Организация методической работы в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Одним из решающих условий модернизации образования, повышения его качества является обеспечение образовательного процесса педагогическими кадрами.

Современному дошкольному образовательному учреждению нужен образованный специалист:

  • обладающая высоким творческим потенциалом,
  • владеющая гибкостью педагогического мышления;
  • постоянно развивающаяся конкурентоспособная личность, стабильно добивающаяся высоких результатов в своей профессиональной деятельности- это те качества, которые характеризуют педагогическую компетентность.

В связи с этим перед нами как впрочем, и перед всеми руководителями ДОУ встала проблема организации более эффективной методической работы направленной на формирование педагогической компетентности у специалистов и воспитателей нашего детского сада.

Проблема повышения профессиональной компетентности через методическую работу рассматривалась многими учеными.

Изучив статьи Ю.Н. Куницкой, А.К. Марковой, В.А. Мижерикова, В.А. Сластенина сформулировавшего задачи методической работы в школе, и определившего факторы в зависимости, от которых выбираются формы организации методической работы. Придя к выводу вслед за К.Ю. Белой, Л. М.. Денякиной, о том, что нетрадиционные формы (активные формы и методы) работы, с педагогическим коллективом позволяющие формировать знания, умения и навыки путем вовлечения педагогов в активную познавательную деятельность, способствуют эффективному повышению профессиональной компетентности педагогов, выстроили систему методической работы в трех направлениях:

  • по отношению к конкретному педагогу главной ее задачей является формирование индивидуальной системы педагогической деятельности воспитателя, обогащение знаний педагога, развитие педагогической техники, развития мотивов творческой деятельности.
  • по отношению к педагогическому коллективу решает задачи формирования коллектива единомышленников, выявления, обобщения и распространения педагогического опыта.
  • по отношению к общей системе непрерывного образования предполагает творческое осмысление и внедрение достижений науки и передовой практики.

Исходя из направления методической работы, определяем тему и выбираем форму организации (индивидуальная, групповая) методического мероприятия и интерактивные методы, направленные на развитие профессиональной компетентности педагогов.

На наш взгляд наиболее эффективной формой методической работы является «Школа педагогического мастерства» о которой хотелось бы более подробно рассказать.

План работы «Школы педагогического мастерства» составляется в конце учебного года на следующий учебный год в соответствии с запросами воспитателей на методическую помощь определяется общая цель работы «школы», количество занятий, темы занятий и цель каждого занятия.

План работы «Школы педмастерства»

Цель:

  • Изучение разных стилей общения воспитателя с детьми, углубление знаний об условиях оптимизации педагогического общения и «педагогике сотрудничества».
  • Овладение педагогической техникой.
  • Развитие «педагогической рефлексии».

№ п.п.

Форма, тема методической работы

Цель методического мероприятия

Ответственные за проведение

Срок проведения

1.

 Педагогическая викторина: «Современный воспитатель. Каков он?»

1. Совершенствовать социально-психологическу культуру (коммуникативные умения) современного воспитателя.
2. Развивать у воспитателей «педагогическую рефлексию».
3. Стимулировать развитие инициативы, творчества, артистизма.
4. Воспитывать интерес к педагогическому поиску, познанию себя.

Заместитель заведующей по ВМР, педагог-психолог

 

2

Деловая игра: «Особенности общения воспитателя с ребенком».

1. Изучение разных стилей общения воспитателя с детьми и самодиагностика стиля педагогического общения.
2. Углубление знаний об условиях оптимизации педагогического общения и «педагогике сотрудничества

Заместитель заведующей по ВМР, педагог-психолог.

 

3.

Организационно-деятельностная игра по разработке Кодекса взаимодействия участников образовательного процесса

1. Совершенствование социально-психологической культуры современного воспитателя.
2. Развитие педагогической рефлексии.
3. Стимулирование развития инициативы, творчества, артистизма.
4. Воспитание интереса к педагогическому поиску, познанию себя.

Заведующая ДОУ, заместитель заведующей по ВМР, педагог-психолог.

 

4.

Конкурс педагогического мастерства: «Развитие коммуникативных умений воспитателя»

1. Развитие умения проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.
2. Проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя: направленность, знания, способности, техника.
3. Тренировка профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения

Заведующей по ВМР, учитель-логопед

 

Каждое методическое мероприятие разрабатывается в соответствии со следующими требованиями к организации и проведению:

  • наличие плана самостоятельной подготовки педагогов к методическому мероприятию (изучение методической литературу, выполнение рекомендованных упражнений и заданий;
  • практический и учебный интерес темы мероприятия для педагога;
  • наличие определенной цели каждого мероприятия;
  • систематичность методической работы (предварительное планирование, использование необходимого количества упражнений, нарастания степени сложности, формы контроля);
  • проведение инструктажа (определение цели данного мероприятия, его задач, условий);
  • использование методики интерактивного обучения (обсуждение проблемных ситуаций, решение педагогических задач, выполнение упражнений и заданий и т.д.)
  • опрос участников мероприятия с целью самоопределения: «Какие умения позволила приобрести им данная форма методической работы».
  • Обязательное соблюдение всеми участниками методических мероприятиях следующих правил:
    1. давать только положительные оценки. Лучше говорить не «правильно», а «интересно, необычно, любопытно, хорошо»;
    2. во время беседы следить за логикой изложения, а не навязывать своего мнения;
    3. нельзя мешать говорящему, так как всякая мысль имеет право на существование, даже если она противоречит твоей;
    4. анализировать можно только идеи, содержание и методику проведения занятий, но никогда нельзя обсуждать личные качества педагога;
    5. критика должна быть конструктивной: наряду с отрицанием необходимо предложить варианты решений.

Такай подход к организации методических мероприятий, позволил:

  • создать условия для творческой деятельности каждого педагога;
  • поставить каждого педагога перед необходимостью постоянного поиска решения проблем.
  • научит их принимать нестандартные решения, формулировать свою мысль самостоятельно и экспромтом.
  • изучить разные стили общения с детьми, углубить знания об условиях оптимизации педагогического общения и «педагогике сотрудничества».
  • овладеть педагогической техникой.
  • развить «педагогическую рефлексии.

Литература:

  1. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. – М.:1993.- 81с.
  2. Денякина Л.М. Руководитель дошкольного учреждения. Профессия или призвание? – Минск: 1997.с. 93
  3. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации.- М.: Новая школа, 1997.-48с.
  4. Куницкая Ю.И. Философско-теоретические основания изучения педагогического профессионализма. // Педагогика.-2004.-№6 с.21-25.
  5. Маркова А.К. Психологические проблемы повышения квалификации// Педагогика.-1992.- № 9-10 с.65-66.
  6. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализм учителя //Педагогика.- 1995.-№6 с.55-62.
  7. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательство центр «Академия»,1999.-189с.
  8. Малашенкова В.Л. Активные методы обучения в методической работе детского сада: Пособие для работы с педагогическими кадрами дошкольных учреждений. - Омск ООИПКРО, 2003.- 31с.
  9. Сластенин В.А. и др. Педагогика. –М.: Издательство Центр «Академия», 1997.-314с.