Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: Урок – путешествие.
Тема: Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком.
Цель: Отработать навык правильного написания слов с разделительным мягким знаком.
Задачи: образовательные:
- Закрепить и систематизировать знания о написании слов с разделительным мягким знаком;
- Закрепить знания норм орфографии;
- Учить дифференцировать мягкий знак в функции смягчения и в функции разделения;
коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;
- Формировать навык словообразования;
- Уточнять и обогащать словарь;
- Развивать связную речь;
- Развивать мелкую моторику;
- Развивать мыслительные операции;
- Развивать зрительное восприятие, наблюдательность;
- Развитие учебных умений;
воспитательные:
- Воспитывать у детей умение общаться друг с другом;
- Воспитывать интерес к занятию.
Оборудование:
- Карточка “Найди слова с разделительным мягким знаком”Ручьи, письмо, муравьи, крыльцо, дерево, осень, платье, пеньки, шьёт, ель, крылья.- 10 карточек
- Учебник;
- Послание;
- Матросский воротник
- Карта на доске;
- Рисунок “Корабль” - 10 карточек
- Слова: радость, друзья, мальчики
- Песня “Чунга-Чанга”
- Названия островов “Бухта Слоговая”, “Остров Пиратов”, “Остров Предложение”, “Остров Чунга-Чанга”
- Пазлы со слогами здоро-вья, весе-лья, счас-тья
- Рабочая тетрадь
Карточка с предложением: С деревев опадают жёлтые листя.
Образец правильного предложения
- Ребусы-3
- Свитки-10 шт.
- Надпись “От Робинзона Крузо”
- Шоколадные монеты
- Монеты красного, желтого, зеленого цвета.
Ход урока:
№ |
Содержание |
Примечание |
I |
Организационный момент.(учитель) Закрепление навыков словообразования. Логопед: Ребята, я вам буду называть слова, которые обозначают один предмет, а вы должны изменить их так, чтобы слова обозначали много предметов, например: улей - ульи. Сядет тот, кто правильно изменит слово. Дерево, соловей, лист, ручей, воробей, муравей, стул, колос, перо, крыло, полено. |
|
II 1 |
Основная часть. Знакомство с темой урока. Учитель: - У вас на карточках написаны слова. Давайте прочитаем вслух эти слова. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком. Ручьи, письмо, муравьи, крыльцо, дерево, осень, платье, пеньки, шьёт, ель, крылья. - Какие слова вы подчеркнули? - Кто сделал также? - Почему подчеркнули именно эти слова? (в этих словах пишется разделительный мягкий знак) - Как вы думаете, что мы вспомним на уроке?(вспомним как пишутся слова с разделительным мягким знаком) - Кто сможет сказать, когда пишется разделительный мягкий знак в словах?(Дети вспоминают правило) - А где можем узнать, правильно мы сказали правило или не правильно? (в учебнике) - Давайте откроем учебник и прочитаем правило. Правильно мы сказали? |
Зеленая карточка “Найди слова с разд. мягким знаком”/ Чтение слов вслух. 1 ученик на листе
Сообщение темы урока
Правило Правило в учебнике (читает ученик) |
2 | Развитие мелкой моторики. Логопед: - Пока мы с вами работали, к нам пришло послание. Давайте прочитаем, что здесь написано: Ребята,на острове Чунга–Чанга спрятан клад,если вы хотите найти его,то должны немедленно отправляться на этот остров Сокровищ.Если вы не поторопитесь, то вас опередят пираты.Карту найдете в классе на доске. Робинзон Крузо. -Ну, что, ребята, будем искать клад? Тогда отправляемся в путешествие. - А вот и карта. В путешествие мы отправимся на корабле, но сначала мы должны его подготовить для нашего путешествия. Давайте разогреем наши пальчики, чтобы они лучше работали:
- Соедините пунктирные линии на рисунке. Что вы увидели? - Какая буква спряталась в рисунке? Сколько их? - Корабль готов к путешествию. |
Послание
Открывается доска (карта)
Пальчиковая гимнастика
Рисунок “Кораблик” |
3 | Дифференцировка слов с мягким знаком в функции смягчения и в функции разделения. Учитель:- Но у нашего корабля нет названия. Логопед: - Название есть, только надо правильно выбрать какое нам подходит. В слове обязательно должен быть разделительный мягкий знак. - Кто догадался, какое название у нашего корабля? (ДРУЗЬЯ). Вот теперь можем отправляться в путешествие. |
Слова на доске: радость, друзья, мальчики Звучит песня
Правильная посадка |
4 | Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком. Учитель: - Мы прибыли в бухту “Слоговая”, здесь надо выполнить задание, которое находится у вас на парте в виде пазлов. Соедините пазлы со слогами так, чтобы получились слова. Какие слова получились? Запишите их в тетрадь. Кто всё сделает правильно, тот прочитает пожелание от Робинзона Крузо. Что нам пожелал Робинзон Крузо? Молодцы! Физкультминутка: - Чтобы продолжить путь дальше, давайте немного разомнемся:
|
Бухта “Слоговая” Пазлы со слогами: Здоро-вья, весе-лья, счас-тья. Комментированное письмо
Физ.минутка |
5 |
-Ребята, мы проплываем мимо острова Пиратов. Чтобы не попасть в руки пиратов, надо правильно ответить на вопросы и записать ответ(Все ученики в тетради, а один с обратной стороны доски): -Когда загораются звезды?(ночью) -Когда улетают птицы на юг?(осенью) -Что есть у каждой птицы?(крылья) -Как называются домики пчел?(ульи) -Молодцы! Мы благополучно миновали остров Пиратов. Следуем дальше. |
|
6 |
Работа на уровне предложения. Логопед:- Следующая остановка – остров “Предложение”. Здесь нам понадобятся наши знания, а чтобы наши пальчики лучше работали, давайте их разогреем: Мы научимся орехи Между пальцами катать. Это в школе нам поможет Буквы ровные писать. - Перед вами лежит карточка на которой записано предложение. Вы должны прочитать это предложение, найти ошибки, исправить их, а потом правильно записать предложение в тетрадь: С деревев опадают жёлтые листя. (После того, когда все запишут предложение, логопед показывает образец правильного предложения ) - Поднимите руку у кого также записано предложение. Какие ошибки встретились в предложении? Молодцы! Физкультминутка: - Отправляемся дальше, для этого надо встать. Каждый день по утрам |
остров Пиратов Задание “Ответь на вопрос”
Проверяют ученика, который работал у доски. Остров “Предложение”
Пальчик. гимнастика Карточка с предложением. Задание “Найди ошибки” Образец правильного предложения Физ.минутка под песню “Чунга-Чанга”. |
7 |
Развитие мыслительных операций. Учитель: Вот мы и доплыли до острова “Чунга-Чанга”. Но клад мы сможем найти в том случае, если правильно разгадаем ребусы: 7 + я + ь +я Дар +ь +я -Запишите получившиеся слова на доске. |
остров “Чунга-Чанга”. Задание “Разгадай ребус” (работа в группах) |
8 |
Развитие связной речи. Логопед: - Ребята, теперь с каждым словом давайте составим предложения. Молодцы! |
Работа на своих местах, составляют предложения |
9 |
Задание на дом. Учитель:- Ребята, а вот и клад! А что же в сундучке? (открывают и видят свитки). Возьмите каждый по свитку, и откройте. В этих свитках домашнее задание, которое нужно выполнить. (Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете. Спишите. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком Друзья познаются в беде. Ученье – путь к уменью.) -Ребята, а в сундучке ещё что-то написано “От Робинзона Крузо”. Давайте посмотрим что там.(Дети убирают надпись и видят клад – шоколадные монеты) |
Сундучок Свитки надпись“От Робинзона Крузо” шоколадные монеты |
III | Итог урока. Учитель:- Ребята, что нам помогло найти клад? (знания) - Что мы должны были знать, чтобы выполнить задания?(правило написания слов с разделительным мягким знаком) -Когда в словах пишется разделительный мягкий знак? - Кому было трудно на уроке? Логопед:- Ребята, давайте и мы отблагодарим Робинзона Крузо за клад. Мы оставим ему наши монетки: если вы теперь точно знаете когда пишется разделительный мягкий знак – значит оставляете на острове красную монетку, если вы ещё сомневаетесь – желтую монетку, а если вы не знаете где пишется разделительный мягкий знак – тогда зеленую монетку. (Дети оценивают свои знания по теме, выбирают монетку и крепят её на доску к острову “Чунга-Чанга”) Учитель:- А теперь нам пора обратно в школу. Закройте глазки:
-Ребята, встаньте те, кому было интересно на уроке. -Всем спасибо за урок. Урок закончен. |
Песня “Чунга-Чанга”. Монеты красного, желтого, зеленого цвета |