Внеклассное занятие по русскому языку "Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова"

Разделы: Начальная школа


Цель данного занятия: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас.

В класс входит Незнайка. В руках у него учебник «Русский язык» и «Орфографический словарь».

Незнайка

Дорогие мои ребятишки!
И я нынче взял в руки книжки.
Приглашаю я вас путешествовать,
Знанья свои совершенствовать.

Первая наша остановка в стране «Словария». Из расставленных на доске слов с непроверяемым написанием вы должны выбрать слова на звонкие и глухие согласные на конце слова и написать их в два столбика на темы «Город» и «Деревня».

(Работа проводится по вариантам. Слова: страна, деревня, город, колхоз, земля, огород, молоток, завод, плуг, рабочий, овёс.)

I вариант

II вариант

город

колхоз

завод

огород

молоток

плуг

рабочий

овёс

Дорогие мои победители,
А в зоопарк не хотите ли?

Будьте очень внимательны. Я буду читать, а вы поднимайте выше ваши сигнальные карточки с парными согласными.

Вот царь зверей могучий ле...(ф, в),

А тут жира... (в, ф) с длиннющей шеей.

Ушастый ё... (ш, ж). Чем не хорош?

Ено... (д, т)-красавец смотрит вниз,

Там потянулась сладко ры...ь (з, с).

Плывёт могучий бегемо... (т, д),

Медее...ъ (т, д) над нерпою ревёт.

И белый голу...ь (б, п) там летает,

После трудов отдохнуть приглашает.

А теперь представим себе, что вы попали к себе на кухню. Ух, сколько здесь разных предметов! Я показываю вам предмет, а вы называете его и к названному слову подбираете проверочное.

(Чашка, ложка, кружка, лопатка, сковородка, варежка-прихватка, салфетка.)

Назвали предметы все по порядку,
Теперь приглашаю всех на зарядку.

(Проводится физкультминутка.)

Мелкие шажки — раз, два, три.
Лёгкие прыжки — раз, два, три.
Вот и вся зарядка — раз, два, три.
Мягкая посадка — раз, два, три.

Продолжаем занятие.

Внимание, внимание! Начинаем соревнование!

Кто запомнит из стихотворения больше слов?

Осень шагает
В жёлтом пальтишке,
С кедров сшибает
Бурые шишки.
Трах — на опушку,
Бух — на кукушку,
Хлоп — на зайчишку
Падают шишки.
Ходит зайчишка
Весь в синяках,
Как после стрижки
Шерсть на боках.

А сейчас почтальон Печкин вручит вам приглашения, каждому варианту свое.

1 вариант

Каток

Сад

Детский мир

Лё…кий

Доро…ка

Игру…ки

Мя…кий

Тро…ка

Лоша…ки

Гла…кий

Бере…ки

Крова…ка

Сколь…кий

Ду…ки

Ры…ка

Ре…кий

Рома…ки

Мы…ка

2 вариант

Школа

Море

Столовая

Тетра…ка

Пло…цы

Сли…ки

Кни…ка

Гре…цы

Голу…цы

Обло…ка

Фла…ки

Хле…цы

Промока…ка

Остро…ки

Пиро…ки

Дети пишут слова яркими фломастерами, желающие рисуют. Входит Бабушка-Загадушка.

Бабушка-3агадушка

Дорогие ребятки, отгадайте загадки.

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье.
(Колос, голос)

С глухим согласным — я число,
Со звонким — вид железа.
(Шесть, жесть.)

Ну и молодцы же вы, ребятки,
Быстро отгадали все загадки.
А теперь скажите скороговорку:
Из карманов у Аркашки
Вечно сыплются бумажки.

Ну и молодцы, ребята, хорошо потрудились и все отличились.

Напоследок, мои ребятишки,
Получите, пожалуйста, книжки.

Родители вручают детям книгу «Загадки». Входит Буратино.

Буратино

А сейчас давайте играть.
Будем кукол мы одевать.

(Команда девочек получает куклу-девочку, команда мальчиков — куклу-мальчика.)

Девочки наши добрые и ласковые, назовите ласкательные слова. Что есть у вашей куклы?

(Девочки называют слова: глазки, губки, бровки, ушки, зубки, ножки.)

Вот какая красавица — кукла. А что оденут мальчики на свою куклу?

(Мальчики  называют слова: шубка, сапожки, шапка, варежки, рубашка.)