Современные условия жизни и общественные отношения заставляют педагогов искать новые образовательные резервы. Одним из таких резервов является внедрение в образовательный процесс проектной деятельности.
Задача сегодняшнего дня - создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. А проектная деятельность как раз и является одним из направлений личностно-ориентированного обучения.
Проектный метод признан достаточно эффективным и для реализации междисциплинарного подхода в различных областях обучения и воспитания.
По мнению Е.С. Полат, проектную деятельность необходимо рассматривать как эффективный способ развивающего и проблемного обучения.
Младший школьный возраст – сензитивный период для развития креативности. Творческое мышление всегда возникает в ситуации поиска и открытия нового при решении различных проблем, которые, ставя ребенка в ситуацию затруднения, предполагают возникновение таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и создание продуктов мышления в форме суждения, понятия, умозаключения.
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой – ориентировать на интеграцию фактических знаний (порой и путём самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.
Термин «проектирование» определяется как деятельность, промысливание того, что должно быть.
Учебный проект – это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия обучающихся с учителем и обучающихся между собой и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Метод проектов реализует деятельностный подход в обучении, поскольку обучение происходит в деятельности, - точнее обучение через деятельность.
Важно помнить, что проектный метод – это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Это технология, обеспечивающая личностный рост ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.
Школьные проекты обязательно должны завершаться презентацией.
Возможными результатами детского проектирования (выходами) могут быть: альбомы, коллекции, фотоотчеты или фотовыставки, костюм, макет, наглядное пособие, газета, самодельная книжка, сценарий праздника или спектакля, альбом, плакат и т. д.
Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей. А дети, в рамках учебной и внеучебной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования. В начальной школе дети открыты для творчества: они мечтают о странствиях, приключениях, хотят стать поэтами, художниками. А потому это время нужно не упустить. Творчество не терпит застоя. Оно существует только в динамике - или развивается, или угасает.
Специфика нашего образовательного учреждения заключается в том, что его посещают дети дошкольного и младшего школьного возраста. В классах обучаются выпускники подготовительных групп нашего же учреждения. Кроме того, обучающиеся находятся в школе в течение всего дня, и перед педагогами стоит задача организации эффективной внеурочной деятельности обучающихся. С этой целью решили апробировать внедрение технологии проектной деятельности в образовательный процесс во внеклассной работе.
Совместно с воспитателем ГПД пересмотрели план воспитательной работы и продумали, какие мероприятия можно заменить проектной деятельностью детей. Так в 1-м классе, вместо традиционного праздника Осени, провели защиту проектов на тему «Рябина».
В тот год как раз осенью рябины приковывали взгляд своей красотой, множеством ярких ягод. Во время прогулки я обратила внимание детей на эту красоту. Дети восхищались, а я у них спросила:
- А что вы знаете о рябине? Посмотрите, сколько много ягод! Интересно, их каждый год бывает столько же? Почему их так много в этом году? Кто-нибудь ест эти ягоды? Как выдумаете, долго ли мы сможем любоваться её красотой? Жаль, что этой красотой мы не всегда сможем с вами любоваться!
В ходе такой беседы предложила детям:
- А что, если мы устроим праздник для красавицы Рябины? Ведь она сегодня тоже подарила нам праздник своей красотой! Только нам нужно будет хорошо подготовиться, мы, оказывается, очень мало о ней знаем. А Рябинке будет приятно узнать о себе много интересного, получить подарки. Что бы вы хотели узнать о рябине?
Дети высказывали свои мысли.
Вернувшись в класс, начали подготовку к празднику. Вместе придумали название «У Рябины – именины». Все получили задание найти интересующие детей сведения о рябине. Родители оказывали помощь своим детям, помогали найти нужную информацию, прочитывали её. Педагог ГПД тоже помогала в этой работе.
После этапа сбора информации распределились, кто чем будет заниматься, готовясь к празднику. В результате обсуждения получились несколько творческих групп по виду деятельности, которой решил заняться ребёнок: учёные-ботаники (ответы – мини-рассказы на интересующие вопросы о рябине), писатели и поэты (собственные сочинения, рассказы), художники (рисунки), фотокорреспонденты (фотографии), кулинары (рецепты блюд), умельцы (поделки), актёры (исполнить роль – монолог от лица Рябины), издатели (книжки).
Первые проекты были индивидуальными, готовились совместно с родителями. Некоторые дети поучаствовали в разных проектах. На реализацию был срок – две недели.
А затем состоялся праздник - презентация проектов. На праздник пригласили родителей, воспитателей дошкольных групп (которые готовили детей к школе). Дети испытали гордость за представленные результаты своего труда. Им была дана возможность рассказать о своей работе, показать, что получилось, поделиться впечатлениями. Обсудили, чем ещё «помогла» нам Рябина, чему научились дети, когда готовились к празднику.
Так же в первом классе реализовали с детьми проекты на темы: «Удивительная азбука», «Моя школа», «Эти удивительные животные». Презентацию провели в подготовительной группе детского сада, подарив дошколятам сделанную своими руками азбуку, альбом «Эти удивительные животные», журнал «Моя школа». Это были результаты работы каждого, объединённые в один коллективный продукт.
Во 2-м классе реализованы проекты на темы «Тайны воды», «Мой город», «Город будущего».
В 3-м классе реализованы проекты: «Наш край», «Тайга». Работая над этими проектами, дети уже объединялись в группы по интересам, учились совместной проектной деятельности.
Работали по плану:
- Выбор темы.
- Сбор сведений.
- Выбор проектов.
- Реализация проектов.
- Презентация.
Совместно выработали памятку, как работать над проектом в группе.
Защита проекта происходила в виде 5-10 минутного выступления автора /или авторов/ проекта. Акцент в таком выступлении был сделан на самые сильные стороны проекта. После речи автора (авторов) проекта с анализом своей работы и ее самооценки присутствующие задавали ему (им) вопросы.
Оценивали проекты по критериям:
- Культура речи: убедительность, эмоциональность, доброжелательность. Артистизм.
- Успешное раскрытие темы проекта с акцентированием внимания на его наиболее сильных /лучших/ сторонах.
- Качества автора проекта: ответственность, стремление к достижению цели, внимание к критике.
- Умение полно отвечать на вопросы, дать объективную собственную оценку проекта, указать недостатки и предложить возможные пути их устранения.
Наибольшее удивление и восторг все получили во время защит проекта «Отряд «Утёс»» (Автор – Дударев Иван) по теме «Наш край». Совместно с родителями он создал видеоролик, показывающий работу этого отряда. Во время демонстрации ролика он чётко комментировал то, что происходило на экране. Получилось так, что само содержание проекта оказало на детей огромный воспитательный эффект (воспитание чувства патриотизма, любви к Родине).
Работу над проектами продолжаем и сейчас. Кроме того, стараемся её внедрять и в урочной деятельности, работая по системе Л.Занкова, где через все уроки «красной нитью» проходит идея: «поставь проблему – разреши – получи продукт: мысль, чувство, действие». Учим детей анализировать проблемную ситуацию, разрешать возникшие противоречия, создавать субъективно новый продукт творческой деятельности.
В рамках творческого проекта мы можем осуществить театрализацию силами ребят с уже проявившимися актерскими способностями, а ребят с ярко проявленными художественными способностями привлечь к выпуску газеты, оформлению выставки; с музыкальными способностями – к музыкальному оформлению литературной композиции; дети уже сами подбрасывают идеи творческих проектов, составляют сценарии праздничных мероприятий, викторины, игры.
В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас идёт путём открытий незнакомого, а вместе мы делаем одно дело: учимся и учим друг друга.
Мы убеждаемся, что проектная деятельность развивает творческие способности.
Все обучающиеся вовлечены в посильную для них творческую деятельность, а это является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников. Дети учатся мыслить самостоятельно, проявлять инициативу, оригинальность суждений, развивается их творческое воображение. У детей возникает потребность в самореализации, самовыражении.
Литература
- Бондаренко А.И. Проект как одна из форм организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. – Начальная школа плюс до и после, №5,2004.
- Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе «Школа 2100». – Начальная школа плюс до и после, №5, 2004.
- Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.
- Филипова С.В.Проектная деятельность как средство становления креативности младших школьников (обобщение опыта работы учителя, г. Абакан).