Тема урока: Осень в природе.
Тип урока: урок с разнообразными видами заданий.
Вид урока: мультимедийный урок.
Цель: познакомить учащихся с осенними изменениями в живой и неживой природе.
Задачи:
- формировать умения анализировать;
- сравнивать и выделять существенные признаки;
- развивать умение находить причинно-следственные связи;
- обобщать и систематизировать наблюдения;
- развивать эмоциональное восприятие осенней природы;
- воспитывать эстетические чувства, экологически грамотное поведение в природе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск “Осень в природе”.
Ход урока
(Слайд 2)
В начале урока детям предлагается посмотреть на экран и ответить на вопрос с целью определения темы урока.
Тучи серые несу
Над землёю вязкой.
И рисую я в лесу
Золотою краской.
Сегодня мы будем говорить об осени, точнее о тех изменениях в природе, которые происходят с её наступлением.
– По каким признакам мы судим о наступлении осени?
(Слайд 3)
Первые заморозки, листопад, улетают птицы.
(Слайд4)
Лес дарит нам свои дары: землянику, грибы.
(Слайд5)
– Ребята, какие осенние месяцы вы знаете?
Хочу предложить вам игру, которая называется “Найди лишнее”. Из перечисленных месяцев необходимо оставить только те, которые являются осенними, восстановив порядок их следования.
– Так какие же изменения происходят в природе с приходом осени?
(Слайд 6)
Мы уже знаем, что всю природу можно разделить на живую и неживую.
(Слайд 7)
– Какие изменения происходят в неживой природе?
(Слайд 8)
Заполним таблицу:
Невысокое положение солнца.
Воздух в начале осени теплый, в конце – холодный.
Вода в водоемах в начале осени – прохладная, в конце осени – замерзает.
В начале осени возможен иней, в конце – заморозки.
В начале осени день равен ночи, в конце – день короче ночи.
А теперь обратимся к живой природе.
(Слайд 9)
– Понаблюдаем, какие изменения происходят в жизни насекомых, птиц, животных.
(Слайд 10)
– Каким животным тяжелее всего перенести похолодание? Почему?
Насекомым, которые питаются соком листьев и нектаром цветов. Они пропадают осенью, потому что листья вянут и опадают, цветы не цветут. Насекомые – животные не теплокровные. Поэтому, когда снижается температура воздуха и почвы, они теряют свою активность и замирают до весеннего тепла (мухи, муравьи) или погибают (некоторые бабочки). Жуки, чтобы переждать холода, закапываются поглубже в землю. Пчелы, питаясь в ульях накопленным за лето медом, согревают друг друга своим теплом, постоянно двигаясь.
(Слайд11)
– Что происходит с птицами?
– Многие птицы, собираясь в стаи, улетают в теплые края.
– Как вы думаете, почему? (Так как мало пищи в лесу, улетают насекомоядные птицы).
– Кто из вас видел, как выстраиваются птицы при перелете?
Крупные птицы, которым лететь труднее, чем мелким, выстраиваются при перелете в цепочку или клин. Одна из птиц (по очереди) становится впереди всех, во главе клина, где труднее преодолевать сопротивление воздуха, а потом перемещается в самый хвост стаи для отдыха.
(Слайд 12)
– Все ли птицы улетают в далекие южные края?
– Некоторые птицы остаются зимовать на родине. Они перебираются поближе к жилью человека, где находят и тепло и пищу.
(Слайд 13)
– А как мы с вами можем помочь птицам выжить?
– Развешивать скворечники, подкармливать птиц.
– Давайте понаблюдаем за животными.
– Как вы знаете, многие животные осенью меняют окрас своей шерсти. Зачем?
(Им предстоит провести зиму в лесу под открытым небом.)
Детям предлагается отгадать загадки и определить название животных.
(Слайд 14)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Слайд 15)
Белка.
(Слайд 16)
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало –
Нет ни дыми, ни пожара.
(Слайд 17)
Лиса.
(Слайд 18)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Слайд 19)
Заяц.
(Слайд 20)
И еще один представитель животных, которые меняют окрас своей шерсти. Волк.
У многих животных с наступлением морозов шерсть становится более густая. Появляется подшерсток, который не дает им замёрзнуть в лютый мороз. Например:
(Слайд 21)
Кабан.
(Слайд 22)
Лось.
– Многие животные делают запасы, чтобы зимой не умереть с голоду. Например:
(Слайд 23)
Мышь полевая.
(Слайд 24)
Ёж.
– А есть и такие животные, которые начинают усиленно питаться, чтобы с наступлением холодов заснуть в своей берлоге. Угадайте, о ком это?
(Слайд 25)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Слайд 26)
Медведь.
(Слайд 27)
Лежит веревка,
Шипит плутовка.
Брать опасно,
Укусит. Ясно?
(Слайд 28)
Змея.
(Слайд 29)
Расселите представителей животного мира по домикам.
Итог урока
– Давайте ещё раз повторим, что мы узнали на уроке.
(Слайд 30)
Осень распустила крылья золотые.
Осень засушила травы полевые.
Залила румянцем молодые клёны.
Лес стоит в багрянце, реки стали тёмны.
Дождик моросящий всё стучит в оконце.
В пелене блестящей скрылось в тучах солнце.
(Саша Зиновьева)
(Слайд 31-35)
– В конце сегодняшнего урока, ребята, я хочу, чтобы вы ещё раз полюбовались картинами осени.