Одним из решающих условий модернизации образования, повышения его качества является обеспечение образовательного процесса педагогическими кадрами.
Современному дошкольному образовательному учреждению нужен образованный специалист:
- обладающая высоким творческим потенциалом,
- владеющая гибкостью педагогического мышления;
- постоянно развивающаяся конкурентоспособная личность, стабильно добивающаяся высоких результатов в своей профессиональной деятельности- это те качества, которые характеризуют педагогическую компетентность.
В связи с этим перед нами как впрочем, и перед всеми руководителями ДОУ встала проблема организации более эффективной методической работы направленной на формирование педагогической компетентности у специалистов и воспитателей нашего детского сада.
Проблема повышения профессиональной компетентности через методическую работу рассматривалась многими учеными.
Изучив статьи Ю.Н. Куницкой, А.К. Марковой, В.А. Мижерикова, В.А. Сластенина сформулировавшего задачи методической работы в школе, и определившего факторы в зависимости, от которых выбираются формы организации методической работы. Придя к выводу вслед за К.Ю. Белой, Л. М.. Денякиной, о том, что нетрадиционные формы (активные формы и методы) работы, с педагогическим коллективом позволяющие формировать знания, умения и навыки путем вовлечения педагогов в активную познавательную деятельность, способствуют эффективному повышению профессиональной компетентности педагогов, выстроили систему методической работы в трех направлениях:
- по отношению к конкретному педагогу главной ее задачей является формирование индивидуальной системы педагогической деятельности воспитателя, обогащение знаний педагога, развитие педагогической техники, развития мотивов творческой деятельности.
- по отношению к педагогическому коллективу решает задачи формирования коллектива единомышленников, выявления, обобщения и распространения педагогического опыта.
- по отношению к общей системе непрерывного образования предполагает творческое осмысление и внедрение достижений науки и передовой практики.
Исходя из направления методической работы, определяем тему и выбираем форму организации (индивидуальная, групповая) методического мероприятия и интерактивные методы, направленные на развитие профессиональной компетентности педагогов.
На наш взгляд наиболее эффективной формой методической работы является «Школа педагогического мастерства» о которой хотелось бы более подробно рассказать.
План работы «Школы педагогического мастерства» составляется в конце учебного года на следующий учебный год в соответствии с запросами воспитателей на методическую помощь определяется общая цель работы «школы», количество занятий, темы занятий и цель каждого занятия.
План работы «Школы педмастерства»
Цель:
- Изучение разных стилей общения воспитателя с детьми, углубление знаний об условиях оптимизации педагогического общения и «педагогике сотрудничества».
- Овладение педагогической техникой.
- Развитие «педагогической рефлексии».
№ п.п. |
Форма, тема методической работы |
Цель методического мероприятия |
Ответственные за проведение |
Срок проведения |
1. |
Педагогическая викторина: «Современный воспитатель. Каков он?» |
1. Совершенствовать социально-психологическу культуру (коммуникативные умения) современного воспитателя. |
Заместитель заведующей по ВМР, педагог-психолог |
|
2 |
Деловая игра: «Особенности общения воспитателя с ребенком». |
1. Изучение разных стилей общения воспитателя с детьми и самодиагностика стиля педагогического общения. |
Заместитель заведующей по ВМР, педагог-психолог. |
|
3. |
Организационно-деятельностная игра по разработке Кодекса взаимодействия участников образовательного процесса |
1. Совершенствование социально-психологической культуры современного воспитателя. |
Заведующая ДОУ, заместитель заведующей по ВМР, педагог-психолог. |
|
4. |
Конкурс педагогического мастерства: «Развитие коммуникативных умений воспитателя» |
1. Развитие умения проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении. |
Заведующей по ВМР, учитель-логопед |
|
Каждое методическое мероприятие разрабатывается в соответствии со следующими требованиями к организации и проведению:
- наличие плана самостоятельной подготовки педагогов к методическому мероприятию (изучение методической литературу, выполнение рекомендованных упражнений и заданий;
- практический и учебный интерес темы мероприятия для педагога;
- наличие определенной цели каждого мероприятия;
- систематичность методической работы (предварительное планирование, использование необходимого количества упражнений, нарастания степени сложности, формы контроля);
- проведение инструктажа (определение цели данного мероприятия, его задач, условий);
- использование методики интерактивного обучения (обсуждение проблемных ситуаций, решение педагогических задач, выполнение упражнений и заданий и т.д.)
- опрос участников мероприятия с целью самоопределения: «Какие умения позволила приобрести им данная форма методической работы».
- Обязательное соблюдение всеми участниками методических мероприятиях следующих правил:
- давать только положительные оценки. Лучше говорить не «правильно», а «интересно, необычно, любопытно, хорошо»;
- во время беседы следить за логикой изложения, а не навязывать своего мнения;
- нельзя мешать говорящему, так как всякая мысль имеет право на существование, даже если она противоречит твоей;
- анализировать можно только идеи, содержание и методику проведения занятий, но никогда нельзя обсуждать личные качества педагога;
- критика должна быть конструктивной: наряду с отрицанием необходимо предложить варианты решений.
Такай подход к организации методических мероприятий, позволил:
- создать условия для творческой деятельности каждого педагога;
- поставить каждого педагога перед необходимостью постоянного поиска решения проблем.
- научит их принимать нестандартные решения, формулировать свою мысль самостоятельно и экспромтом.
- изучить разные стили общения с детьми, углубить знания об условиях оптимизации педагогического общения и «педагогике сотрудничества».
- овладеть педагогической техникой.
- развить «педагогическую рефлексии.
Литература:
- Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. – М.:1993.- 81с.
- Денякина Л.М. Руководитель дошкольного учреждения. Профессия или призвание? – Минск: 1997.с. 93
- Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации.- М.: Новая школа, 1997.-48с.
- Куницкая Ю.И. Философско-теоретические основания изучения педагогического профессионализма. // Педагогика.-2004.-№6 с.21-25.
- Маркова А.К. Психологические проблемы повышения квалификации// Педагогика.-1992.- № 9-10 с.65-66.
- Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализм учителя //Педагогика.- 1995.-№6 с.55-62.
- Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательство центр «Академия»,1999.-189с.
- Малашенкова В.Л. Активные методы обучения в методической работе детского сада: Пособие для работы с педагогическими кадрами дошкольных учреждений. - Омск ООИПКРО, 2003.- 31с.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика. –М.: Издательство Центр «Академия», 1997.-314с.