Посвящается памяти Сергея Александровича Есенина

Разделы: Внеклассная работа


Ведущий: Есть поэты, которые даются раз и навсегда, на всю жизнь. Как звезды. Как даль. Как чувство Родины.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве», - так сказал о себе один из проникновейнейших певцов России, замечательный национальный русский поэт Сергей Александрович Есенин, памяти которого мы посвящаем музыкально – литературную композицию.

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Поэтична рязанская земля! Особенно хороша она по веснам, когда становится Ока разливным морем, без конца и края, и по осеням, когда леса одеты в багрянец и золото, а по полям и долам гуляет свежий ветер, несущий тревожный запах грибов, павшего листа и увядающей травы.

Вот на этой поэтической земле и родился Сергей Александрович Есенин.

О себе Сергей Александрович Есенин сказал немного, скупые строки…

1-й ученик читает «Есенин о себе». (Приложение №1)

Ведущий: Константин Паустовский писал: «Поэзия Сергея Есенина кажется наилучшим выражением широких закатов за Окой и сумерек в широких лугах, когда на них ложится не то туман, не то синеватый дымок с лесных гарей.

Из воспоминаний сестры поэта Александры Александровны Есениной: «Родился Сергей Александрович Есенин 21 сентября 1895 года в Рязанской губернии, в селе Константиново. Широкой прямой улицей пролегло село вдоль крутого, холмистого берега Оки. Было оно тихое, чистое, утопающее в зелени. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд служили убранством высокой церкви, стоящей в центре села. За церковью, на высокой крутой горе – старое кладбище. В правом углу кладбища, у самого склона горы, среди могильных камней, покрытых зеленоватым мхом и заросшей крапивой, стояла маленькая часовня, крытая тесом. Рядом с ней лежала плита – старинный памятник. На этой плите любил сидеть Сергей. Отсюда он любовался видом на приокские раздолья».

Сызмальства любовался он этой красотой, жадно впитывал в себя игру света в чистых рощах, дыша воздухом живых полей, вслушиваясь в зимние посвисты метелей. Рязанская земля навсегда привязала его к себе: все лучшее, что написано поэтом, связано с землей, где он родился и вырос. И где бы он ни жил, в каких бы городах ни был, какие бы обстоятельства ни тревожили его душу, он в мыслях своих и стремлениях неизменно возвращался в «страну березового ситца».

К вершинам поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубин народной жизни.

Рязанская земля, «где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стала страной его детства. Здесь впервые увидел Есенин, как ломаются березы, отражаясь в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого деда, убирающего ток, как тоскуют поля в предвечерний час.
Поэзия С.А. Есенина… Чудесный, прекрасный, неповторимый мир!

Ему было 15 лет, когда он написал стихи:

Там, где капустные грядки
Красной водой наливают восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

Кто мог тогда представить, глядя на деревенского паренька в нахлобученной на лоб кепке, что пройдет несколько лет, и он станет поэтическим сердцем России.

2-й ученик: О появлении 19-летнего Есенина в Петербурге поэт Сергей Городецкий вспоминает: «Стихи он принес завязанными в деревенский платок. С первых же строк мне было ясно, какая радость пришла в русскую поэзию. Начался какой-то праздник песни. Застенчивая счастливая улыбка не сходила с его лица. Он был очарователен со своим звонким озорным голосом, с барашком вьющихся льняных волос, синеглазый».

В печати его стихи начинают появляться в 1914 году. Они подкупали влюбленностью в красоту родной природы, хрустальной прозрачностью образов.

Топи да болота.
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слухают ракиты
Посвист ветряной...
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..

3-й ученик: Максим Горький рассказывал: «Впервые я увидел Есенина в 1914 году, где-то встретил его вместе с Клюевым. Он показался мне мальчиком 15-17 лет. Кудрявенький и светлый, в голубой рубашке, в поддевке и в сапогах с набором… Есенин вызвал у меня неяркое впечатление скромного и несколько растерявшегося мальчика, который сам чувствует, что не место ему в огромном Петербурге.

Позднее, когда я читал его размашистые, удивительные, сердечные стихи, не верилось мне, что пишет их этот самый нарочито картинно одетый мальчик, с которым я стоял ночью на Симеоновском».

4-й ученик: В 1915 году произошло очень важное событие в жизни Есенина – его встреча с А.А. Блоком. Юный поэт пришел к Блоку со своей Россией, со стихами, наполненными подлинно народным чувством родины. Стихи эти были рождены любовью к чудесной, неповторимой стороне, где прошло босоногое детство, прошла юность поэта.

Блоку суждено было первому открыть талант Есенина, первому услышать песню души рязанского поэта и признать его. Главным же было то, что А.А. Блок его ввел в большую литературу.

Александр Александрович Блок дружески наставлял Есенина в письме от 22 апреля 1915 года: «… Путь Вам, может быть, предстоит не короткий, и, чтобы с него не сбиться, надо не торопиться, не нервничать. За каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее…»

5-й ученик: Наступил 1917 год. Стихи С.А. Есенина, как бы вобрав в себя грозовые заряды революции, приобретают вселенский задор.

«Да здравствует революция
На земле и на небесах!»

Поэт принимает революцию, хотя не во всем происходящем мог разобраться.

Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
Я не отдам ее в чужие руки,
Ни матери, ни другу, ни жене.
Лишь только мне она свои вверяла звуки
И песни нежные лишь только пела мне.
(«Русь советская»).

Поэт Петр Орешин в своих воспоминаниях подчеркивал, что Есенин принял Октябрь с неописуемым восторгом и принял его, конечно, только потому, что внутренне уже был подготовлен к этому, что весь его нечеловеческий темперамент гармонировал с Октябрем.

Небо - как колокол
Месяц – язык,
Мать моя родина,
Я – большевик!

Эти стихи написаны в 1918 году.

6-й ученик: Лев Шейнин в книге «Записки следователя» так описывает Москву тех лет: «Удивительное это было время и удивительной была та Москва. В ней еще уживались рядом бурлящая Сухаревка и комсомольские клубы в бывших купеческих особняках; сверкающие свежим лаком вывесок магазины, и конторы первых нэпманов, и аудитории рабфака на Моховой… огромная, черная вывеска московского клуба анархистов на Тверской, замысловатая живопись в кафе поэтов «Стойло Пегаса» на Страстной площади, где читали очень разношерстной и не очень трезвой публике стихи поэты – имажинисты…»

Лирика С.А. Есенина начала 20-х годов отразила сложность переживаний эпохи, вобрала в себя многое из того, чем болела душа не одного Есенина. И он рассказал обо всем этом с покоряющей искренностью и честностью.

Учащиеся читают стихи Сергея Александровича Есенина: «Край ты мой заброшенный», «Какая ночь! Я не могу», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом», «Шаганэ-ты моя, Шаганэ!», «Вечер черные брови насопил», «Нивы сжаты, рощи голы», «Закружилась листва золотая», «Заря окликает другую» и другие. (Приложение №2)

7-й ученик: Сколько раз приходилось читать и слушать о пессимизме С.А. Есенина. Но ведь и такого жизнелюба, каким он был, трудно найти! Он был наделен редчайшим чувством прекрасного, он любил и понимал окружающий его мир, красота жизни была открыта ему до дна.

О Есенине А.Прокофьев сказал: «Он был предельно наделен тонким, тончайшим ощущением природы, природы Руси, России, Родины, которую он беспредельно, беззаветно любил».

Последние дни из жизни С.Есенина.

«В Ленинград Сергей приехал в четверг 24-го декабря утром. О том, что он должен приехать на днях, я знал еще недели за полторы до этого, так как получил от него телеграмму... В четверг с утра мне пришлось на пару часов выйти из дому. Вернувшись, я застал комнату в легком разгроме: сдвинут стол, на полу рядком три чемодана, на чемодане запис­ка: «Поехал в ресторан...»

Оказалось, что у подъезда меня ждет извоз­чик, чтобы везти в «Англетер».

В. ЭРЛИХ. Четыре дня.

«Есенин нас разбудил чуть свет, около пяти часов утра. Он пришел в красном халате, такой домашний, интимный. Начались разговоры о первых шагах его творчества, о Клюеве, к которому Есенин хотел немедленно же ехать. С трудом его уговорили немного обождать, хотя бы до полного рассвета».

Е. УСТИНОВА. Четыре дня Сергея Александровича Есенина.

«Они втроем пришли в «Англетер» в комнату Есенина... Он читал Клюеву все свои новые стихи. Клюев слушал, сложив руки на животе, посматривая на Есенина из-под своих мохнатых, мужицких бровей.

— Ну, как, Николай?
— Хорошие стихи, Сережа, очень хорошие стихи! Вот если бы все эти стихи собрать в одну книжечку да издать ее с золотым обре­зом, она была бынастольнойкнижечкойу всех нежных барышень...

Есенин долго сидел молча, мрачно насупившись... Расстался с Клюевым сдержанно, но... звал его обязательно прийти вечером. Клюев обещался, но не пришел».

Г. УСТИНОВ. Мои воспоминания об Есенине.

«Пришел я рано... Сергей моет кисть. Кажется, в комнате была прислуга. Вдруг Сергей говорит: «...Это же безобразие. Чтобы в номере не было чернил! Ты понимаешь? Хочу написать стихи и нет чернил. Я искал, искал: так и не нашел. Смотри, что я сделал!» Засучил рукав, показывает руку: разрезано. Поднялась буча. В первый раз видел Устинову сердитой...

Сергей нагибается к столу, вырывает из блокнота листок, показывает издали: стихи. Затем говорит, складывая листок вчетверо и кладя мне в карман пиджака: «Это тебе. Я еще тебе не писал ведь? Правда... и ты мне тоже не писал!»

Устинова хочет прочитать. Я тоже. Тяну руку в карман.

— Нет, ты подожди! Останешься один — прочитаешь. Не к спеху ведь».

В. ЭРЛИХ. Четыре дня.

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки и слова,
Не грусти и не печаль бровей,—
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
1925 г.

Последнее стихотворение С. Есенина.

8-й ученик: «Весь этот самый последний день Есенина был для меня мучительно тяжел. Наедине с. ним было нестерпимо оставаться, но и как-то нельзя было оставить одного, чтобы не нанести обиды. Я пришел к нему днем. Есенин спал при спущенных шторах. Увидев меня, он поднялся с кушетки, пересел ко мне на колени, как мальчик, и долго сидел так, обняв меня одной рукой за шею. Он жаловался на неудачно складывающуюся жизнь. Он был совершенно трезв.

Потом в комнату пришли. Есенин пересел на стул, читал стихи, и опять — «Черного человека». Тяжесть не проходила, а как-то усиливалась, усиливалась до того, что уже было трудно ее выносить... Под каким-то предлогом я ушел к себе».

Г. УСТИНОВ. Мои воспоминания о Есенине.

«28-го я пошла звать Есенина завтракать, долго стучала, подошел Эрлих — и мы вместе стучались. Я попросила, наконец, коменданта открыть комнату отмычкой. Комендант открыл и ушел. Я вошла в комнату: кровать была не тронута, я к кушетке — пусто, к дивану — никого, поднимаю глаза и вижу его в петле у окна».

Е. УСТИНОВА. Четыре дня Сергея Александровича Есенина.

«Умер великий национальный поэт... День его смерти должен быть отмечен в литературе трауром».

Алексей ТОЛСТОЙ.

Ведущий: 27 декабря 1925 года трагически оборвалась жизнь Сергея Александровича Есенина. Он ушел из жизни в самом расцвете лет, в расцвете своего таланта, сломался на самом высоком взлете, умер в порыве к большому, великому, к пониманию смысла эпохи.

На следующее утро газеты принесли его предсмертные строки.

«До свиданья, друг мой, до свиданья…»

Поэт ушел, смерть унесла его от нас. Но нам, русским людям, он рассказал о русской земле, о русской душе так сильно, так много, что и столетия спустя потомки наши с благоговением будут произносить его имя.

И всегда русское сердце будет взволнованно отзываться на пленительные звуки таких есенинских строк:

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,—
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Писатель Юрий Лебединский вспоминал: «Перед тем, как отнести Есенина на Ваганьковское кладбище, мы обнесли гроб с телом его вокруг памятника А.С. Пушкину. Мы знали, что делаем, - это был достойный преемник пушкинской славы».