Деятельность методической службы ДОУ по организации профессионального взаимодействия педагогов

Разделы: Работа с дошкольниками


«Какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек. Не обязательно быть специалистом или знать все ответы, чтобы найти решение. Вклад и участие каждого члена группы повышает производительность в целом. Совместная работа в небольших группах – ключ к успеху крупных организаций».1

Одно из направлений Федеральной программы развития российского образования на период до 2010 года - повышение статуса педагога.

«Все педагогические работники должны получить возможность реализовать право на участие посредством профессиональных педагогических сообществ (ассоциаций, объединений, союзов и др.) в управлении образованием, в выработке принципов и направлений образовательной политики». 2

Организация профессионального взаимодействия в нашем дошкольном образовательном учреждении осуществлялась в несколько этапов.

На первом этапе было проведено исследование, направленное на изучение условий, активизирующих творческую деятельность педагогов на педсоветах и семинарах. Объектом исследования стала деятельность педагогов. Предметом - процесс ее активизации посредством использования интерактивных методов обучения. Была проведена комплексная диагностика учебных, воспитательных, педагогических проблем, связанных с проблемой активизации деятельности педагогов, сделан анализ проблемы в соответствии с их интересами в повышении своего профессионального уровня. Была выявлена высокая потребность членов коллектива в активной профессиональной позиции, стремление к самопознанию и самореализации. Ролевая игра «Личностно-ориентированное занятие» помогла участникам на собственном опыте убедиться в том, что делает процесс обучения активным и успешным. Была апробирована система «Поток познания» американского педагога и ученого Джозефа Корнелла. Взаимодействие, активность обучаемых, опора на групповой опыт, обратная связь – эти основные принципы интерактива способствовали повышению производительности труда в целом. 64% педагогов приняли участие в подготовке и проведении интерактивных методов. Четыре семинара были самостоятельно подготовлены и проведены воспитателями и специалистами. Наиболее эффективными методами активизации педагогов оказались деловые и ролевые игры, театральный тренинг, аукцион авторских игр и пособий и др. В результате общения возникло взаимопонимание между педагогами, необходимое для развития личности в коллективе. Произошел переход из позиции «Я» в позицию «Мы», окружение из «Других» превратилось в «Своих». Блиц-опрос и анкетирование педагогов выявили высокую оценку эффективности интерактивных методов в повышении их квалификации: 100% отметили, что участники активно вовлечены в процесс обучения и сами им управляют; 93% указали на то, что на интерактивном семинаре в достаточной степени используется творческий потенциал всех членов коллектива, создана атмосфера взаимного уважения; 87% обратили внимание на то, что обучение связано с прошлым и настоящим опытом педагогов и опирается на групповой опыт; 58% педагогов получают удовольствие от необходимости принимать решение в сложных ситуациях, 52% - от демонстрации своих возможностей. Круг использования активных методов обучения в ДОУ расширяется, педагоги используют их в работе с детьми и родителями.

Вторым этапом организационно-управленческой деятельности методической службы ДОУ стало создание и организация работы творческих (постоянных и временных) групп воспитателей и специалистов с целью содействия развитию педагога как субъекта педагогической, управленческой и инновационной деятельности.

Руководителями творческих групп стали педагоги с ярко выраженным новаторским духом, обладающие способностями к решению нестандартных задач, первыми не только воспринимающие новое, но и сами активно создающие и разрабатывающие педагогические инновации. Работа в режиме малых творческо-исследовательских групп - одна из самых продуктивных форм обучения педагогов, т.к. в состав каждой группы входят педагоги с определенной профессиональной направленностью, кому интересно вместе. Увлечённость одной проблемой, совместные исследования активизируют деятельность педагогов по переводу их методической деятельности в поисково- исследовательскую.

Первой была создана творческая группа специалистов по экологическому воспитанию детей. В ее состав вошли не только педагоги детского сада, готовые к инновационной деятельности, но и сотрудники эколого-просветительского центра «Таймыр» ГПЗ «Путоранский». Общая заинтересованность в вопросах экологического образования и просвещения способствовала созданию и реализации образовательного проекта «От общения – к познанию». К двадцатилетию ГПЗ «Путоранский» Министерство природных ресурсов и экологии выделило средства на издательскую продукцию, и будет выпущено пособие, являющееся результатом пятилетнего сотрудничества и включающее в себя конспекты экологических занятий, сценарии развлечений, дидактические игры. Воспитатели-практики могут использовать это пособие в качестве регионального компонента в любую образовательную программу.

Опыт работы по организации экологической тропинки в условиях Крайнего севера в здании ДОУ будет представлен в журнале «Обруч» (№2-2009г) экспертом проекта «Программы развития ООН/ Глобальный экологический фонд на Таймыре» по блоку «Экологическое образование и просвещение», побывавшим в нашем регионе в октябре этого года с рабочим визитом И.Н. Рыжовым (супругом Н.А. Рыжовой, автора программы «Наш дом – природа»).

«Родной свой край люби и знай» - этот совместный проект с ГПЗ «Путоранский» и МУ «Музей истории освоения и развития НПР» стал победителем открытого благотворительного конкурса «Научных, образовательных и художественных проектов, связанных с локальной историей края» Фонда культурных инициатив Михаила Прохорова. Члены творческой группы организовали городское мероприятие «Презентация дидактической игры «Путешествие северного оленя», на котором присутствовали педагоги из 18 образовательных учреждений, ГОУВПО «НИИ». Фонд дидактических материалов образовательных учреждений городов Норильска, Талнаха, Кайеркана и Дудинки пополнился 500 экземплярами дидактического пособия регионального содержания, изданного на средства грантодателя.

На совместном методическом мероприятии с МДОУ № 29 «Метод педагогического проектирования в деятельности ДОУ» был представлен опыт работы воспитателей по реализации образовательных проектов «Рыбка живая», «От общения к познанию», «Мы вместе» и др.

По итогам городских конкурсов детских творческих работ «Розовая чайка» и «Северный олень» воспитанники нашего ДОУ были награждены дипломами (1 степени в номинации «Альманах», 2 степени в номинации «Объемная форма») и памятным свидетельством в литературной номинации «Северный олень – жизнь путешественника».

Творческая группа педагогов по театрализованной деятельности обогатила традицию «Утро Радостных Встреч» программы «Радуга» межгрупповыми представлениями, сделала сравнительный анализ организации театрализованной деятельности в разных возрастных группах, провела ряд консультаций и семинаров с участием актеров Норильского Заполярного театра драмы. В течение пяти лет в детском театре-студии «Золотой ключик» посмотрели спектакли экологического содержания воспитанники соседних детских садов (№ 73 и 82), детского дома, центра психолого-педагогической реабилитации детей и подростков «Виктория».

Педагоги творческой группы по дизайн-деятельности разработали перспективное планирование по конструированию в соответствии с рекомендациями «Радуги», активизирует деятельность воспитателей на участие в конкурсах и выставках, представляют опыт своей работы на страницах «Забавной полянки» газеты «Заполярная правда».

Воспитание детей раннего возраста – предмет профессионального общения еще одной творческой группы педагогов в нашем детском саду. Воспитателями разработано тематическое перспективное планирование познавательно-речевого развития малышей, оформлен и представлен на городском методическом объединении опыт работы по использованию нетрадиционного оборудования, апробирован опыт работы по организации проектной деятельности с участием самых маленьких воспитанников ДОУ и их родителей.

Руководители творческих групп по дизайн-деятельности и воспитанию детей раннего возраста стали победителями Краевого конкурса на получение денежного поощрения лучших воспитателей муниципальных дошкольных образовательных учреждений Красноярского края.

Параллельно с функционированием постоянных творческих групп в ДОУ создаются временные творческие объединения воспитателей из разных возрастных групп для углубленного изучения и успешной реализации образовательной программы «Радуга». Создание практического материала для воспитателей «Приемы содействия полноценному психическому развитию детей на разных возрастных этапах» включало в себя обсуждение результатов самостоятельного изучения пособия С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьевой «Дошкольник, каков он?» в микрогруппах, составление таблиц по возрастным группам, оформление практического пособия для педагогов на электронном носителе и в бумажном варианте.

Методические рекомендации «Предметно-развивающая среда в разных возрастных группах» для воспитателей, работающих по программе «Радуга» - это попытка педагогов нашего ДОУ соотнести элементы развивающей среды с целью и задачами программы. Методически грамотная организация развивающей среды необходима для освоения педагогами технологий программы, направленных, как на содействие развитию психических структур «деятельность», «сознание», «личность», так и на усвоение обязательных знаний, умений, норм, правил.

На третьем этапе организационно-управленческой деятельности методической службы ДОУ по развитию личности педагога в коллективной профессиональной деятельностибыла создана творческая группа специалистов по реализации исследовательского проекта «Комплексное использование средств физического воспитания в оздоровлении детей раннего возраста в условиях Крайнего севера». Деятельность педлаборатории выводит работу коллектива на качественно новый уровень, предъявляя более высокие требования к каждому специалисту - участнику экспериментальной группы: четкое выполнение функциональных обязанностей, высокая ответственность за инновацию перед детьми и родителями, периодические отчеты о проделанной работе на ученом совете КГОУ ДПО «Норильский институт повышения квалификации». В настоящее время исследование находится на 4, обобщающем этапе. Взаимодействие педагогов и специалистов направлено на оформление и описание результатов экспериментальной деятельности.

Можно отметить наиболее значимые результаты деятельности методической службы нашего ДОУ по организации профессионального взаимодействия педагогов:

  • профессиональные объединения реально изменяют, обогащают, развивают профессиональную позицию педагогов, их отношение к делу, оптимизируют текущее функционирование образовательного учреждения, оказывают направляющее влияние на инновационные процессы;
  • творческие группы, ведущие целенаправленную работу с педагогами по совершенствованию и развитию их профессиональной компетентности, стали важным звеном методической службы, и, соответственно, управленческой деятельности ДОУ: осуществляется рациональное распределение функций между членами коллектива, делегирование полномочий, опирающихся на наиболее развитые, сильные стороны педагога;
  • создаются условия для роста активности и инициативы педагогов, у них появляется возможность раскрыть свои творческие и организаторские способности;
  • повышается составляющая доля участия членов педагогического коллектива в анализе учебно-воспитательного процесса, годовом планировании и разработке программы развития ДОУ посредством включения проектных разработок творческих групп;
  • в ходе групповой работы происходит профессиональное взаимодействие по инициативе самих педагогов: воспитатели разных возрастных групп ищут общие подходы к созданию продукта своей методической деятельности (методические рекомендации, технологии, конспекты занятий, пособия, дидактический материал и др.);
  • включение элементов исследования в методическую работу, использование достижений, находок воспитателей-новаторов для общего дела способствует возникновению обратной связи между педагогами – они, как правило, всегда поддерживают то, что создают сами и интересуются, как идет освоение их методических разработок другими воспитателями, сравнивают его со своим опытом;
  • члены творческих групп, изучив профессиональные интересы и запросы молодых специалистов, вовлекают их в работу своей группы;
  • презентация результатов своего труда для коллег ДОУ, в социуме и педагогическом сообществе на муниципальном и региональном уровнях становится важным стимулом для членов творческих групп, способствует повышению их профессионально-личностного статуса.

1 Н.Л. Чубыкина и др. Мозаика интерактива. ИСАР – Сибирь, 2002.

2 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Нормативные документы Министерства образования РФ. Концепции.