Сущность плановой игры заключается в последовательном, поэтапном проигрывании и проработке типичных динамичных управленческих ситуаций, на основе которых делаются общие выводы по решению комплексной организационной проблемы. Исходный пункт плановой игры- сложная управленческая проблема (В частности, оценка эффективности работы детского дома за учебный год). Суть этой проблемы, а так же цели, ход действий игровых групп- участников задаются в письменной форме. Плановая игра включает в себя несколько временных блоков и рассчитана на 2 дня.
Подготовительная работа:
- в отношении педагогов - собеседование администрации детского дома со специалистами и воспитателями по итогам учебного года; обобщение результатов изучения педагогического коллектива педагогом- психологом; изучение удовлетворенности педагогов условиями труда в детском доме; изучение эффективности форм методической работы; обобщение результатов развития профессиональных компетенций воспитателей за учебный год; мониторинг творческого роста педагогов детского дома.
- в отношении воспитанников - обобщение результатов изучения детского коллектива педагогом- психологом; мониторинг творческого роста воспитанников детского дома; обобщение результатов медицинского, социального, педагогического мониторинга.
Итогом подготовительной работы является обобщенный "информационный пакет".
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Форма организации участников | Содержание | Временные рамки | Ответственный |
Информационное совещание | - Участники игры знакомятся с темой
плановой игры, ходом деятельности в каждый
игровой день, руководителями игровых групп. - Руководители групп получают конверты с подробной инструкцией к деятельности и "информационные пакеты". |
30-40 мин. | Заместитель директора по УВР - руководитель плановой игры |
Сбор Административного совета детского дома (игровая группа № 1) | - Анализ эффективности управленческой
деятельности по критериям: целевая
эффективность управления; технологическая
эффективность управления;
социально-психологическая эффективность
управления и ресурсная эффективность
управления. (В работе группы используются
данные "информационного пакета") - Заполнение протокола оценки эффективности управления образовательным учреждением (Приложение 1 и Приложение 2). |
1,5-2 часа | Директор детского дома |
Заседания игровых групп № 2 и 3 | Игровые группы определены по
направлениям: организация воспитательной
работы; организация деятельности
реабилитационной службы детского дома. Игровые
группы осуществляют следующие действия: - Анализ эффективности воспитательной работы; деятельности реабилитационной службы за учебный год на основании выделенных критериев. (В работе группы используются данные "информационного пакета") - Заполнение протоколов работы игровых групп (Приложение 1 и Приложение 2). - Рефлексия деятельности игровых групп. |
1,5-2 часа | Старший воспитатель, педагог-психолог |
Общее время первого дня плановой игры- 3- 3,5 часа. По окончании работы игровых групп руководители сдают рабочие протоколы руководителю плановой игры; подводятся общие итоги первого дня плановой игры.
ДЕНЬ ВТОРОЙ
Деловая игра "Анализ деятельности детского дома за учебный год. Планирование деятельности детского дома на последующий период".
Задачи:
1. Закрепить умение педагогов детского дома производить оценку эффективности образовательной среды методом SWOT- анализа.
2. Стимулировать развитие информационно- гносеологических профессиональных компетенций педагогов детского дома.
3. Продолжать развивать умения педагогов выявлять трудности на пути решения комплексной организационной проблемы, определять оптимальные способы их преодоления и разрабатывать общую модель действий по достижению цели.
Оборудование и материалы:
- бумага для записей, ручки, бумага формата А3
- мольберт или доска
- информационные материалы, протоколы работы игровых групп первого дня плановой игры
- информационный лист "Возможности и угрозы внешней среды образовательного учреждения".
Время проведения: 2- 2,5 часа
Ход
1 часть - организационная
Участникам деловой игры сообщаются основные итоги первого дня совместной деятельности. Далее участники знакомятся с темой деловой игры, ожидаемыми результатами, ходом совместной деятельности. Решаются организационные вопросы (рабочее место участников, обеспеченность материалами для работы и т. д.).
2 часть - основная
В ходе основной части деловой игры работа строится соответственно логике SWOT-анализа.
1 шаг: Выступление представителей игровых групп № 1,2,3 первого дня плановой игры. Анализируются сильные и слабые стороны деятельности детского дома по конкретным направлениям. Параллельно с выступлениями групп идет запись информации на мольберте или доске.
2 шаг: Работа участников деловой игры с информационным листом "Возможности и угрозы внешней среды детского дома" (Приложение 3). Участники игры анализируют предложенный перечень факторов; выделяют факторы, актуальные для детского дома; добавляют самостоятельно выделенные факторы. Далее представители игровых групп оглашают результаты своей работы. Параллельно с выступлениями групп идет запись информации на мольберте или доске.
3 шаг: Попарное сопоставление факторов с помощью SWOT-матрицы.
Возможности социума | Угрозы детскому дому со стороны социума | |
Сильные стороны детского дома | Поле СИВ (сильные стороны детского дома и возможности социума) | Поле СИУ (сильные стороны детского дома и угрозы социума) |
Слабые стороны детского дома | Поле СЛВ (слабые стороны детского дома и возможности социума) | Поле СЛУ (слабые стороны детского дома и угрозы социума) |
Анализ факторов на пересечении полей позволяет участникам деловой игры выдвинуть стратегии деятельности на последующий период.
Поле СИВ - стратегия деятельности детского дома может быть направлена на усиление своих позиций за счет возможностей социума.
Например, обобщить опыт работы детского дома по конкретной теме и презентовать его на уровне города, области через участие в конкурсе.
Поле СИУ - стратегия деятельности детского дома может быть направлена на уменьшение угроз социума за счет сильных сторон детского дома.
Например, минимизировать негативное влияние молодежных группировок микрорайона на воспитанников детского дома за счет расширения системы дополнительного образования на базе учреждения.
Поле СЛВ - стратегия деятельности детского дома может быть направлена на развитие отдельных сторон своей деятельности за счет возможностей социума.
Например, организовать спортивное направление в работе с мальчиками старшего школьного и юношеского возраста за счет возможностей материально- технической базы социальных партнеров детского дома.
Поле СЛУ - стратегия деятельности детского дома может быть направлена на минимизацию потерь детского дома при угрозах внешней среды.
4 шаг: Определение приоритетов в выдвинутой стратегии на последующий период и формулировка целей деятельности.
5 шаг: Построение "дерева целей" с выделением конкретных задач деятельности служб детского дома; определение исполнителей.
3 часть - заключительная
Подведение итогов двух дней плановой игры. Руководитель плановой игры анализирует степень достижения поставленных задач, полученные результаты. Руководители игровых групп подводят итоги рефлексии совместной деятельности.
Список использованной литературы:
1.Воровщиков, С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: Теория, технология [Текст] : учебное пособие. - М.: ЦГЛ, 2005. - 320с.
2. Пугачев, В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом [Текст] : учебник для студентов вузов.- М.: АспектПресс,2001.-285 с.
3. Пайгусов, А.И. Анализ и оценка внешней среды в процессе стратегического планирования [Текст] / А.И.Пайгусов // Практика административной работы в школе. - 2003 - № 9. - С.32-34.
4. Пайгусов, А.И. Как использовать SWOT - анализ в процессе изучения внешней среды образовательного учреждения [Текст] / А.И.Пайгусов // Практика административной работы в школе. - 2004. - № 2. - С. 14-17.