Урок русского языка в 4-м классе по теме "Дательный падеж имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Обучающие.

Познакомить учащихся с основным значением дательного падежа, его вопросами и предлогами; формировать сознательное употребление в речи существительных в дательном падеже.

2. Развивающие.

Развивать творческие способности учащихся, чувства языка и речевого слуха; работать над развитием орфографической зоркости.

3. Воспитывающие.

Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к познанию.

Оборудование: карточки со словарными словами, картинка с изображением Буратино и темой урока, таблица предлогов и вопросов дательного падежа, иллюстрация "Страна падежей", плакат с изображением сказочных героев и стихотворением, у учащихся на партах карточка с отпечатанным стихотворением.

Ход урока

I. Оргмомент.

Проверка готовности учащихся к уроку, мобилизация внимания учащихся.

II. Чистописание.

Ребята, послушайте четверостишье и определите, какую букву мы будем сегодня повторять.

Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

Расскажите всё, что вы знаете об этой букве.

Учитель показывает на доске письмо заглавной и строчной буквы Дд

Дети записывают в тетрадях:

Дд Дд Дд до ди де жд

На доске записаны слова:

Дождливый, дождевик, дождь, подожди

Какое слово здесь лишнее? Почему?

Какие слова мы называем родственными или однокоренными?

Запишите в тетрадь только однокоренные слова, выделите корень.

(1 ученик работает у доски)

  • С какой орфограммой в корне слова вы встретились?
  • Как проверить безударную гласную в корне слова?
  • Какое из данных слов является проверочным словом?

III. Работа со словарными словами.

На доске карточки со словарными словами:

п..года, д..ревня, д..рога

Какая орфограмма встретилась в этих словах?

Запишите данные слова, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую гласную в корне слова.

Проверка: чтение и объяснение правописания слов.

Составьте (устно) с каждым из слов предложение.

Что такое предложение?

IV.Подготовка к восприятию новой темы (повторение)

1 ученик работает у доски.

Письмо с комментированием.

По краю дороги росли дикие кусты малины.

Сделать синтаксический разбор предложения.

Определите падеж существительных - кусты, дороги, малины.

  • Вспомните, сколько в русском языке падежей?
  • Назовите по порядку все падежи с вопросами.
  • В каком падеже будет стоять имя существительное, если в предложении оно является подлежащим?
  • Как определить падеж имени существительного?

V.Физкультминутка

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл,
Чтобы ключик нам достать
Надо на мысочки встать.

VI. Работа по теме.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся ещё с одним падежом, а поможет нам в этом Буратино.

Вместе с ним мы откроем дверцу в "Страну Падежей".

(вывешивается картинка с изображением Буратино и открывается дверка в "Страну Падежей").

Прочитайте, как называется тема нашего урока.

На какие вопросы отвечают имена существительные в дательном падеже?

С какими предлогами употребляются?

Объяснение учителя.

Имена существительные в дательном падеже часто указывают на лицо, для которого совершается действие, точнее на лицо, которому что - то дают. Это основное значение дательного падежа, поэтому он так и называется.

Чтобы узнать дательный падеж, надо поставить к существительному слово ДАЮ (на то он и дательный).

Например: ДАЮ (кому?) другу

ДАЮ (кому?) воробью

Предлоги употребляемые с дательным падежом К и ПО.

* Вернёмся к нашему предложению и найдём в нём имя существительное, употреблённое в дательном падеже. (по краю)

Как вы его нашли? (По предлогу и по вопросу)

Буратино сегодня пришёл к нам не с пустыми руками. Он принёс с собой стихотворение.

(на доске открывается плакат со стихотворением, у детей на парте листы со стихотворением)

Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!
А ещё как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.
А ещё КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь.

Прочитайте стихотворение и найдите в нём имена существительные, употреблённые в дательном падеже.

( на листочках дети крестиком указывают главное слово, ставят от него стрелочку с вопросом к существительному в Д.п. )

VII. Закрепление.

Самостоятельная работа. (Ученик работает на индивидуальной доске)

Составить и записать словосочетания, употребляя предлоги и ставя имена существительные в дательный падеж.

На доске:

Полететь (ветер), идти (озеро),

плыть (вода), стучать (крыша),

гулять (парк), побежать (земля).

Проверка - индивидуальный опрос.

Запись под диктовку пословиц, объяснение их смысла.

Не бойся смотреть правде в глаза.

Человеку по работе воздаётся честь.

Скромность всякому к лицу.

Найдите имена существительные в дательном падеже, укажите падеж, выделите предлоги.

VIII. Развитее речи.

Вспомните, что такое текст?

На какой вопрос отвечает текст - описание?

Внимательно посмотрите на всё, что мы сегодня с вами писали на уроке. Используя материал урока, составьте и напишите мини - сочинение на тему: "Поздняя осень".

Постарайтесь использовать в своём тексте существительные в дательном падеже.

(чтение 2 - 3 сочинений)

IX. Обобщение.

  1. С каким падежом вы познакомились сегодня на уроке?
  2. На какие вопросы отвечают имена существительные дательного падежа?
  3. С какими предлогами употребляются?
  4. Как определить падеж имени существительного?

X. Домашнее задание.