Информационные технологии на уроках математики

Разделы: Математика


Сегодня применение информационных технологий на уроках позволяет учителю грамотно решать сразу несколько задач: повышение мотивации учащихся к обучению, визуализация изучаемого материала, моделирование различных процессов, использование разнообразных методов и форм обучения, интенсификация учебного труда.

 Для успешно применения ИТ на уроках математики учитель должен не только владеть методикой преподавания, уметь создавать проблемные ситуации, обладать даром прогнозирования, но и быть хорошим пользователем ПК, прекрасно работать во всех программах стандартных программах Microsoft Office и графопостроителях, хорошо ориентироваться в цифровых образовательных ресурсах.

 Я занимаюсь темой «Применение ИТ на уроках математики» с 2006 года и за это время  собрала большою коллекцию цифровых образовательных ресурсов, создала большой банк авторского материала (презентации, файлы мультимедиа), провела более тысячи уроков  разных типов с применением ИКТ.

Основные направления применения ИТ в моей работе с учащимися:

  • изучение материала с применение авторских Презентаций, электронных учебных модулей, различных обучающих программ;
  • контрольное тестирование учащихся с применением собственных тестов и тестов, предлагаемых другими разработчиками;
  • проведение практических занятий с помощью тренажеров;
  • активное использование электронных учебных модулей (информационных, практических, контрольных) в индивидуальной домашней работе;
  • проведение конкурсов презентаций по школьным математическим темам среди учащихся 9-11 классов;
  • оформление учащимися итоговых материалов исследовательской и проектной деятельности;
  • активное использование ИТ на занятиях факультатива  «Учимся работать с Intel», курс «Технологии и мы»;
  • разнообразное  использование мультимедийного материала во внеклассной работе по предмету, в воспитательной работе и в работе с родителями.

Предлагаю  проект урока в 11 классе и фрагмент проекта урока в 10 классе.

УМК:

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне. Математика. 2004 г.
  • Учебник Алгебра и начала анализа, 10, 11 класс /Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, М.В. Ткачёва и др.

Урок в 11 классе. Геометрический смысл производной

Задачи:

Дидактические

  • учащиеся выясняют геометрический смысл производной в точке и выводят уравнение касательной;
  • учащиеся овладевают навыком нахождения углового коэффициента касательной и  навыком вычисления уравнения касательной.

Развивающие

  • формирование представлений о методах математики как универсального языка моделирования явлений и процессов;
  • формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;

Воспитывающие

  • воспитание культуры личности (формирование у обучающихся уважительного отношения к мнению другого, доброжелательности, умения доводить начатое дело до конца).

Дидактические средства:

  • 5 ноутбуков;
  • Проектор;
  • Авторский опорный конспект № 2 (11 класс);
  • Авторская презентация к уроку 45-46;
  • Авторская презентация «Домашняя работа»;
  • ОМС A10_024_p01
  • Доп. файлы Shockwave Flash Object: «Определение касательной», «Примеры касательной», «Угловой коэффициент и производная».

Цели применения ИТ:

  • визуализация материала;
  • активизация работы учащихся;
  • оптимизация сочетания практических и аналитических видов деятельности в соответствии с индивидуальными способностями учеников;
  • интенсификация обучения.

Проект урока

Урок сопровождается авторской презентацией. Данная презентация используется в течение двух уроков в ходе изучения темы «Геометрический смысл производной».

В этом материале приведены слайды только для второго урока этой темы: урока объяснения нового материала.

В презентации используется анимация по щелчку для того, чтобы учащиеся смогли самостоятельно поставить вопрос, порассуждать и выдвинуть гипотезу ответа на вопрос.

Этапы урока и виды деятельности

1. Сдача рапорта дежурных о готовности класса, дате и домашнем задании.

(1 минута)

2. Озвучивание ОК 2.

Учащиеся цепочкой по индивидуальным листам (ОК2 дублируется на экране) проговаривают теоретический материал изученный на предыдущих уроках по теме «Производная»

(3 минуты)

3. Тестирование 4 учащихся на 4 ноутбуках (ОМС A10_024_p01)

Четверо учащихся выполняют задания модуля. По окончании работы учитель, используя раздел «Статистика», выставляет отметку.

(7 минут)

4. Остальные учащиеся занимаются проверкой  домашней работы: № 80 (чет.), 144, 150. Проверка проводится с использование материала презентации с гиперссылкой на текстовые документы. Учащиеся цепочкой проговаривают  свои действия по домашней работе и озвучивают результат.

5. Затем на экране появляется соответствующий текст для зрительной проверки.  Учащиеся выставляют «+» в случае правильного выполнения задания или «-» в случае неправильного и делают быстрое исправление.

(7 минут)

6. Учитель вводит понятие касательной.

Просмотр файла Shockwave Flash Object  Определение касательной.

Учащиеся записывают определение касательной.

Обсуждается вопрос: Верно ли утверждение: «Касательная – эта прямая, имеющая с данной кривой единственную общую точку»?

Просмотр файла Shockwave Flash Object  Примеры касательных.

7. Привлекая чертеж, учащиеся выясняют  геометрический смысл производной в точке.

Просмотр материала файла Shockwave Flash Object  Угловой коэффициент и производная.

Выводы учащиеся записывают в тетрадь.

(10 минут)

8. Для первичного закрепления, учащиеся выполняют № 81 (1-5). Первое задание с пошаговой проверкой на слайде; остальные 2-5 задание, учащиеся выполняют на доске и в тетради.

(6 минут)

9. Учащиеся, отвечая на вопросы учителя, выводят формулу уравнения касательной. Пошаговая анимация создает эффект самостоятельного открытия нового знания учащимися. Итоговые выводы записываются в тетрадь и выделяются в ОК 2.

(6 минут)

10. Закрепление с пошаговой анимацией полученных знаний № 84 (1). Дальнейшая работа на доске № 84 (3,5)

(6 минут)

11. Диагностическая самостоятельная работа.

Решение № 82 (1-4) по вариантам.

С последующей проверкой на слайде.  Учащиеся верно выполнившие задание, помечают задание «+».

(4 минуты)

12. Оценивание работы активных учащихся

Запись домашнего задания

(2 минуты)

Фрагмент урока в 10 классе. Логарифмическая функция, ее свойства и график.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель фрагмента урока:  

  • учащиеся выясняют вид графика логарифмической функции и выводят свойства функции.

Цели применения ИКТ:

  • интенсификация учебного труда;
  • самостоятельное усвоение нового материала;
  • овладение дополнительными навыками работы с ПК;
  • оптимизация сочетания практических и аналитических видов деятельности;
  • визуализация графического материала.

Дидактические средства:

  • 5 Ноутбуков;
  • проектор;
  • авторский Опорный конспект № 4 (10 класс);
  • приложение к ОК 4;
  • авторская презентация к уроку 39-41;
  • авторская презентация «Правила охраны труда»;
  • Advanced Grapher  (графопостроитель).

Этапы урока
и основные виды деятельности учащихся

Операционно-исполнительный этап.

1. Учитель вводит определение логарифмической функции.

Учащиеся определяют цель урока и план изучения свойств функции.

(1 мин)

2. Учитель определяет порядок работы в группах.

Учащиеся разбиваются на группы.

(0,5 мин)

3. Учитель  напоминает правила по технике безопасности.

(0,5 мин)

4. Работа в группах.

Учащиеся получают задания: построить графики и записать свойства следующих функций:

Задание 1

Задание 2

1)

1)

2)

2)

3)

3)

5. Ребята проводят лабораторно-практическую работу на ПК в группах, используя графопостроитель Advanced Grapher .

Обобщенные выводы по 1 и 2 заданию они заносят в лист приложения к ОК 4.

(6 мин)

6. Учащиеся в ходе фронтального опроса сопоставляют результаты лабораторно-практической работы.

7. Учащиеся 5 группы сообщают о другом способе изучения свойств логарифмической функции: доказывают, что показательная и логарифмическая функции взаимно обратны и вспоминают свойства взаимно обратных функций.

8. Ученики группы 5 знакомят всех со своими результатами.

(2 мин)

9. Диагностический тест. (2 мин)

Рассматривая эскизы 8 графиков на слайде, учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Какие из графиков не могут быть эскизом графика логарифмической функции?
  2. Если эскиз может быть графиком логарифмической функции, то каким должен быть параметр а?