"Реакции ионного обмена"

Разделы: Химия


Проблема профессиональной направленности – одна из наиболее актуальных проблем педагогики профессионального образования.

Как педагогическое явление профессиональная направленность получила широкое освещение в трудах ученых: С.Я. Батышева, А.П. Беляева, М.И. Махмутова, А.П. Сейтешева, Т.Новацкого, А.Я. Кудрявцева, Г.С. Гуторова, В.П. Гаркунова и других. В трудах педагогов, дидактов и методистов профессиональная направленность рассматривается как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса. Теоретически строгую, определенную категориальную интерпретацию понятию «профессиональная направленность» дал М.И. Махмутов, выразивший ее в форме принципа.

Понятие «профессиональная направленность» тесно связано с системой начального профессионального образования, непосредственно подготавливающей учащихся к заранее спроектированной деятельности, адекватной общественным потребностям в труде. Так как в производительном труде различают два важнейших аспекта (технико-технологический и социальный), то и в содержании профессиональной направленности необходимо выделить соответственно два основных компонента: технико-технологический (предметный) и социальный. Принцип профессиональной направленности реализуется как эффективное средство оптимизации обучения в том случае, если он способствует формированию направленной личности. Важнейшими структурными компонентами профессиональной направленности личности являются:

  • предметная (познавательная) направленность, связанная с овладением учащимися профессионально значимыми знаниями и умениями, необходимыми для оптимального освоения избранной ими профессии;
  • социальная направленность, связанная с приобретением учащимися важнейшего для личности свойства – социальной и психофизиологической направленности на профессиональную деятельность.

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище №76 обучает выпускников основной общеобразовательной школы по таким профессиям, как автомеханик; повар, кондитер; мастер-растениевод.

Поэтому профессиональная направленность формируется на основе следующих профессионально значимых знаний: материаловедческих, кулинарных и природоохранных. Содержание базового уровня химии реализую по модели второго типа, то есть прикладные знания, профессиональная направленность играют роль иллюстраций, насыщающих каждый раздел химии. Изучение курса химии осуществляется по программе О.С. Габриеляна, которая построена по концентрической концепции и позволяет реализовать принцип профессиональной благодаря тому, что в ней есть раздел «Химия в жизни общества». Для нашего образовательного учреждения особую ценность темы «Химия и сельское хозяйство» и «Химия и пища». С переходом на эту программу у преподавателя появилась возможность содержание базового уровня осуществлять и по модели первого типа, когда прикладные знания выделены в отдельный блок. На практике принцип профессиональной направленности реализуется как по первому, так и по второму типу. Считаю такой подход вполне оправданным, так как наше учебное заведение – профессиональное.

Для формирования социальной направленности использую такие средства как:

  • раскрытие личной и общественной значимости знаний и умений в овладении новой технологией, профессиональным мастерством;
  • воспитание профессионально значимых интересов и потребностей;
  • систематическое применение стимулов для развития профессионально направленной личности;
  • организация профессионально направленных внеурочных мероприятий для формирования у учащихся ценностной ориентации в избранной профессии.

Чтобы увлечь и заинтересовать ребят, включаю в урок игровые ситуации, занимательный материал, опыты. С учащимися старших курсов стараюсь избегать долгих повествований, а использовать диалог, беседу.

Формула моего успешного урока.

Рассматривая свой предмет как основной в программе нашего учреждения, все-таки задаю себе вопрос о смысле обучения химии.

Ведь многие уверены, что химия им не пригодится. В таких случаях главное постепенно, на доступных примерах показать, как наука необходима в жизни, в их будущей профессии. Узнав о том, что жирные кислоты - исключительный источник энергии для сердца, девочки задумаются об опасности неразумной диеты. Нужно объяснить, какие жиры полезны, какие нет, почему на растительном масле нельзя жарить бесконечное множество пирожков, почему темнеет сырой очищенный картофель, а при кипячении молока надо быть предельно внимательным, так как оно может «убежать», можно ли тушить горящее топливо и масло водой. Если ученик не может сказать, что такое скорость реакции, или забудет формулировку правила Ле Шателье, он переживет это. Но если он не будет знать, что пары бензина опаснее, чем сама жидкость, то последствия могут быть плачевными.

Так я вплотную подошла к внедрению профессиональной и прикладной направленности преподавания предмета.

Предлагаю Вашему вниманию сценарий урока «Реакции ионного обмена», где раскрываю принцип профессиональной направленности преподавания предмета в группе учащихся, обучающихся по профессии повар, кондитер, и иллюстрирую формулу своего успешного урока. На уроке используется презентация, выполненная в Power Point (Приложение).

Тема урока: Реакции ионного обмена.

Тип урока: Усвоение знаний на основе имеющихся.

Цели урока:

  • Образовательные. Изучить материал о реакциях ионного обмена, условиях их необратимого протекания, научиться составлять молекулярные и ионные уравнения химических реакций, иметь представление о применении реакций ионного обмена в профессиональной деятельности и в повседневной жизни.
  • Развивающие. Продолжить формирование умения находить главное в изучаемом материале, наблюдать, сравнивать, делать выводы, развивать познавательный интерес к предмету, умение правильно излагать свои мысли.
  • Воспитательные. Воспитывать умение слушать учителя и своих однокурсников, умение работать в группе, быть внимательным к себе и к окружающим.

Оборудование: таблицы растворимости, инструкционные карты, реактивы и оборудование, презентация в электронном варианте.

Методы обучения, используемые на уроке: беседа с игровыми приемами, объяснение, практическая работа.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная и групповая.

Продолжительность урока: 45 мин.

Межпредметные связи с профессиональным циклом: кулинария.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Усвоение знаний на основе имеющихся.
  4. Закрепление знаний, умений и навыков.
  5. Подведение итогов, анализ ошибок.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

Презентация

На слайде № 1 появляется девиз этого этапа урока: «Чтобы что-то узнать, надо уже что-то знать». (С. Лем.) На предыдущем занятии мы изучили теорию электролитической диссоциации. Повторим основные понятия этой темы.

На слайде № 2 предлагаемые вопросы появляются по порядку после решения предыдущего.

  • Задание № 1. «Куча мала». На доске беспорядочно расположены ионы (карточки с формулами ионов на магнитах). Разложите их по двум папкам с названием «КАТИОНЫ» и «АНИОНЫ». Дайте названия всем ионам. К доске приглашается один учащийся. Проверяем правильность выполнения задания.
  • Задание № 2. Диссоциация – это … . Продолжите предложение.
  • Вопрос № 3. Электролитами называются вещества … Продолжите предложение.
  • Задание № 4. «Попади в цель». Поразите мишень со словами в центре «степень диссоциации». На доске появляется рисунок «лук и стрела» и предлагается две формулы. Одна отражает закон действующих масс, другая – степень электролитической диссоциации. Надо выбрать верную, чтобы поразить мишень. Анализируем выполнение задания.
  • Задание № 5. «Найди меня». Укажите слабые электролиты. На доске расположены карточки на магнитах с формулами веществ: Н2SO4; Ва(ОН)2; СН3СООН; NаСl. Необходимо цветным магнитом просигнализировать слабый электролит. Анализируем выполнение задания.
  • Задание № 6. Напишите уравнение диссоциации предложенных веществ. Ионы необходимо взять из папок «КАТИОНЫ» и «АНИОНЫ». Недостающие знаки и цифры дописать мелом. Прочитать уравнение диссоциации. Одновременно у доски работают два человека. Анализируем выполнение задания. Преподаватель обращает внимание на то, что процесс диссоциации слабых электролитов обратимый, что графически отражаем стрелками в двух противоположных направлениях.
  • Задание № 7. «Ионы, объединяйтесь!» Составить молекулярную формулу вещества, состоящего из предложенных ионов. Назвать вещества. Преподаватель демонстрирует карточки с формулами двух ионов. Предлагается пять комбинаций.
  1. Усвоение знаний на основе имеющихся.

Преподаватель сообщает учащимся об их готовности к следующему этапу урока, девизом которого является стихотворение Редьярда Киплинга в переводе С.Я. Маршака. В нем убедительно показана роль вопросительных слов, которые помогут вспомнить ранее изучавшийся материал и получить новые знания. Слайд № 3.

Используйте шестерку слуг,
Они помогут Вам везде!
Зовут их: КАК и ПОЧЕМУ,
КТО, ЧТО, КОГДА и ГДЕ!

Преподаватель напоминает, что растворимые в воде кислоты, соли и основания, являющиеся электролитами – это сложные вещества. А в какие реакции могут они вступать? (Обмена и соединения). Нас интересуют сегодня реакции обмена. Поскольку растворы электролитов, особенно сильных, большей частью состоят из ионов, значит, реакции обмена происходят между какими частицами? (Ионами). Сейчас мы с Вами сформулировали тему урока: Реакции ионного обмена. Слайд № 4. Преподаватель формулирует для учащихся цели урока. На слайде № 5 появляется определение реакций ионного обмена. Слайд № 6 иллюстрирует случаи необратимого протекания реакций ионного обмена. Затем комментируется слайд № 7, который учит написанию молекулярного и ионных уравнений реакций и еще раз напоминает, какие вещества в ионных уравнениях записывают в виде молекул, а какие – в виде ионов. Для лучшего запоминания случаев необратимого протекания реакций ионного обмена учащимся предлагаются следующие рифмованные строки. Слайд № 8:

Если выделится газ-
Это раз;
И получится вода -
Это два;
А еще - нерастворимый
Осаждается продукт…
"Есть осадок", - говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик "правила обмена"
Не забудет никогда:
В результате - непременно
Будет газ или вода,
Выпадет осадок –
Вот тогда порядок!

Затем преподаватель демонстрирует опыт взаимодействия раствора соды и уксусной кислоты и обращает внимание учащихся на признак этой реакции. (Выделение газа). Чтобы понять какой газ выделяется, напишем уравнение реакции. Слайд № 9. Эта реакция используется поварами. Вспомните, в каких случаях. (При приготовлении сдобного пресного теста). На чем основано применение этой реакции? (Выделяющийся углекислый газ служит разрыхлителем теста). Слайд № 10. В качестве разрыхлителя теста используется пекарский порошок – смесь пищевой соды и лимонной или ванильной кислоты. Недавно в Германии освоено производство разрыхлителя, состоящего из солей фосфорной кислоты и гидрокарбоната натрия. В зависимости от технологических требований процесса он обеспечивает нужную структуру пор и вкус продукта.

  1. Закрепление знаний, умений и навыков.

Приступаем к следующему этапу урока. Появляется слайд № 11. Выполним практическую работу «Реакции ионного обмена», в которой вы внимательно проследите за признаками происходящих реакций и отработаете навыки составления молекулярных и ионных уравнений. Напоминаются правила «выживания» в химической лаборатории. Слайд № 12.
Результаты наблюдений и уравнения фиксируются на отдельных листах, которые предложены учащимся. В конце занятия листы сдаются на проверку. Слайд № 13. Работа проводится в трех вариантах.

Вариант № 1. В графе «Что делаем» написано:

  • К раствору NаОН добавляем 1-2 капли фенофталеина и соляной кислоты.
  • К раствору Nа2 СО3 добавляем 2-3мл соляной кислоты.
  • К раствору FeCl3 добавляем 2-3 мл КNCS.

Вариант № 2. В графе «Что делаем» написано:

  • К раствору NаОН добавляем 1-2 капли метилоранжа и серной кислоты Н24.
  • К раствору К2 СО3 добавляем 2-3мл соляной кислоты НСl.
  • К раствору ВаCl2 добавляем 2-3 мл К2СrО4

Вариант № 3. В графе «Что делаем» написано:

  • К раствору НСl добавляем 1-2 капли лакмуса и раствор NаОН.
  • К раствору Nа2 СО3 добавляем 2-3мл соляной кислоты.
  • К раствору NаОН добавляем 2-3 мл СuSO4 .

После выполнения работы надо сделать выводы в такой форме. Вывод: реакции между растворами электролитов протекают необратимо в следующих случаях (заполните пробелы):

  1. _____________________________________________________________ .
  2. _____________________________________________________________ .
  3. _____________________________________________________________ .

Работу выполнил(а): __________________________ (Ф. И. разборчиво)

В ходе выполнения лабораторной работы учащимися на доску записываются уравнения реакций трех опытов разных вариантов.

  1. Подведение итогов, анализ ошибок.
  2. Домашнее задание.

Ответьте на вопрос. Можно ли реакцию спиртового брожения глюкозы, находящуюся в основе получения дрожжевого теста, назвать реакцией ионного обмена. Ответ мотивируйте, написав уравнение реакции. Слайд № 14.

Используемая литература:

  1. Артемьев В.П., Князева Р.Н. Задания по сельской тематике в курсе органической химии. «Школа-Пресс», Химия в школе, 1996, № 1.
  2. Бенеш П.Б., Пумпр В., Свобода М., Мансуров Г.Н. 111 вопросов по химии… для всех. Москва «Просвещение», 1994.
  3. Габриелян О.С. Формы организации учебных занятий по химии в сельской школе. «Школа-Пресс», Химия в школе, 1994, № 1.
  4. Махмутов М.И. Вопросы взаимосвязи общеобразовательной и профессионально-технической подготовки молодых рабочих. Сборник научных трудов. М.: АПН СССР, 1982.
  5. Пичугина Г.В. Задания для самостоятельной работы по курсу прикладной химии. «Школа-Пресс», Химия в школе, 1997, № 3.

Презентация Power Point.