Цели урока:
- Познакомить с частью традиционной культуры русского народа;
- Закрепить умение различать интонационные особенности русской народной музыки;
- Объяснить учащимся, что каждая календарная обрядовая песня исполнялась в определенное время года, была связана с определенным земледельческим действием, обрядом и поэтому отличалась музыкальным своеобразием.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-знакомство с элементами обряда.
Оборудование: презентация, музыкальные инструменты, аудиозапись календарных обрядовых песен, раздаточный материал (карточки с кроссвордом, картонные жаворонки), театральные атрибуты (русский народный сарафан, ленты для каждой девочки, кушаки для каждого мальчика) испеченные жаворонки (по количеству детей).
Ход урока
Дети в русских народных костюмах входят в класс под плясовую песню.
1. Организация учащихся на урок.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Приятно видеть вас нарядными, улыбнитесь, начинаем урок!
Откройте тетради и запишите число, тему урока.
2. Сообщение темы урока.
.Сегодня наш урок посвящен русской народной песне.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому. Что заботило, радовало и тревожило крестьянина и ремесленника, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам?
Мы продолжаем знакомиться с песенным творчеством нашего народа.
Русские песни веселые и грустные, задорные и лирические. Они сопровождают человека всю его жизнь – с песней и работа легче спориться, песней человек может выразить радость. “Покажите мне народ, у которого было бы больше песен” - писал Н.В.Гоголь.
Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и, как грибы, вырастают города. Под песни пеленаются, женится и хоронится русский человек. Простые, искренние и задушевные песни словно отражали широту души русского человека, его любовь к родной земле, чудесной природе.
3. Повторение пройденного материала.
Задание по группам:
- кроссворд;
- по музыкальному отрывку определить жанр
русской народной песни:
а) частушка,
б) протяжная,
в) солдатская,
г) колыбельная.
4. Изучение новой темы.
Учитель: Традиции проведения праздников на Руси тесно связаны с календарем, с круговоротом хозяйственного года. Большая часть праздников приходилась на зимнее время и весну, когда люди были свободны от работы в поле. Огромное место в народном творчестве занимают чудесные обрядовые песни.
Издавна на Руси известен обряд “Проводы Масленицы”. Он и вам знаком, но вот не все знают, что этот обряд относится к тем далеким временам, когда славяне были язычниками. Не умея объяснить явления природы, люди старались задобрить ее, расположить к себе, очеловечить. После долгой, холодной зимы в деревне свои заботы. Пораньше, с наступлением тепла, обработать землю, подготовить ее к севу, чтобы обеспечить богатый урожай. Вот и казалось людям, что если напекут круглые, как солнце, горячие маслянистые блины, разоденут чучело - раздобрится солнце, скорее наступит тепло, весна, а с ним и время сева. А уж там и до нового урожая недалеко. Так и возник обряд прощания с зимой – “Проводы Масленицы”
В эту пору поют песню “Ой, блины”. Этой песней встречают Масленицу.
Разучивание песни. Инсценирование обрядовой песни.
Задание: каждая группа поет по два куплета. Последний куплет поет девочка, изображая хозяйку:
“Гости будьте же здоровы,
Вот длины мои готовы!”
Учитель: Проводят люди зиму, а там уже и весну встречают. От языческих времен дошел до нас обряд зазывания, закликания весны. Выйдут девушки за околицу, найдуи проталинку и поют. Послушаем, как поются такие песни и подумаем, что необычного в исполнении?
Слушание: закличка “Весна-весняночка”
Дети: необычным является то, что зазывания поются без аккомпанемента, т.е. без музыкального сопровождения.
Учитель: Трудно себе представить какой-либо праздник без участия в нем детей. Ребята затевали веселые игры, которые сопровождались песнями, шутками.
Игровой момент:
Учитель: Давайте поиграем. Вы будете спрашивать Весну, а Весна вам отвечать будет.
Дети: Весна красна, на чем пришла?
Учитель (Весна): На жердочке, на бороздочке.
Дети: А что ты нам принесла?
Учитель (Весна):
Принесла я вам, детишки,
Солнца клочок, и соломки пучок,
Хлебушка краюшку и водицы кружечку.
Учитель: Чудесным был и обряд, связанный с встречей весны в образе птиц. Хозяйки напекут из теста жаворонков, смазывают их головки медом и одаривают детей. Ребятишки посадят их на высокие шесты и побегут за околицу звать птиц. Размахивая шестами, они поют песни, мелодии которых подражают пению птиц.
Музыкальная физминутка.
Разучивание заклички с движением (поднимаем руки вверх, тянемся к солнцу)
Ой, кулики-жаворонушки
Прилетите к нам во донушки.
Принесите нам весну – красну,
Весну-красну, лето теплое
Закрепление пройденного материала.
Учитель: О чудесных русских песнях можно было бы еще много рассказывать. Вспомните, как называется обряд, связанный с проводами зимы?
Дети: Обряд называется Проводы Масленицы.
Учитель: К чему люди готовятся с приходом весны?
Дети: Готовятся к посевным работам.
Учитель: Какие поют мелодии, словно подражая пению птиц?
Дети: Заклички.
Домашнее задание: записать в тетрадь пословицы о народных приметах весной.
5. Итог урока.
Учитель: Вот и закончился наш урок. Я вижу, как горят у всех глаза, расправились плечи, посветлели лица. Такое ощущение, что вы испили живительной влаги из неиссякаемого источника, который зовется “Народное творчество”.