДГОТОВКА:

  • Тема объявлена за 1,5 месяца до игры. Педагоги от имени своей группы выдвигают идею по приобщению дошкольников к физической культуре, спорту в тесном сотрудничестве с семьей.
  • Генерация идей.
  • Анализ идей.
  • Глубокая обработка, шлифовка идей.
  • Реализация идеи в виде проектной деятельности с детьми и родителями.
  • Рефлексия совместной деятельности детей, педагогов, родителей
  • Подготовка презентации проекта-идеи на Аукционе.
  • Задание для педагогов: представить итоги проекта в виде специального стенда, методических материалов, рекомендаций, фото- или видеорепортажей и т.п.

ОБОРУДОВАНИЕ И РЕКВИЗИТ:

На стене крупный рисунок играющих мячами дам-воспитателей.

Молоток аукциониста, “черный ящик” с призами, 2 подноса, личные карточки, мольберты, столы для расположения проектных стендов, музыкальный центр, телевизор, DVD.

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Выступление ведущего- заместителя заведующей по воспитательной и методической работе (ВМР).
  2. Аукцион - презентация проектов, разработанных группами в рамках тематического пространства “Приобщение дошкольников к физической культуре, спорту в тесном сотрудничестве с семьей”:
  • Выступление;
  • Ответы на вопросы коллег;
  • Пояснения выступающего по замечаниям;
  • Оценка проекта – торги.
  1. Заключение.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Аукционист занимает свое место и звонит в колокольчик. Под музыку входят участники аукциона, рассаживаются.

Примерная речь ведущего

Итак, уважаемые коллеги, сегодня мы продолжим обсуждение решений годовой задачи, направленной на формирование физической культуры и мотивации к здоровому образу жизни у детей и их родителей. Взаимодействие с семьей в этом направлении всегда было актуальным для нас, а в Год семьи особенно, когда значительно изменилась политика нашего государства в отношении приобщения как можно большего количества населения страны к занятиям физкультурой и сортом.

Тема, предложенная вам для обсуждения сегодня - воспитание основ физической культуры у дошкольников в тесном сотрудничестве с семьей. Мы обсудим наши самые лучшие идеи по проблемам и возможностям, связанным с этой темой. Поскольку идеи вами уже были выбраны и апробированы, значит, в них имелись особые преимущества для вашей именно группы. И в ходе сегодняшнего обсуждения наша задача: проанализировать результаты ваших проектов и объективно оценить практическую значимость своей работы и работы коллег.

Так как мы начинаем, я хочу обратить ваше внимание на эту стену. Эти играющие дамы чем-то похожи на нас, посмотрите, как им легко и весело вместе.

Сегодня наше основное правило провести наше мероприятие “Аукцион педагогических идей” легко и весело! Кроме этого у нашего аукциона есть и другие правила, послушайте:

Аукцион проводит аукционист (я), участники торгов называются аукционерами – это вы.

На аукционе выставляются для продажи самые разные вещи, предметы (в данном случае ваши проекты), которые называются “лотами”. Каждый “лот” имеет начальную цену, которая будет складываться из ваших оценок, я буду ее называть. Аукционеры (кроме авторов проекта) могут повысить цену, увеличивая ее на 1 балл и приводя весомый аргумент в сторону ее повышения. Но имейте в виду, что при этом вы должны назвать несомненное достоинство проекта, связанное с его содержанием и результативностью. Тому из вас, кто последним выскажет свою оценку, продается символ этого проекта, который находится в “черном ящике”. О своем желании приобрести лот или повысить на него цену нужно заявлять поднятием личной карточки. Товар считается проданным после третьего удара молотка аукциониста, что означает принятие последней предложенной цены.

К проведению аукциона привлекают специалистов-экспертов. У нас победителя аукциона сегодня будет определять экспертная группа, состоящая из представителей администрации ДОУ и родителей. Мои помощники будут собирать карточки с оценками после представления каждого проекта у аукционеров, подсчитывать общий балл, то есть начальную цену “лота”. И в конце соберут оценочные карты наших уважаемых экспертов, чтобы определить победителя.

Итак, начнем с представления наших “лотов”, регламент: 5-7 минут

Во время выступления все участники внимательно слушают выступающих и проводят оценку проекта по известным вам критериям по 5-балльной шкале, карточки с общим баллом кладите на поднос. Авторы не участвуют в оценке своего проекта.

Презентация первого лота-проекта группы № 1, им слово.

( выступление приводится полностью для примера)

Воспитатель 1 группы: Наш проект называется “Малыши-крепыши”.

В его основу положена идея: Организация совместных физкультурных занятий поможет родителям лучше видеть и понимать интересы и потребности детей, искать и осваивать новые для себя методы оздоровления детей и применять их в семейной практике.

Цель проекта: Внедрение в практику группы системы физкультурных занятий родителей и детей. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в области физического развития малышей.

Эта проблема очень актуальна для нас.

Все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым. Но дома дети в основном заняты просмотром телепередач или какими-нибудь спокойными играми, чтобы не слишком беспокоить взрослых, а старшие дети заняты компьютерными играми. В редкой семье есть физкультурное и спортивное оборудование. По данным анкетирования родителей нашей группы только одна семья имеет спортивный уголок. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе. Таким образом, естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. А, начав водить ребенка в дошкольное учреждение, ответственность за его физическое воспитание родители часто перекладывают на плечи педагогов.

Поэтому для решения данной проблемы в нашей группе, мы решили использовать опыт М.Н.Поповой по организации совместных с родителями физкультурных занятий для детей. Такие занятия особенно актуальны для наших детей, постоянно нуждающихся в поддержке родителей в период адаптации к условиям детского сада. При этом важно родителям продолжать заниматься с детьми дома, опираясь на знания, полученные на совместных занятиях.

Проект наш долгосрочный, рассчитан на весь учебный год.

В процессе реализации проекта мы постараемся решить следующие задачи:

  • Объединить усилия родителей, педагогов, медицинских работников ДОУ в процессе физического развития и оздоровления малышей.
  • Создать ситуации, которые бы подтолкнули родителей к сотрудничеству, диалогу и обсуждению друг с другом , с педагогами насущных проблем.
  • Составить перспективный план работы по проблеме на год.
  • Формировать у детей потребность в двигательной деятельности. Развивать физическую умелость, ловкость, координацию в движениях.
  • Способствовать приобретению родителями опыта двигательного взаимодействия с детьми, элементарных умений в организации двигательно-игровой деятельности с ребенком дома.

Вначале с помощью индивидуальных бесед с каждым родителем, через консультации, папки-передвижки, нам удалось привлечь внимание родителей к физическому воспитанию малышей, их физиологическим возрастным особенностям, а затем уже познакомить с задачами проекта. Мы решили провести первое совместное физкультурное занятие и посмотреть, как родители это воспримут, каков будет % участников и стоит ли продолжать дальше.

Итоги проекта:

Нами составлен перспективный план совместных физкультурных занятий на учебный год – по одному занятию в месяц. Родители полностью одобрили эту идею.

Сейчас можно подвести только промежуточные итоги проекта, так как он рассчитан на весь учебный год. Но результаты этой новой для нас идеи уже есть.

Необходимо отметить большую активность родителей в подготовке и проведении первого совместного физкультурного занятия. Мы, например, не предлагали родителям недавно поступившего в группу Максима участвовать в занятии, т.к. он еще настороженно относится к любой деятельности. Но мама решила, что они будут обязательно заниматься вместе, и ребенок во время занятия с мамой играл, радовался, улыбался.

В ходе совместного занятия произошло обогащение двигательного опыта детей яркими впечатлениями. Дети вообще всегда с радостью, эмоциональным подъемом посещают физкультурный зал. Большинство детей знают, как с каким спортивным оборудованием можно поиграть (ленты, мячи, игровые модули, кегли). Сформирована у детей потребность в двигательной игровой деятельности, появились устойчивые навыки в ходьбе, беге по сигналу воспитателя.

К первому занятию, в котором участвовало 8 семей, был придуман игровой массаж “Колобок” (способом расхлопывания), родители разучили его и с удовольствием опробовали на своем ребенке. Воспитатели давали советы по сопровождению ребенка во время физкультурного занятия.

Также при подготовке разучили парные игровые упражнения с мячом и подвижную игру “Лиса и зайцы”. Т.е. родители начали приобретать необходимые навыки для организации двигательной деятельности своего ребенка и использовать их в семейном воспитании –

(просмотр фрагмента занятия в видеозаписи).

У многих родителей заметно изменение позиции к организации двигательной деятельности детей от пассивной к активной.

Сейчас родители участвуют в изготовлении новых атрибутов к подвижным играм.

В группе пополнена картотека подвижных игр. Оформлен альбом с фотографиями, отзывами, рассказами родителей о своем опыте.

Мы надеемся, что процесс осознания родителями своей роли в развитии и оздоровлении своего ребенка начался.

Перспектива:

Вовлечение всех без исключения родителей в проектную деятельность.

Разработка методического описания совместных занятий родителей и детей.

Обмен опытом родителей на итоговом родительском собрании.

Вопросы ведущего к выступающему:

  • Чего достигли и не достигли в ходе проекта?
  • Какие самые большие трудности испытали Вы при работе с родителями?

Помощники собирают карточки с оценками и подсчитывают и объявляют общий балл – это

цена 1 лота.

Торг:(аукционеры поднимают свою карточку, высказывают свою оценку проекта, повышая ее на 1 балл. Аукционист: 20 баллов – раз, два, три – продано. Помощники вручают победителю приз – символ проекта. Это может быть какой-либо сувенир или книга).

Презентация проекта 2 группы.

Воспитатель 2 группы рассказывает о проекте.

Название: “Выходной здоровья”

Идея проекта: организовать работу с родителями по планированию и проведению выходного дня с целью укрепления и сохранения здоровья детей, их физического развития. В семьях появятся новые формы проведения досуга, игровая среда ребенка пополнится спортивным инвентарем.

Во время выступления воспитатели демонстрируют результаты проекта в виде большого отрывного календаря, на листах которого каждая семья, участвовавшая в проекте, поделилась своими впечатлениями, разместила фотографии своего выходного дня.

Вопросы ведущего к выступающему:

  • Какие изменения Вы заметили в отношении родителей к просьбам детского сада, к участию в жизни ребенка в группе?
  • Есть ли такие изменения в семьях по сравнению с семьями 3-4 года назад?

Сбор карточек с оценками. Объявление цены 2 лота.

Торги.

Презентация проекта 3 группы.

Воспитатель 3 группы рассказывает о проекте.

Название: “Олимпийский марафон”

Идея проекта: Обогащение представлений у старших дошкольников о спорте, олимпийском движении, вовлечение детей и их родителей в активную физкультурную и спортивную деятельность, организованную в детском саду, дома, в спортивных школах и секциях.

Свое выступление воспитатели иллюстрируют видеозаписями совместных с родителями спортивно-оздоровительных мероприятий.

Вопросы ведущего к выступающему:

  • Какие уроки Вы извлекли из полученного опыта?
  • Представлялось ли вам реальным, найти что-то новое в этой работе?
  • Как вам удается преодолеть естественное сопротивление, недоверие родителей?

Сбор карточек с оценками. Объявление цены 3 лота.

Торги.

Физкультминутка для участников аукциона.

Презентация проекта 4 группы.

Воспитатель 4 группы рассказывает о проекте.

Название: “Спортивный мир”

Идея проекта: Создание в группе условий для сюжетно-ролевой игры в магазин “Спортивный мир” через организацию совместной деятельности детей и родителей (совместные экскурсии в городские спортивные магазины, в тренажерные залы, приобретение спортивного оборудования для домашнего стадиона, изготовление нетрадиционных спортивных снарядов и их рекламы для игры в группе и др.).

Вопросы ведущего к выступающему:

  • Учитывали ли Вы при работе с родителями их особенности, какие?
  • Почему некоторые родители оказались пассивны, в чем Вы видите причину?

Сбор карточек с оценками. Объявление цены 4 лота.

Торги.

Презентация проекта 5 группы.

Воспитатель 5 группы рассказывает о проекте.

Название: “Вместе весело играть”

Идея проекта: Организация игровой площадки для подвижных игр детей, для совместных игр детей с родителями.

Проект предусматривает активное участие близких ребенку взрослых – членов семьи, которые после консультации с воспитателем разучивают подвижную игру, а затем проводят ее со своими детьми дома и на нашей игровой площадке вместе со всеми детьми группы. Организация совместной игровой двигательной деятельности будет способствовать формированию у детей положительного отношения и желания участвовать в подвижных играх, физкультурных занятиях, поможет родителям обогатить свой педагогический опыт в области физического воспитания и оздоровления.

Способствовать приобретению родителями опыта двигательного взаимодействия с детьми, элементарных умений в организации двигательно-игровой деятельности с ребенком дома.

Вопросы ведущего к выступающему:

  • Когда Вам было предложено поработать над темой, вспомните, какие чувства, ощущения вызвала у вас возможность этой работы?
  • Как вы считаете, что дала вам работа над вашим проектом?

Сбор карточек с оценками. Объявление цены 5 лота.

Торги.

А теперь попросим экспертов заполнить карточки и высказать свое мнение о проектах. Подведение итогов экспертной оценки. Отзывы экспертов о проекте-победителе.

По итогам подсчетов экспертных оценок определился победитель - ………

Награждение.

Заключение.

Заместитель заведующей по ВМР: Уважаемые коллеги, в процессе работы нами были раскрыты важные вопросы взаимодействия с семьей по проблеме приобщения детей к физической культуре. Как показывает опыт, большинство родителей поддерживают взаимодействие, о чем свидетельствует обратная связь от семей воспитанников в виде устных и письменных отзывов. Уверенно можно сказать, что накопленный практический опыт будет востребован еще долго в вашей деятельности, в практике нашего детского сада. Сегодняшние презентации – яркий пример того, что у вас есть огромный творческий потенциал в выдвижении оригинальных идей, в выработке новых подходов к решению, казалось бы, уже исследованных нами проблем. Вы достаточно грамотно освоили проектный метод в решении педагогических задач, сумели выразительно представить свой проект. Благодарю всех за участие.

Надеюсь, что сегодняшние результаты помогут нам и дальше развивать взаимодействие с семьями на основе партнерства.

Аукционист трижды стучит молотком – Аукцион закрыт.