Цель: развитие познавательного интереса к изучению нового предмета – химии.
Ход вечера
Ведущий. Мы рады видеть вас на празднике “Проникнемся духом химии”. Начиная с 8 класса, вы начинаете путешествовать по этой удивительной стране тайн и загадок. Химия – удивительная наука. С одной стороны, она очень конкретна и имеет дело с бесчисленными полезными и вредными веществами вокруг нас и внутри нас. Поэтому химия нужна всем: повару, шоферу, садоводу, строителю. С другой стороны, эта наука весьма абстрактная: она изучает мельчайшие частицы, которые не увидишь в самый сильный микроскоп, рассматривает громоздкие формулы и сложные законы.
Химия – это наука, умеющая творить чудеса.
- это взлет фантазии и мысли
-это и алхимик в своей келье захламленной,
- это и владелец жизни тайны.
- это Ломоносов, Менделеев
- и, конечно, для тебя средь них осталось место.
Итак, сегодня, мы собрались, чтобы посвятить учащихся 8 класса в химики. Но для этого нужно пройти испытания. Чтобы восьмиклассникам легче было проходить испытания, капитанами команд будут учащиеся 11 класса.
Приглашаю команды 8 классов (каждая команда до вечера придумывает название и девиз)
Команды занимают свои места.
ВЕДУЩИЙ: Позвольте представить вам наше наисправедливейшее жюри, которое по достоинству оценит вас.
Представление команд.
ВЕДУЩИЙ: Дорогие восьмиклассники, примите наши советы по работе в химической лаборатории. Очень внимательно послушайте, если хотите, запишите.
СОВЕТЫ. ( НЕОБХОДИМО НАЙТИ ОШИБКИ)
- Никогда, нигде ничего не трогай. Понюхать можешь, полизать любое вещество.
- Когда учитель скажет вам: “Эксперимент” - ты сразу молча отвернись, сядь скромно в уголке. Ты реактивы не бери, пусть делают другие.
- Если все-таки решил сделать опыт – налей веществ побольше, да смотри, не мелочись. А когда реактивы потекут тебе на платье и на руки вытирать совсем не надо, врачи может быть спасут.
- Нет приятнее занятья, чем пробирку нагревать. Ты зажги спиртовку, а затем пойди по классу погуляй. Пусть получше разгориться и нагреется фитиль. Нагревай теперь пробирку, славный будет результат.
- Если вас застал учитель за любимым вашим делом, потихоньку, что-то слил ты, иль приборы ты разбил. Объясни ему, что это ваш сюрприз к его уроку, что без химии любимой вы не можете никак!
- Если у вас что-либо взорвалось, проверьте, остались ли вы живы.
- Если не усвоили этих правил, не входите в кабинет.
ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
ВЕДУЩИЙ. Испытание на знание техники безопасности вы прошли.
Изучать химию в школе трудно. Если с самого начала это дело не ладится, то вскоре все становится непонятно, а значит, скучно. Другое дело, когда возникает интерес – тогда дело идет на лад, у человека развивается особая, химическая смекалка, растет кругозор. Порой в руках умелого химика, показывающего увлекательные опыты, самые обыденные предметы приобретают волшебные свойства.
Учащиеся 11 класса демонстрируют опыты.
- Семь рецептов секретных чернил.
Рецепты чернил.
- Луковый сок. Буквы становятся видимыми при нагревании бумаги.
- Сок лимона или молоко. Для проявления письма в этих случаях достаточно прогладить бумагу горячим утюгом.
- Буквы, написанные раствором хлорида кобальта (II) CoCI2, содержащим в 25 мл воды 1 г соли, совершенно невидимы и проявляются, делаясь синими, при легком нагревании бумаги.
- Водный раствор хлорида железа (III) FeCI3. Записку, написанную таким раствором обрабатывают ватным тампоном, смоченным водным раствором тиоцианата калия: все невидимые буквы станут кроваво- красными из-за образования комплекса - тритиоцианатотртиакважелеза (III).
- Записка, написанная водным раствором медного купороса проявляется, если ее подержать над склянкой с нашатырным спиртом. Буквы окрашиваются в ярко-синий цвет.
- Записка, написанная водным раствором желтой кровяной солью, прочитается, если смочить ее раствором хлорида железа (III) FeCI3.
- Исчезающие чернила можно приготовить, если смешать 50мл спиртовой настойки иода с чайной ложкой крахмала или декстрина и отфильтровать осадок. Такие синие чернила полностью теряют цвет через 1-2 дня из-за улетучивания иода.
- Черный удав из стакана.
- Железный вулкан Лемери.
Этот опыт представляет собой захватывающее зрелище. Сахарную пудру в количестве 75 г помещают в высокий стеклянный стакан, смачивают ее 5-7 мл воды и перемешивают длинной стеклянной палочкой. Потом к влажному сахару приливают по этой палочке 30 -40 мл концентрированной серной кислоты. Затем быстро перемешивают стеклянной палочкой, которую оставляют в стакане, заполненной смесью. Через одну-две минуты содержимое стакана начнет чернеть, вспучиваться и в виде объемистой, рыхлой и ноздреватой массы поднимается, увлекая вверх стеклянную палочку. Смесь в стакане сильно разогревается и даже немного дымится. Она медленно выползает из стакана.
В железной чашке смешать 2 г железа в виде опилок и 2 г порошкообразной серы. Дотронуться до смеси сильно нагретой стеклянной палочкой. Буквально через несколько секунд из смеси начинают вылетать частицы черного цвета, а сама она, сильно увеличившись в объеме, так разогревается, что начинает светиться.
ВЕДУЩИЙ. Следующий конкурс “ Кто быстрее?” Балл присуждается той команде, которая быстро и правильно ответит на вопрос.
- Из названия, какого элемента, выбросив первые две буквы можно получить название игры (золото – лото)
- если добавить букву к слову – кличу, с которым солдаты идут в атаку, а мирные люди – на парад, получится название элемента (ура – уран)
- местность, где в почве много воды, заменить первую букву, и получим название элемента, которой желали получить алхимики (болото – золото)
- Рим спасли гуси - это известно всем. Бдительные птицы своевременно заметили приближение неприятельских войск и тотчас резким гоготанием сигнализировали об опасности. Но тем неменее Римской империи суждено было погибнуть. Что же послужило причиной падения некогда могущественного государства? Как считают ученые-токсикологи, в этом повинно отравление……. Что погубило Рим? (свинец. Аристократы пользовались свинцовой посудой и косметическими красками водопроводом, содержащими свинец. Продолжительность жизни не превышала 25 лет.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
ВЕДУЩИЙ: Кстати, к нам прибыл с кратковременным неофициальным визитом всемирно известный ученый, большой любитель истины, барон Карл Иероним фон Мюнхгаузен. Он хочет поделиться кое-какими своими наблюдениями. А вы, дорогие участники, внимательно выслушайте его и поправьте старика, если он случайно что-нибудь перепутает. Прошу Вас, уважаемый барон.
“Барон” важно входит и раскланивается, Ведущий и болельщики приветствуют его аплодисментами.
Барон Мюнхгаузен: Как всем известно, я выдающийся химик. Правда, бываю несколько рассеян, что поделаешь – это основной недостаток гениев. О чем это я? А-а, о рассеянности. Как-то я забыл закрыть бутыль с серной кислотой, и она почти вся испарилась. Я быстренько долил кислоту водой. На окошке у меня стояла кристально чистая азотная кислота. Взял я медную пластинку, добавил концентрированную серную кислоту и стал собирать водород. Затем нагрел воду, чтобы получить побольше водорода, но у меня получился озон и я заснул, так как озон, как известно, используется для наркоза. Пока я спал, весь водород растворился в воде. Так мне удалось наполнить водородом воздушный шарик. Ну, ничего, в следующий раз я наполню шар смесью кислорода и водорода. То-то он высоко взлетит!
А теперь разрешите откланяться! Очень тороплюсь на ученый Совет в Академию химических наук!
Закончив рассказ, "Барон" важно откланивается и удаляется.
Ошибки:
1. Серная кислота активно поглощает пары воды.
2. Кислоту льют в воду!
3. На свету азотная кислота разлагается.
4. Выделившийся оксид азота придает азотной кислоте бурую окраску.
5. В данной реакции водород не образуется.
6. Водород получается при электролизе воды.
7. Озон не получается при нагревании воды и не используется для наркоза.
8. Водород плохо растворяется в воде.
9. Смесь водорода и кислорода – гремучий газ.
ВЕДУЩИЙ. Следующий конкурс “ Получение…..” Сейчас каждая команда возьмет задание и в течение нескольких минут подготовит пантомиму. Команда соперников должна догадаться, какой газ был получен.
Команды получают текст сценок, которые должны быть показаны.
Сценка 1. Ученый (разговаривает сам с собой). Так… попробуем нагреть окись ртути… Интересно…. Выделяется газ какой-то.. Попробуем проверить его на мыши… Посажу одну мышь под стеклянный колпак без этого газа, а другую – под колпак, наполненный этим газом.
Потрясающе! Под первым колпаком мышь погибла через 15 минут, а под другим – сидит, как ни в чем, ни бывало!
(газ кислород)
Сценка 2. Ученый (собирает прибор для получения газа). Кладу куски железа и гвоздей, заливаю все купоросным маслом – выделяется газ! Попробую его вдохнуть – ничего… Попробую вдохнуть и выдохнуть на пламя свечи….
Раздается взрыв, ученый падает. Входит слуга, приводит его в чувства.
( газ – водород)
Сценка3. Ученый собирает прибор. Возьму соль аммиака, смешаю с оксидом кальция, смочу водой. Теперь понюхаю. Отвратительный запах! Пробирку опущу вверх дном в воду. Вода врывается в пробирку. (газ – аммиак)
Ведущий. ( пока команды готовятся, игра с болельщиками) Химиками нашей школы открыт новый 115 элемент.
Символ: Fm
Нахождение в периодической системе: главный период, главная подгруппа
Первооткрыватель: Адам
Относительная атомная масса: 60 кг, а также встречаются изотопы от 40 до 250кг.
Распространенность: очень распространенная. В природе в основном находится в химически связанном состоянии.
Физические свойства: встречаются очень красивые образцы, имеющие неровную поверхность. Тает при определенном воздействии. Самопроизвольно закипает и без внешних причин охлаждается.
Коэффициент расширения: увеличивается с годами.
Химические свойства: очень хорошо взаимодействует с золотом, серебром, платиной и другими благородными металлами. Под воздействием комплементов, приобретает красный оттенок. Может неожиданно взорваться
В данной аудитории находится несколько изотопов. Какой это элемент (учитель)
ВЫСТУПЛЕНИЕ КОМАНД. Команда соперников отгадывает, что изображено.
ВЕДУЩИЙ. Последний конкурс “Крестики – нолики”
К доске выходят по одному представителю от команды. Начерченное игровое поле заполняется, если собственный ответ правильный или неправильный у соперника. На каждый вопрос можно ответить только “да” или “нет”.
1. Аргентина названа в честь серебра? (да)
2. Платину назвали “гнилое “ золото, “лягушачье золото”, “серебришко”? (да)
3. Гривна - это слиток серебра массой 200г. Если этот слиток рубили пополам, то получали гривенники? (нет, рубли)
4. Первый исторически известный паспорт был бронзовый? (да)
5. Первая пластинка, изобретенная Эдисоном, была из свинца? (нет, из олова и воска)
6. Эйфелева башня, “железная мадам”, как ее часто называют в Париже, летом на 15 см выше, чем зимой? (да)
7. Памятник Минину и Пожарскому отлит не из бронза из латуни? (да)
8.На завод, выпускающий лезвия для бритв, работающие мужчины должны приходить небритыми для проверки качества лезвий? (да, этот завод находится в Польше).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
ВЕДУЩИЙ. Я думаю, что теперь самое время попросить всех учащихся 8 классов выйти на сцену для церемонии посвящения их в химики. Провести ритуал посвящается царице химии, которая в сою очередь сама даст клятву верности химической науке.
ВЫХОДИТ ЦАРИЦА ХИМИИ.
Царица химии (положа руку на учебник химии). Клянусь я, кислотой и хлором всегда урок по химии учить. И быть в учении упорной, клянусь! Клянусь периодическим законом, достичь того, чего не знал. И до всего дойти умом – клянусь! Клянусь я синим кислородом, раскрыть все сложные вопросы, клянусь!
Для принятия клятвы, прошу всех встать на колени (в зале гаснет свет, по краям сцены горят свечи и в руках царицы – свеча).
Царица: Мы, ныне выпавшие в осадок химики, перед лицом присутствующих торжественно клянемся:
Свято и нерушимо соблюдать законы химии, пропагандировать и нести их в массы, как завещал великий Менделеев
(все повторяют) Керосин, аш-два - о, керосин; Керосин, аш-два - о, керосин; Керосин, аш-два - о, керосин;
Свято и неукоснительно соблюдать правила техники безопасности и указания преподавателя при проведении практических работ, дабы избежать превращение школы в руины
(все повторяют) Керосин, аш-два - о, керосин; Керосин, аш-два - о, керосин; Керосин, аш-два - о, керосин;
Любить и беречь как святыню учебник химии и сдать в библиотеку в срок и в хорошем качестве
(все повторяют) Керосин, аш-два - о, керосин; Керосин, аш-два - о, керосин; Керосин, аш-два - о, керосин;
Чтобы количество учащихся до урока, равнялось количеству учащихся после урока, как гласит закон сохранения массы веществ.
(все повторяют) Керосин, аш-два - о, керосин; Керосин, аш-два - о, керосин; Керосин, аш-два - о, керосин;
Не применять знания химии против своих преподавателей, как бы нам этого не хотелось.
(все повторяют) Керосин, аш-два - о, керосин; Керосин, аш-два - о, керосин; Керосин, аш-два - о, керосин;
Царица химии проводит испытания (ученик по очереди их проходят)
1 испытание: Каждый прикоснитесь к спиртовке, и вы всегда будите помнить правила технике безопасности.
2 испытание: Прикоснитесь к склянке с серной кислотой, и она никогда не прожжет вашей одежды.
3 испытание: Выпейте эликсир “мудрости” и вы будете всегда помнить, что нужно выучить урок по химии.
4 испытание: На уроках вы часто вешали лапшу на уши учителя химии, а теперь ему предоставляется такая возможность (учитель вешает лапшу на уши ученикам).
5 испытание: Прикоснитесь к священной таблице Менделеева. Теперь вы настоящие химики . Поздравляем вас!
В заключении исполняется гимн химиков.
Нам суждено пролить все то, что льется
Просыпать то, чего нельзя пролить
Наш кабинет химическим зовется
Мы рождены, чтоб химию любить
Все выше и выше и выше
Летит рыжий бром к небесам
И кто этим бромом подышит
Тот рыжим становиться сам.
ВЕДУЩИЙ:
Нам осталось пожелать всем удачи и успеха.
Учите химию, и ваши мысли будут более стройными, а чувства более тонкими.
Интересные секреты скрыты в этом кабинете. Жду вас в будущем году. Что мне каждый скажет? Я…(Приду!). Так приходите! Я вас жду!
Награждение команд