Интегрированный урок русский язык+логопедическое занятие по теме "Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: Урок – путешествие.

Тема: Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком.

Цель: Отработать навык правильного написания слов с разделительным мягким знаком.

Задачи: образовательные:

  • Закрепить и систематизировать знания о написании слов с разделительным мягким знаком;
  • Закрепить знания норм орфографии;
  • Учить дифференцировать мягкий знак в функции смягчения и в функции разделения;

коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;
  • Формировать навык словообразования;
  • Уточнять и обогащать словарь;
  • Развивать связную речь;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать мыслительные операции;
  • Развивать зрительное восприятие, наблюдательность;
  • Развитие учебных умений;

воспитательные:

  • Воспитывать у детей умение общаться друг с другом;
  • Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование:

  • Карточка “Найди слова с разделительным мягким знаком”Ручьи, письмо, муравьи, крыльцо, дерево, осень, платье, пеньки, шьёт, ель, крылья.- 10 карточек
  • Учебник;
  • Послание;
  • Матросский воротник
  • Карта на доске;
  • Рисунок “Корабль” - 10 карточек
  • Слова: радость, друзья, мальчики
  • Песня “Чунга-Чанга”
  • Названия островов “Бухта Слоговая”, “Остров Пиратов”, “Остров Предложение”, “Остров Чунга-Чанга”
  • Пазлы со слогами здоро-вья, весе-лья, счас-тья
  • Рабочая тетрадь

Карточка с предложением: С деревев опадают жёлтые листя.

Образец правильного предложения

  • Ребусы-3
  • Свитки-10 шт.
  • Надпись “От Робинзона Крузо”
  • Шоколадные монеты
  • Монеты красного, желтого, зеленого цвета.

Ход урока:

Содержание

Примечание

I

Организационный момент.(учитель)

Закрепление навыков словообразования.

Логопед: Ребята, я вам буду называть слова, которые обозначают один предмет, а вы должны изменить их так, чтобы слова обозначали много предметов, например: улей - ульи. Сядет тот, кто правильно изменит слово.

Дерево, соловей, лист, ручей, воробей, муравей, стул, колос, перо, крыло, полено.

 
II

1

Основная часть.

Знакомство с темой урока.

Учитель: - У вас на карточках написаны слова. Давайте прочитаем вслух эти слова. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.

Ручьи, письмо, муравьи, крыльцо, дерево, осень, платье, пеньки, шьёт, ель, крылья.

- Какие слова вы подчеркнули?

- Кто сделал также?

- Почему подчеркнули именно эти слова? (в этих словах пишется разделительный мягкий знак)

- Как вы думаете, что мы вспомним на уроке?(вспомним как пишутся слова с разделительным мягким знаком)

- Кто сможет сказать, когда пишется разделительный мягкий знак в словах?(Дети вспоминают правило)

- А где можем узнать, правильно мы сказали правило или не правильно? (в учебнике)

- Давайте откроем учебник и прочитаем правило.

Правильно мы сказали?

Зеленая карточка “Найди слова с разд. мягким знаком”/

Чтение слов вслух.

1 ученик на листе

 

 

Сообщение темы урока

 

Правило

Правило в учебнике (читает ученик)

2

Развитие мелкой моторики.

Логопед: - Пока мы с вами работали, к нам пришло послание. Давайте прочитаем, что здесь написано:

Ребята,на острове Чунга–Чанга спрятан клад,если вы хотите найти его,то должны немедленно отправляться на этот остров Сокровищ.Если вы не поторопитесь, то вас опередят пираты.Карту найдете в классе на доске. Робинзон Крузо.

-Ну, что, ребята, будем искать клад? Тогда отправляемся в путешествие.

- А вот и карта. В путешествие мы отправимся на корабле, но сначала мы должны его подготовить для нашего путешествия. Давайте разогреем наши пальчики, чтобы они лучше работали:

Чок, чок, чок, чок,
Разжимаем кулачок.
А потом начнем считать
Раз, два, три, четыре, пять.

- Соедините пунктирные линии на рисунке. Что вы увидели?

- Какая буква спряталась в рисунке? Сколько их?

- Корабль готов к путешествию.

Послание

 

Открывается доска (карта)

 

Пальчиковая гимнастика

 

 

Рисунок “Кораблик”

3

Дифференцировка слов с мягким знаком в функции смягчения и в функции разделения.

Учитель:- Но у нашего корабля нет названия.

Логопед: - Название есть, только надо правильно выбрать какое нам подходит. В слове обязательно должен быть разделительный мягкий знак.

- Кто догадался, какое название у нашего корабля? (ДРУЗЬЯ). Вот теперь можем отправляться в путешествие.

Слова на доске: радость, друзья, мальчики

Звучит песня

 

Правильная посадка

4

Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком.

Учитель: - Мы прибыли в бухту “Слоговая”, здесь надо выполнить задание, которое находится у вас на парте в виде пазлов. Соедините пазлы со слогами так, чтобы получились слова. Какие слова получились? Запишите их в тетрадь. Кто всё сделает правильно, тот прочитает пожелание от Робинзона Крузо.

Что нам пожелал Робинзон Крузо? Молодцы!

Физкультминутка: - Чтобы продолжить путь дальше, давайте немного разомнемся:

У меня спина прямая,
Я наклонов не боюсь.
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
Поворачиваюсь.
Раз, два, три, четыре,
Три, четыре, раз, два.
Я хожу с осанкой гордой,
Прямо голову держу,
Никуда я не спешу,
Раз, два, три, четыре,
Три, четыре, раз, два.
Я могу и поклониться,
Повернусь туда-сюда.
Ох, прямёшенька спина!
Раз, два, три, четыре,
Три, четыре, раз, два.

Бухта “Слоговая”

Пазлы со слогами:

Здоро-вья, весе-лья, счас-тья.

Комментированное письмо

 

 

 

Физ.минутка

5

-Ребята, мы проплываем мимо острова Пиратов. Чтобы не попасть в руки пиратов, надо правильно ответить на вопросы и записать ответ(Все ученики в тетради, а один с обратной стороны доски):

-Когда загораются звезды?(ночью)

-Когда улетают птицы на юг?(осенью)

-Что есть у каждой птицы?(крылья)

-Как называются домики пчел?(ульи)

-Молодцы! Мы благополучно миновали остров Пиратов. Следуем дальше.

 

6

Работа на уровне предложения.

Логопед:- Следующая остановка – остров “Предложение”. Здесь нам понадобятся наши знания, а чтобы наши пальчики лучше работали, давайте их разогреем:

Мы научимся орехи

Между пальцами катать.

Это в школе нам поможет

Буквы ровные писать.

- Перед вами лежит карточка на которой записано предложение. Вы должны прочитать это предложение, найти ошибки, исправить их, а потом правильно записать предложение в тетрадь:

С деревев опадают жёлтые листя.

(После того, когда все запишут предложение, логопед показывает образец правильного предложения )

- Поднимите руку у кого также записано предложение. Какие ошибки встретились в предложении?

Молодцы!

Физкультминутка: - Отправляемся дальше, для этого надо встать.

Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать- раз, два, три.
Руки поднимать - раз, два, три.
Приседать и вставать- раз, два, три.
Прыгать и скакать- раз, два, три.

остров Пиратов

Задание “Ответь на вопрос”

 

 

 

Проверяют ученика, который работал у доски.

Остров “Предложение”

 

Пальчик. гимнастика

Карточка с предложением. Задание “Найди ошибки”

Образец правильного предложения

Физ.минутка под песню “Чунга-Чанга”.

7

Развитие мыслительных операций.

Учитель: Вот мы и доплыли до острова “Чунга-Чанга”. Но клад мы сможем найти в том случае, если правильно разгадаем ребусы:

7 + я + ь +я Дар +ь +я

-Запишите получившиеся слова на доске.
-Молодцы!

остров “Чунга-Чанга”.

Задание “Разгадай ребус” (работа в группах)

8

Развитие связной речи.

Логопед: - Ребята, теперь с каждым словом давайте составим предложения. Молодцы!

Работа на своих местах, составляют предложения

9

Задание на дом.

Учитель:- Ребята, а вот и клад! А что же в сундучке? (открывают и видят свитки). Возьмите каждый по свитку, и откройте. В этих свитках домашнее задание, которое нужно выполнить.

(Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете. Спишите. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком

Друзья познаются в беде.

Ученье – путь к уменью.)

-Ребята, а в сундучке ещё что-то написано “От Робинзона Крузо”. Давайте посмотрим что там.(Дети убирают надпись и видят клад – шоколадные монеты)

Сундучок

Свитки

надпись“От Робинзона Крузо”

шоколадные монеты

III

Итог урока.

Учитель:- Ребята, что нам помогло найти клад? (знания)

- Что мы должны были знать, чтобы выполнить задания?(правило написания слов с разделительным мягким знаком)

-Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?

- Кому было трудно на уроке?

Логопед:- Ребята, давайте и мы отблагодарим Робинзона Крузо за клад. Мы оставим ему наши монетки: если вы теперь точно знаете когда пишется разделительный мягкий знак – значит оставляете на острове красную монетку, если вы ещё сомневаетесь – желтую монетку, а если вы не знаете где пишется разделительный мягкий знак – тогда зеленую монетку.

(Дети оценивают свои знания по теме, выбирают монетку и крепят её на доску к острову “Чунга-Чанга”)

Учитель:- А теперь нам пора обратно в школу. Закройте глазки:

Раз, два, три, четыре, пять,
В классе снова мы опять.

-Ребята, встаньте те, кому было интересно на уроке.

-Всем спасибо за урок.

Урок закончен.

Песня “Чунга-Чанга”.

Монеты красного, желтого, зеленого цвета