Герменевтика – это наука об искусстве понимания, которая позволяет по-новому взглянуть на привычные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий. Социоигровой стиль обучения тесно связан с практической герменевтикой и предлагает учащимся самим искать, придумывать, сравнивать полученные результаты.
Одним из вариантов социоигровой методики является диктант на дружбу, который я провела на классном часе. Я являюсь классным руководителем двух классов (6-го и 7-го), поэтому много внимания уделяю созданию атмосферы дружбы и полезного соперничества между ребятами двух классов. Для сплочения учащихся хороши задания, связанные с двигательной активностью. Очень важно, чтобы вас на занятии было «как можно меньше», а ребят – «как можно больше». Они должны почувствовать себя творцами, а вас – мудрым помощником.
Сначала я поделила ребят на группы, предложив рассчитаться по порядку на один–четыре. В результате были созданы четыре группы по 6-7 человек, причем попали в них ребята как из одного, так и из другого класса, что для меня было очень важно. Затем я предложила ребятам приготовить место для своей группы, поставив столы так, как они еще не стояли. Я объяснила ребятам, что мы будем писать диктант на дружбу, а это значит, что главное – помощь друг другу, взаимная поддержка. Ребята придумали название своих команд и послали посыльного от каждой команды к доске записать название своей команды на доске.
Заранее я приготовила прекрасный, на мой взгляд, текст «Расточай любовь!» (см. приложение 1). Один экземпляр текста я разрезала на куски. Затем предложила командам прислать посыльного для получения задания. На отдельный стол я положила I часть текста и предложила посыльным запомнить его в течение 30 секунд (Рисунок 1). После этого посыльные вернулись к командам и продиктовали членам своей команды то, что запомнили (сами тоже записали). Главное в этой работе: если нашел у себя ошибку, посмотреть, не допустил ли товарищ такую же ошибку (надо напомнить об этом ребятам). Затем я предложила подойти посыльных, которые не очень уверены, что все правильно запомнят. Зато они могли взять с собой помощника. В течение 30 секунд они запоминали II часть текста. Вернувшись к команде, они диктовали и записывали то, что запомнили. Новые посыльные запоминали III часть текста. А последним посыльным я разрешила воспользоваться ручкой и листочком, но сократила время до 10 секунд. В результате у каждого игрока каждой команды оказался свой вариант текста.
Рисунок 1
Затем команды поменялись столами по часовой стрелке, получив задание прочитать и оценить тексты, составленные другой командой (Рисунок 2).
Рисунок 2
Оценки ребятами ставились за грамотное содержание и за дружбу. После этого команды снова поменяли стол по часовой стрелке и оценили проверку чужих текстов, получив отпечатанный экземпляр текста для сравнения (Рисунок 3). Когда ребята вернулись за свой стол и увидели оценку своих текстов, у них возникла дискуссия, а кое-где и ссора. Тогда я предложила ребятам найти в тексте «хитрые места» и задать другим ребятам вопросы по ним. Они спрашивали друг друга: почему «любовь умножается, разделяясь», или почему это «начинание, в котором чем больше тратишь, тем больше получаешь?» и т.д. Версий было столько, что времени классного часа не хватило. На мой взгляд, диктант на дружбу состоялся.
Рисунок 3
Использование социоигровой методики во внеклассной работе дает возможность активизировать как работу всего класса, так и каждого ученика в отдельности. Ученики, открывая друг друга, обогащаются радостью более глубокого познания и окружающего мира, и самих себя.