Урок-игра по русскому языку "Клуб знатоков" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Закрепить  знания  и  умения, учащихся  о  правописании  проверяемых и  непроверяемых  безударных   гласных  в  корне слова.
  2. Развивать  речь, логическое мышление, память, внимание.
  3. Воспитывать  дружеское, доброжелательное  отношение  друг  к  другу.

Оборудование: игровое  поле  с секторами, юла  со  стрелкой–указателем, карточки с заданиями, карточки – помощь.

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел  звонок.
Начинается  долгожданный урок.
Интересный, познавательный
И  конечно, занимательный.

2. Психологический настрой

Перед  вами  человечки – настроения: весёлое, грустное, серьёзное. Выберите  себе своё  настроение.

У  кого  и какое? Почему?

Подумайте, какую  оценку вы  бы  хотели сегодня  получить  за урок?

Подумали? Хорошо.

В  конце урока  посмотрим, ту  ли оценку  вы получите.

3. Сообщение темы  урока, постановка  учебной задачи

Сегодня  у нас необычный урок. Мы проведём  его  в  форме игры – соревнования  «Клуб знатоков». Будут  задания, которые  потребуют от  вас хороших знаний. Ваша  задача  не только поиграть, но  и показать, как хорошо вы  поняли эту тему.

«Гласные  тянутся в  песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут  в кроватке  баюкать ребёнка,
Но не  желают  свистеть  и  ворчать».

Кто  догадался, как  это  стихотворение  связано  с  темой  нашего  урока?

Правильно. Сегодня  у  нас  с  вами  урок - закрепления  по  теме: «Правописание непроверяемых и  проверяемых  безударных гласных  в  корне  слова».

Какова  же  цель  нашего  урока? ( Дети  формулируют  цели  урока.)

Игра  состоит  из  7 раундов. На  игровом  поле с  секторами  лежат  7  конвертов  с  заданиями. Крутится юла  со  стрелкой. Выполняется то  задание, на которое  указала  стрелка. Участвует 5  человек. За  правильно  выполненное задание  будет  даваться  жетон. Кто  из участников  заработает  самое  большое количество  жетонов, тот  и окажется  « Знатоком».

4. Минутка  чистописания

Прежде  чем  начать  игру, выполним  минутку  чистописания.

На  доске  записаны  буквы:

  а  о  у ы  н  э и

Какая буква  здесь  лишняя? Почему?

На  первой  строчке  запишите  гласные, а  на  второй в  сочетании с  буквой н.

ан   он  ун  ын  эн  ин

Итак, мы   начинаем  нашу  игру. Вращаем   стрелку.

5. Повторение  теоретического  материала

1  раунд  «Вопрос – ответ»

Каждому   из  участников  задаётся   по  одному  вопросу. Отвечает   правильно получает   жетон.

1. Объясните, что   значит  безударная  гласная?

2. Почему   безударные  гласные  нуждаются   в  проверке?

3. Всегда   ли  можно  проверить   написание  безударной  гласной   в  корне слова? Как  поступают   в  этом  случае?

4. Сколько   существует  способов  проверки   безударной  гласной  в   корне слова?

5. Как   проверить  написание  безударной   гласной  в  корне   слова?

( Кто   ответил  правильно, получает  жетон.)

Вращаем   стрелку  дальше.  Следующий…

6. Словарно – орфографическая   работа

2 раунд  «Это  надо   знать»

Каждый   из  вас  записывает   по  памяти  из   словаря  10  слов, которые   отвечают на  вопрос  кто?   в  ед.   ч., а  рядом  это   слово  во  мн. ч.

Например: воробей – воробьи

Выделяя   при  этом  нужные   нам  орфограммы.

Какие   гласные  встретились  вам   в  этих   словах? Проверяемые   или непроверяемые?

Самопроверка.

У кого   всё  правильно  получает   жетон.

Прежде   чем  перейти  к   следующему  раунду, обратите  внимание   на  карточку-помощь, которая   поможет  вам  не   допустить  ошибку.

Как  искать   проверочные  слова  для   корня?

1. Объясни   значение  слова  с   помощью  однокоренного или  подбери  другое   однокоренное   слово.

2. Измени   проверяемое   слово: 

  
предметдействиепризнак

ед.ч. – мн.ч.
кто? что?
(ед.ч. или мн.ч.)
много кого? чего?

что (с)делает?
что (с)делал?
что (с)делаю?

каков?

3. Если   надо,  выполняй  два   действия.

(Карточка – помощь  лежит у  каждого  ученика на парте.)

Переходим к  следующему  раунду.

7. Работа  с   пословицами

3 раунд  «Объясни и напиши»

Каждому игроку выдаётся  карточка   с пословицей, где  на   месте безударной гласной - пропуск. Нужно  правильно   написать  пословицу, объяснить  её   написание  и  смысл.

1. Посп.ш.шь – людей   насм.ш.шь.

2. В.лков   б.яться  в  лес   не х.дить.

3. Д.рёному   к.ню  в  зубы   не  смотрят.

4. Любишь   к.таться, люби  и  саноч.ки  в.зить.

5. Милости   пр.шу  к  нашему   ш.л.шу.

Тот кто правильно  написал и  объяснил, получает  жетон.

Переходим к  следующему  раунду.

8.  Физкультминутка

4  раунд «Отдохни»

А   сейчас  мы  отдохнём. Но   физ. мин. будет  связана  с  темой   нашего  урока.

Я   вам  буду   называть   слова  с  безударной   гласной. Если  гласная  в   слове проверяемая - вы   хлопаете, а  если  непроверяемая   вы  топаете. Понятно?

Медок, пальто, арбуз, снежок, река, пишу, товарищ, столы, девочка, пенал, поля, воробей, коньки, корова, полы, грязнуля, ягода, чистюля, Москва.

Отдохнули?

Переходим   к  следующему  раунду.

9. Упражнение  в   нахождении  проверочных  слов

5  раунд «Найди  пару»

На   доске   в  левом   столбике  записаны  слова, в   которых  показан  выбор   букв. А  в  правом   столбике  проверочные  слова. Ваша   задача,  к  каждому проверяемому   слову  найти  проверочное (соединить   стрелкой)  и  объяснить выбор   буквы.

о

а

к. рмушка

снег

е

и

сн. гирь

верх

а

о  

п .   льто

кормит

е

и  

б. глец

зверь

е

и

в.   хушка

цепь

е

и

т.   традь

беглый

е

и

ц. почка

лес

Для   каких  слов  нет   пары? Почему?

За   правильный  ответ - жетон.

10.  Работа  над  составлением  предложений

6  раунд  «Творческий»

Каждому   из  вас  даются   пары  слов  записанные   на  карточках. Ваша  задача составить   по  1  предложению   из  данных  слов. Найти   и  подчеркнуть главные  члены   предложения. Указать   части  речи.

У   кого  получится  полное,   и  красивое  предложение   получает  жетон.

Лес – лесничий
Рыба – рыбак
Море – моряк
Гриб – грибник
Хлеб – хлебороб

Вот   мы  и   подошли   к  последнему  раунду.

11. Проверка  орфографической  зоркости

7  раунд  «Найди   ошибку»

Каждому   игроку  даётся  карточка с  текстом, в  котором  допущены  ошибки. Ваша  задача найти  их  и исправить. Готовы?

Зима влису.

Побилели   паля  и  луга. Льдом   покрылась  рика. Ана  уснула, как   в  скаске. На  диревьях лижат   сниговые  шубы. Пушыстые  варежки   на  ветках  сосен. Маладые   ёлочьки  укрылись  мягким  снижком. Наснигу   кругом  узоры птичьих  слидов.

Взаимопроверка.

За   правильно  выполненную  работу - жетон.

12. Итог  урока

О   чём  говорили  сегодня   на  уроке?

Было   ли  вам  интересно?

Подсчитываем   количество  заработанных  жетонов   и  определяем  победителя   (или  победителей).

Какую   оценку  каждый  из   вас  поставит  себе   за  урок?

Совпадает   ли  она с  той  оценкой, которую  вы   бы  хотели  получить?

С   каким  настроением  вы   уходите  с  урока?

Спасибо  всем  за   урок!